МЕКТЕБЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МЕКТЕБЫ
араб. мактаб - место, где пишут) — начальные конфессиональные школы у мусульман. Возникли в 7-8 вв. в Аравии. Распространились в странах Ближнего и Среднего Востока. В 9- 10 вв. появились в Средней Азии, Азербайджане, Поволжье и Сибири. Создавались обычно при мечетях. В М. обучались только мальчики 7-13 лет; срок обучения 5-7 лет; роль учителя выполнял мулла - выпускник медресе. В России М. рассматривались как школы типа церковно-приходских. См. также Мусульманская культура

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МЕКТЕБЫ
араб. мактаб — «место, где пишут»), начальные конфессиональные школы у мусульман. Впервые возникли в 7—8 вв. в Аравии (см. Мусульманская культура). Распространились в странах Бл. и Ср. Востока. В 9—10 вв. появились в Ср. Азии, Азербайджане, Поволжье и Сибири. М. обычно создавались при мечетях; у кочевавших народов они размещались в домах или юртах, отводимых для них состоятельными единоверцами. Роль учителя в М. выполнял мулла — выпускник медресе. Отдельные занятия могли поручаться учащимся ст. классов медресе — шакирдам. Иногда в роли учителей выступали странствовавшие муллы. Занятия проходили в зимнее время, продолжались не более 5—6 мес в году. Общий курс обучения 5—7 лет. В М. учились только мальчики 7- 13 лет.
Процесс обучения на первом этапе состоял в заучивании начертаний араб. букв и слов, чтении их по слогам. Затем учащиеся с голоса учителя хором повторяли и заучивали избранные места из Корана, позже — Коран целиком. В течение 3 лет учащиеся овладевали элементарными навыками чтения. В конце курса изучались каллиграфия и нек-рые худож. произведения, читались «Чаар-Китаб», «Суфи-Аллаяр» и др. священные книги мусульман. Содержание этих книг (на араб. и перс, языках) часто не понимали не только дети, но и сами учителя-муллы.
М. содержались на средства мусульм. населения. Обучение было платным. В свободное от занятий время учащиеся привлекались к выполнению разл. хоз. работ в доме муллы. Док-ты об окончании М. не выдавались. В России М. рассматривались как школы типа церковно-при-ходских. наиб. материально обеспеченные учащиеся после курса М. могли поступить в медресе. По данным Туркестанского генерал-губернаторства, в 1884 на терр. края было 4000 М., в к-рых обучалось 42 тыс. уч-ся. В 80-х гг. 19 — нач. 20 вв. появились новометодные (джа-дидистские) М., где обучение грамоте на родном языке велось по звуковому методу. Наряду с араб. языком и чтением священных мусульм. книг изучался рус. яз., давались навыки счета. Роль М. в реальном распространении грамотности среди мусульм. населения России часто подвергается сомнению.
Лит.: Остроумов Н. П., Мусульм. мектебы и рус.-тувемные школы в Туркестанском крае, ЖМНП. Новая серия, 1906, ч. 1, январь; Наливкин В., Что дает среднеазиат. мусульм. школа в общеобразоват. и воспитат, отношениях, в кн.; Туркестанский лит. сб. в пользу прокаженных, СПБ, 1900; Измайлов А. Э., Школа и просвещение в дорев. Киргизии, в его кн.: Очерки по истории сов. школы в Киргизии за 40 лет (1917—1957), фр., 1957; Б с и дер и к о в К. Е., Очерки по истории нар. образования в Туркестане (1865- 1924), Ми960; А и и и С., Старая школа, Душ., 1975. А. Э. Измайлов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия