МЕДРЕСЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МЕДРЕСЕ
араб. Мадраса, от дараса — изучать) — средняя (реже высшая) конфессиональная мусульманская школа. Срок обучения — 3-5 лет; возраст учащихся в среднем от 15 до 30 лет. Большинство медресе дают богословское образование и готовят служителей культа.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

МЕДРЕСЕ
араб. мадраса, от дараса - изучать) — средняя (реже высшая) конфессиональная мусульманская школа. М. возникли у арабов в 7-8 вв., распространились в странах Ближнего и Среднего Востока в 9 и 10 вв. Полный курс наук в М. (с 11-12 вв.) составляли предметы: - арабизм (включая лексикографию, этимологию, синтаксис, риторику, историю), - вероучение и законоведение, - философия (логика, математика, география, астрономия, медицина, естественные науки и умозрительная философия). М. готовили учителей для мектебов, служителей культа; М. повышенного типа - казиев (судей), толкователей шариата, знатоков мусульманских законов. М. учреждались гл.о. под эгидой мусульманского духовенства и, как правило, находились при мечетях. Во 2-й половине 19 в. возникли т.н. новометодные (джадидистские) школы, которые нередко также назывались М. Фактически они представляли собой повышенный тип начального мусульманского училища - мектеба. В связи с реформой национальных систем образования, проведенной в 60-х гг. 20 в. во многих странах ислама, сложились 2 осн. типа М.: - светского характера (средние и высшие государственные учебные заведения) и - готовящие служителей культа. Имеется некоторое число частных М. Выпускники М. могут поступать в университеты.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МЕДРЕСЕ
араб. Мадраса, от дараса — изучать), средняя (реже высшая) конфессиональная мусульманская школа. М. возникли у арабов в 7—8 вв., распространились в странах Бл. и Ср. Востока в 9 и 10 вв. (см. Мусульманская культура). Для мусульм. народов, живших в составе Рос. гос-ва, важное значение имели образоват. традиции нек-рых среднеазиат. М.: в Самарканде (848), Бухаре («Мадресе фарджек», 1-я пол. 10 в.; «Масудия» и «Хания», 1250). М. имелись также у татар и башкир Поволжья и Предуралья, у мусульм. народов Кавказа и Закавказья. Цели, содержание и методы обучения во всех М. были идентичны.
По уровню подготовки учащихся М. делились на 3 ступени: начальная (ипти-даи), средняя (рушди), старшая (игдади). В М. ср. типа учащиеся изучали мусульм. богословие, законоведение, логику, древние филос. учения, математику, географию, араб. и перс, языки. Полный курс наук в М. (с 11—12 вв.) составляли предметы: арабизм (включал лексикографию, этимологию, синтаксис, риторику, историю), вероучение и законоведение (толкование Корана, учение о преданиях, практич. богословие — фикх; учение о разделе имущества, основы законоведения), философия (логика, математика, география, астрономия, медицина, естеств. науки и умозрит. философия).
Осн. методами преподавания были лекции и диспуты. Задача М. ср. типа — подготовка учителей-мулл для мектебов, служителей культа для мечетей; М. по-выш. типа готовили казиев (судей), толкователей шариата, знатоков мусульм. законов. В М. обучались не только лица, посвятившие себя духовному званию, но и представители разночинной интеллигенции, желавшие впоследствии получить профессию учителя, врача и др. Относительно высокую общеобразоват. подготовку способны были обеспечить лишь немногие М. в крупных городах (Самарканд, Бухара, Казань, Уфа). Большинство М. давали ср. духовное образование и незначит. общеобразоват. подготовку. Выпускники М. в царской России обычно приравнивались к окончившим курс духовной семинарии.
М. учреждались гл. обр. под эгидой мусульм. духовенства и, как правило, находились при мечетях и содержались в основном на средства вакуфа, т.е. за счет доходов, получаемых от недвижимого имущества, переданного по завещанию в пользу мечети. М. создавались также по инициативе нек-рых состоятельных частных лиц в благотворит. целях.
Во 2-й пол. 19 в. возникли т. н. ново-методные (джадидистские) школы, к-рые нередко также стали называться М. Фактически эти М. представляли собой по-выш. тип нач. мусульм. училища — мек-теба. Из 25 уч. ч в неделю 20 ч было отведено на изучение Корана, книг, посвященных истории мусульман, и т. п. и только 5ч — на изучение арифметики, географии и др. общеобразоват. предметов.
Режим уч. деятельности М. в каждом отд. случае определялся, исходя из местных условий, по усмотрению мударри-са-главы М. Обычно занятия продолжались с октября по апрель. Срок обучения 3—5 лет. Возраст учащихся в среднем от 15 до 30 лет. Преподавателями в М. были представители мусульм. духовенства и с 19 в. светские лица (к-рым поручалось преподавание светских дисциплин и языков).
В связи с реорганизацией нац. систем образования, проведенной в 60-х гг. 20 в. во мн. странах ислама, сложились 2 осн. типа М.: светского характера (ср. или высш. уч. заведения, входящие в гос. систему образования; обучение раздельное, бесплатное) и готовящие служителей культа. Имеется нек-рое число частных М. Во всех светских М. изучение Корана обязательно. Выпускники М. могут поступать в ун-ты. Медресе аль-Азхар (осн. в 10 в. в Каире) переименовано в ун-т (наряду с традиц. богословским отделением имеются мед., с.-х., инж. ф-ты). В Рос. Федерации действуют М. в Махачкале, Уфе и др., дающие гл. обр. ср. богословское образование.
Лит: Керенский Ф. М., Медресе Туркест. края, СПБ, 1892; Остроумов Н. П., Мусульм. высш. школа (Мадраса), ЖМНП. Новая серия, 1906, ч. 5, октябрь; Сабитов Н., Мектебе и медресе у казахов, А.-А., 1950; Айтмамбе-тов Д., Дорев. школы Киргизии, Фр., 1961; Измайлов А. Э., Школа и просвещение в дорев. Киргизии, в его кн.: Очерки по истории сов. школы в Киргизии за 40 лет (1917—1957), Фр., 1957.
А. Э. Измайлов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
242.66 кб

Роль оренбургского медресе «Хусаиния» в развитии мусульманского образования

Денисов Денис Николаевич
В статье рассматриваются деятельность оренбургского медресе «Хусаиния», его роль в реформировании мусульманского образования Российской империи в конце XIX начале XX в.
Читать PDF
259.40 кб

Современное медресе для современной уммы в России

Мухетдинов Дамир
Читать PDF
279.24 кб

Складывание системы преподавания истории средних веков в новометодных медресе Казани (конец XIX – на

Хамматов Ш. С.
Статья посвящена формированию системы преподавания истории средних веков в мусульманских учебных заведениях – медресе, специфике программ, учебных пособий, по которым шло обучение.
Читать PDF
385.09 кб

Открытие медресе «Хусаиния» и его внутреннее оснащение

Шарипов Альфит Асхатович
В статье рассматривается процесс открытия оренбургскими купцами 1-й гильдии братьями Хусаиновыми новометодного медресе «Хусаиния».
Читать PDF
246.91 кб

Мотивы поступления мусульман в религиозные образовательные учреждения (на примере медресе «Хусаиния»

Гумирова С.
Читать PDF
386.45 кб

Медресе в регионах дореволюционной России как профессиональные учебные заведения

Зорина Юлия Павловна
В статье проведен историографический обзор исследований, раскрывающих проблему развития мусульманских повышенных учебных заведений медресе в регионах дореволюционной России (на примере Башкирии).
Читать PDF
445.15 кб

Возникновение и развитие Стерлибашевского медресе

Басырова Гулсина Галиевна
Целью данной работы является анализ культурно-просветительской, образовательной деятельности медресе и трудов преподавателей конфессионального учебного заведения села Стерлибашево.
Читать PDF
220.35 кб

Рукописные и типографические литературные памятники в Стерлибашевском медресе

Басырова Г.Г.
Статья посвящена исследованию рукописного и старопечатного книжного фонда Стерлибашевского медресе XVIII-XX вв.
Читать PDF
107.99 кб

Педагогическая направленность содержания образования медресе Уфимской губернии в начале ХХ В. (на пр

Гильмиянова Римма Аскаровна
Читать PDF
1.70 мб

Формирование системы преподавания в Казанском медресе «Мухаммадия» в контексте исторического развити

А. И. Гараева
В данной статье рассматривается процесс образовательной деятельности казанского медресе «Мухаммадия», ее роль в процессе реформирования мусульманского образования, дается краткий обзор медресе в ее исторической ретроспективе (анал