МАТВЕЕВ Владимир Федорович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МАТВЕЕВ Владимир Федорович
1932-1989) — журналист и педагог, один из создателей педагогики сотрудничества. С 1965 заместитель гл. редактора журнала "Пионер", с 1974 гл. редактор журнала "Мурзилка". В 1983-88 гл. редактор "Учительской газеты", ставшей под его руководством общественным центром перестройки народного образования. Председатель Творческого союза учителей СССР (1989).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МАТВЕЕВ Владимир Федорович
1.6. 1932, Уфа, — 21.10.1989, Москва), педагог и журналист. Окончил Моск. ин-т междунар. отношений (1956). Пед. деятельность начал в студенч. годы вожатым в дет. доме в Москве и в летних пионерских лагерях; в 60-х гг. был одним из организаторов движения юнкоров. Работал в журналах — «Вожатый»(1962—65), «Пионер» (зам. гл. ред., 1965—74), «Мур-зилка» (гл. ред., 1974—83), в 1983—89 гл. ред. «Учительской газеты», после преобразования ее в издание ЦК КПСС- зам. гл. редактора. Пред. Творч. союза учителей СССР (1989).
Разрабатывал проблемы журналистики, уделяя осн. внимание освещению темы воспитания и развития детей. В 80-е гг. публицистич. творчество М. было направлено на глубокое реформирование системы шк. образования на принципах гуманизма и демократии. Под его руководством «Учительская газета» стала обществ. центром движения учителей за обновление школы. Опубликованные газетой материалы пед. дискуссий, отчеты о встречах с педагогами-новаторами (регулярно с 1986) способствовали подъему интереса общественности к проблемам детства, воспитания и обучения в масштабах страны. М. один из организаторов объединения вокруг газеты педагогов, искавших новые формы и методы работы. Знакомство читателей с их концепциями, с творческими коллективами образовательных учреждений сделало возможным массовый обмен передовым пед. опытом.
М. резко критиковал распространившуюся в СССР модель авторитарной школы, выполнявшей определенный социальный заказ по воспитанию послушных рядовых исполнителей. Он относил к ее осн. чертам жесткую регламентацию, отсутствие дет. самостоятельности, диктат взрослых, антипед. методы подавления и усреднения личности, лицемерие. Авторитарному воспитанию М. противопоставлял педагогику сотрудничества. М. считал, что основой совр. школы должно стать понимание человека как высшей ценности и цели обществ. прогресса. Гл. назначение школы — развитие в атмосфере гуманизма и демократии полноценной личности, способной к самостоятельному и граждански ответственному участию в конструктивном преобразовании и совершенствовании жизни общества.
М. подчеркивал, что учитель, привыкший работать в условиях ведомств, иерархии, невольно превращается в неумолимого повелителя дет. судеб. Гуманистич. педагогика поможет ему «пробудиться от сна души» и включиться в процесс изменения жизни, восстановления че-ловеч. прав и свободы личности.
М. стремился объединить учителей страны в крупную обществ. орг-цию, привлекающую их к творчеству, самообновлению. Активно поддерживал идею Рос. открытого ун-та, как уч. заведения междунар. характера.
Лит.: Владимир Федорович Матвеев, М., 1992.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия