МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

Найдено 1 определение
МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
очерчивает целостность человеческого фактора в социально-правовой системе государственной службы и эксплицирует предмет ее изучения и научного обеспечения в психолого-акмеологическом аспекте при взаимодействии с правом и политологией. В отличие от понятия «профессиональное сознание», которое редуцирует предмет изучения государственной службы до выделения лишь ее психолого-акмеологического аспекта, категория «М. п.» интегрирует в себе как указанный аспект, так еще правовой и политологический аспекты государственной службы (причем, не редуцируя их от политологии и права). При этом структура М. п. государственных служащих может быть представлена взаимодействием различных уровней: акмеологического, концептуального, технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного.
На акмеологическом уровне – через формирование системы профессиональных ценностей государственного служащего, обеспечивается его идентификация с менталитетом российского общества, его культурой и государственностью. На концептуальном уровне – через формирование системы профессиональных представлений о целях, содержании, формах и средствах осуществляемой управленческой и исполнительной деятельности (или поведения), задаваемой как ее социально-правовой нормировкой, так и научно-методическим и материально-информационным обеспечением. На технологическом уровне – через формирование системы профессиональных способов осуществления выполняемой деятельности (или поведения) обеспечивается последовательная реализация конкретных шагов (действий) по достижению ее целей, принятых решений и т.п. На рефлексивном уровне – через формирование системы профессиональных аналитических, критических, прогностических и организационных процедур – обеспечивается целостное осмысление, контролирование, регуляция и самосовершенствование осуществляемой деятельности (поведения) для оптимизации процесса ее выполнения и интерпретации полученных результатов. На коммуникативном уровне– через формирование системы профессиональных коммуникаций – обеспечение непосредственной презентации (и понимания, принятия) результатов осуществления деятельности (поведения) партнерам по ее выполнению или потребителям ее продуктов. На информационном уровне – через формирование системы профессиональной документации – обеспечение (посредством печати, факсов, компьютеров) фиксации, обоснования и трансляции информации о продуктивности и значимости результатов осуществленной деятельности (поведения) для специалистов данного профиля в системе государственной службы.
Системообразующим фактором взаимодействия указанных уровней образующих структуру М. г. п. выступает его центральный, рефлексивный уровень, обеспечивающий взаимосвязь всех остальных уровней, их интеграцию в оптимально функционирующий ансамбль различных аспектов человеческого фактора государственной службы как социально-правовой системы.
Дальнейшая разработка предложенной рефлексивно-акмеологической концепции М. г. п. как целостного предмета изучения и научного обеспечения эффективности государственной службы предполагает изучение ее менталитета, с одной стороны, как специфической формы социально-профессионального мышления, а с другой – как социально-деятельностно ориентированной рефлексии. В современной психологии и акмеологии имеется богатый и конструктивный арсенал концепций и методов изучения и развития выделенных уровневых аспектов М. г. п. Эти методы позволяют диагностировать, корректировать и активизировать такие элементы как: ценностные ориентации, мотивация, самооценка, самоанализ, рефлексия, социальное мышление, акмеологичность личностного, профессионального и социального роста, акмеограммы и продуктивные алгоритмы профессиональной деятельности, стратегии профессионального самосовершенствования; профессиональная, рефлексивная, коммуникативная, информационная компетентность и т.п. Одной из перспективных задач дальнейших комплексных исследований государственной службы при взаимодействии акмеологии, психологии, права и политологии является интеграция указанных методов в систему эффективных методических средств диагностики и развития М.г.п.

Источник: Акмеологический словарь