МАТУШКИН Семен Егорович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МАТУШКИН Семен Егорович
р. 1922) — д-р педагогических наук (1972), профессор (1973), член-корреспондент РАО (1974; Отделение базового профессионального образования), профессор Челябинского государственного университета.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МАТУШКИН Семен Егорович
родился 5 мая 1922 г. в с. Тарутино Челябинской области. После окончания средней школы в г. Карабаше Челябинской области призван в 1940 г. в ряды Советской Армии, окончил Иркутскую военную школу авиамехаников, служил в истребительных авиационных полках до 1947 г. Затем работал на Челябинском металлургическом заводе старшим инструктором-методистом учебно-курсового комбината и учился на заочном отделении Челябинского государственного педагогического института. После окончания института в 1955 г. работал директором школы. С 1955 г. – заместитель директора Челябинского педагогического института по заочному обучению, затем – заведующий кафедрой педагогики и психологии пединститута, а с1976 по 1987 г. – ректор Челябинского государственного университета. С 1980 г. по 1990 г. дважды избирался депутатом Верховного Совета РСФСР. В настоящее время работает профессором кафедры педагогики и психологии Челябинского госуниверситета.
Кандидатскую диссертацию по педагогике защитил в 1961 г. в Казанском государственном педагогическом институте. Докторскую – в 1972 г. в АПН СССР, в 1974 г. избран членом-корреспондентом АПН СССР. С этого времени вся научная деятельность проходит в непосредственной связи с педагогическими идеями академиков С.Я. Батышева и П.Р. Атутова.
Под руководством Матушкина С.Е. защищено более ста кандидатских и докторских диссертаций.
В исследования Матушкина С.Е. особое место занимает разработка теоретических основ формирования культуры технического труда, прослеживается своеобразный подход к определению понятия культуры труда на основе анализа общего понятия культуры, т.е. рассмотрение отношения между ними как общего и особенного. Сделана попытка найти основной стержень культуры технического труда – точность знаний и умений, которые он рассматривает как дидактические понятия, показывает взаимосвязь понятия точности с другими понятиями дидактики, раскрывает уровни и основные пути формирования точности знаний и умений в обучении основам наук и труду.
Матушкиным С.Е. разработана и внедрена система формирования трудовых навыков, построенная на основе нарастающей последовательности сходных трудовых движений. При такой системе ранее изученные навыки способствуют приобретению новых, усвоенные ранее элементы трудовых движений легко образуют новую комбинацию.
Ряд изданных Матушкиным С.Е. работ посвящен дидактике трудового обучения. В организации труда учащихся четко формулируются две основные задачи обучения труду: политехническая и нравственная подготовка.
Соч.: Теория образования и обучения. – Челябинск, 1974; Единство теории и практики в обучении. Спецкурс для студентов. – Челябинск, 1973. – (В соавт.); У вас растут дети. – Челябинск, 1974; В семье подросток. – Челябинск, 1979; Воспитание культуры технического труда в школе. – Челябинск, 1971; Факторы воспитания трудолюбия. – Красноярск, 1987. – (В соавт.); Культура труда в школьных мастерских. – Челябинск, 1961.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.