МАРКУШЕВИЧ Алексей Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МАРКУШЕВИЧ Алексей Иванович
1908-1979) — педагог-математик, организатор народного образования и педагогической науки, действительный член АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1967), д-р физико- математических наук (1940), профессор (1944). Вел научно-исследовательскую и преподавательскую работу в вузах Москвы, одновременно зав. редакцией математики в Издательстве технико-теоретической литературы (1934-37; 1943- 1947). Заместитель министра просвещения РСФСР (1958-64). С 1946 в системе АПН; вице-президент АПН (1967- 1975). По инициативе и при участии М. был начат выпуск серии книг "Библиотека учителя", "Популярные лекции по математике". Был одним из инициаторов и редакторов "Энциклопедии элементарной математики" (1951-52, 1963-1966); один из инициаторов издания 12-томной "Детской энциклопедии" (гл. редактор в 1971-1978), 3-томного издания "Что такое? Кто такой?" для младших школьников. М. - один из видных деятелей движения за реформу школьной математики в 60-70-е гг., председатель комиссии АН и АПН СССР по определению содержания образования в средней школе. В 60-е гг. активно участвовал в создании новых школьных учебников по математике, разрабатывал теорию школьного учебника. В области книговедения исследовал вопросы истории книги. С 40-х гг. собирал личную библиотеку. В 1976 безвозмездно передал свое собрание инкунабул Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина (ныне Рос. государственная библиотека).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МАРКУШЕВИЧ Алексей Иванович
20.3(2.4).1908, Петрозаводск, — 4.6.1979, Москва], педагог-математик, организатор нар. образования и пед. науки, д. ч. АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1967), д-р физ.-мат. наук (1940), проф. (1944). В 1930 окончил физ.-мат. ф-т Ср.-азиат, ун-та, преподавал в вузах Ташкента. С 1935 вел Н.-и. и пед. работу в вузах Москвы (МГПИ, МГУ); одновременно зав. редакцией математики в Изд-ве технико-теоретич. лит-ры (1934—37, 1943—47). Зам. мин. просвещения РСФСР (1958—64). С 1946 в учреждениях АПН; вице-през. АПН (1967—75).
В 40—50-х гг. М. Значит. внимание уделял проблемам методики преподавания математики, становления сов. метод. школы, охватывавшим как развитие содержания шк. матем. образования, так и решение вопросов подготовки пед. кадров, пропаганды матем. знаний среди взрослых. Разработал программу согласованной деятельности изд- в по созданию матем. лит-ры для самообразования, организации разл. форм внеклассной работы («О матем. лит-ре для учителя ср. школы», МШ, 1947, № 1). Предложил создать для учителя «путеводитель» по матем. лит-ре, содержащий обзоры отеч. и заруб. лит-ры, методики преподавания, сведения из ее истории, из жизни и деятельности выдающихся ученых-математиков. По инициативе и при участии М. был начат выпуск серии книг «Б-ка учителя», «Популярные лекции по математике». По замыслу М., такая лит-ра должна выполнять роль «глубокой разведки» — какие новые области науки в будущем смогут освоить дети и в какой форме с этими новыми областями следует их знакомить. М., П. С. Александров и А. Я. Хинчин были инициаторами и ред. «Энциклопедии элементарной математики» (1951—52, 1963—66).
М. — один из видных деятелей движения за реформу шк. математики в 60- 70-е гг., пред, комиссии АН и АПН СССР по определению содержания образования в ср. школе. Особо подчеркивал, что цель реформы — значит. обогащение курса математики, повышение его теоретич. уровня, создание условий для развития мировоззрения учащихся, их творческой деятельности. Обращал внимание на необходимость правильно учитывать в преподавании математики все достигнутое до реформы. Считал необоснованными высказывания о том, что перегрузка учащихся связана с введением теоретико-множеств. подхода в изучении нек-рых понятий математики, со стремлением к развитию в шк. курсе языка математики. Свои взгляды изложил в ст. «О шк. математике» (МШ, 1979, ЛЬ 4, опубл. посмертно).
В 60-е гг. активно участвовал в создании новых шк. учебников по математике, разрабатывал теорию уч. книги. Считал, что создание хорошего учебника для ср. школы предполагает труд как ученого-математика, так и опытного преподавателя-практика, способных вместе сделать изложение глубоким, доступным, интересным, воздействующим не только на их разум, но и на чувства, формирующим мировоззрение учащихся. В этой связи обращал внимание на необходимость раскрытия и развития межпредметных связей математики. Автор учебников и уч. пособий по теории аналитич. функций для ун-тов и пед. ин-тов. Был одним из организаторов издания 12-томной «Детской энциклопедии» (гл. ред. в 1971—78), 3-томного изд. «Что такое? Кто такой?» для мл. школьников.
В области книговедения исследовал вопросы истории естеств.-науч. и техн. книги, уч. лит-ры, инкунабул. С 40-х гг. собирал личную б-ку, уделяя особое внимание выдающимся памятникам истории книги. В 1976 безвозмездно передал свое собрание инкунабул Гос. б-ке СССР им. В. И. Ленина (ныне Рос. гос. б-ка).
Соч.: Ряды, М.-Л1936; M.; Элементы теории аналитич. функций, М., 1944; Действит. числа и осн. принципы теории пределов, М. — Л1948; Популярные лекции по математике, в. 1, 4, 9, 13, М. — Л., 1951—54; К вопросу о реформе шк. курса математики, МШ, 1964, № 6; Преподавание в школе естеств.-матем. наук и формирование науч. мировоззрения, МШ, 1976, № 2; Размышления о судьбах учебника, в кн.: Проблемы шк. учебника, в. 1, М. 1974; Жизнь среди книг, М., 1989 (сост.).
Лит.: К семидесятилетию проф. А. И. Мар-кушевича, в сб.: Книга. Исследования и материалы, в. 36, М., 1978; Черкасов Р. С., О метод. наследии А. И. Марку-шевича (к 80-летию со дня рождения), МШ, 1988, № 2.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия