МАРИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Найдено 1 определение
МАРИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Республика Марий Эл, входит в Рос. Федерацию. Пл. 23,3 тыс. км2. Нас. 749 тыс. чел. (1989). Столица — Йошкар-Ола.
В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше высш. и среднее (полное и неполное) образование имели 793 чел. (в 1979 — 678 чел.). В отраслях экономики занято 134,6 тыс. специалистов, в т. ч. св. 48 тыс. с высшим и св.85 тыс. со средним спец. образованием.
До сер. 18 в. имелись только рус. монастырские школы (с кон. 16 в.). В 1749 в Царевококшайске создана новокрещенская школа, а в 1791 в Козьмодемь-янске — малое нар. уч-ще, первое в крае светское уч. заведение. При участии профессоров Казанского ун-та П. С. Кон-дырева и М. С. Рябушкина открыты сел. приходское уч-ще (Морки, 1821) и Ца-ревококшайское уездное уч-ще (1825). Создавались школы Мин-ва гос. иму-ществ (6 — в 1843), а также удельные. В 1864 появились земские уч-ща (к 80-м гг. 19 в. — ок. 50; нек-рые с воскресно-повторит. классами). С кон. 70-х гг. создавались миссионерские школы братства святителя Гурия, с 1884 — церк.-приходские уч-ща. В 90-х гг. открылись первые жен. школы. К кон. 19 в. число уч-щ МНП было незначительным; имелось 80 одно-классных и ок. 20 двухклассных церк.-приходских школ. Тат. дети обучались в мектебах (в нач. 20 в. — св. 40). Появились первые проф. уч. заведения: Нар-тасская низшая с.-х. школа (1893), разл. курсы и т. п.
В нач. 20 в. в городах работали трехклассные уч-ща, жен. уч-ща и школы, а также 2 муж. и 2 жен. гимназии (открыты в 1905—14). Преподавателей для школ, в т. ч. для работы с учащимися-марийцами (до 1917 наз. черемиссами), готовили учительские семинарии: Казанская (с 1872) и Бирская (с 1882) инородческие; черемисская (марийская) в Ишакове (с 1894) и рус.-черемисская в Царевококшайске (с 1917.) учительские школы (среди них Уньжинская центральная, с 1894)и курсы.
Педагоги Н. И. Золотницкий (инспектор тат. школ Казанского уч. округа с 1867) и С. А. Нурминский высказывались за внедрение обучения на родном языке. Просвещению марийцев содействовали И. Н. Ульянов, И. Я. Яковлев, К. Насыри и др. С кон. 30-х гг. 19 в. появились первые печатные уч. пособия на мар. яз.: «Черемисская грамматика» А. Альбинского (1837), «Упрощенный способ обучения чтению черемисских детей» И. Кедрова (1867), буквари и др. учебники Нурминского, Г. Я. Яковлева, П. И. Ерусланова и др. Map. яз. как средство нач. обучения допускался только в миссионерских школах. В период Революции 1905—07 было официально разрешено преподавание на родном языке в нач. школе; были изданы книги для чтения В. М. Васильева, С. Г. Чавайна, В. М. Ипатова-Иванова, иллюстриров. буквари Г. Г. Кармазина (Эвайна), Васильева и др.
В 1914/15 уч. г. насчитывалось 507 уч. заведений (в т. ч. 502 начальных), в к-рых обучалось ок. 26 тыс. детей и было занято ок. 900 учителей (в т. ч. 123 из марийцев). Охват марийских детей шк. возраста обучением не превышал 30—40%. Грамотность населения на рус. яз. (1897, перепись) составила ок. 16%; среди мари — ок. 10%.
После установления сов. власти началась перестройка системы нар. образования. В Наркомпросе РСФСР был создан (1919) подотдел мари при бюро нацменьшинств, к-рый координировал работу по ликвидации неграмотности и по развитию сети общеобразоват. школ. В 1919 развернули деятельность пункты ликбеза (к 1921 — св. 480), школы взрослых. В 1921 учреждена областная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. В 1924 осн. Map. отделение об-ва «Долой неграмотность!». В 20-х гг. обучено грамоте св. 40 тыс. чел. Ликвидация неграмотности активизировалась в 30-е гг. и завершилась в 1940.
В 1922 имелось 289 общеобразоват. школ, охватывавших св. 17 тыс. детей и подростков. В 1924 Васильевым составлена первая программа по марийскому яз. для школ. Началось издание массовой уч. лит-ры и преподавание в школах на родном языке. В 1927 в 419 нач., 21 семилетней и 8 ср. школах обучалось ок. 35 тыс. чел. С 1930/31 уч. г. вводилось всеобщее нач. обучение. С 1932/33 уч. г. расширялась сеть мар. школ-семилеток. В 1941 насчитывалось св. 470 нач., 190 семилетних и 44 ср. школы (ок. 109 тыс. уч-ся, ок. 4 тыс, учителей). Значит. вклад в развитие школы в республике внесли педагоги, организаторы нар. образования М. И. Веткин, П. Г. Григорьев, Л. Я. Мендиаров, В. А. Мухин и др. Формировалась (с 1918) сеть дет. дошк. учреждений, к к-рым поначалу население относилось недоверчиво. Мн. дет. очаги были закрыты в нач. 20-х гг. из-за неурожая и голода, охвативших ряд районов республики. К 1940 насчитывалось 78 дет. садов (3,5 тыс. детей).
Заметное развитие получило проф.-тех. и ср. спец. образование. В 1921 работали 3 пед., 1 с.-х. техникумы, 6 шк. городков (обучение по с.-х. профилю), 10 проф. школ и др. В 1923 открыты первые ФЗУ. В 1939 было 12 ср. спец. уч. заведений (3 тыс. уч-ся). В Йошкар-Оле в 1931 созданы Map. агропединститут — первый вуз республики и Map. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. В 1932 здесь начал работу Поволжский лесотехн. ин-т им. М. Горького (осн. в 1930 в Казани), в 1934 — учительский ин-т (до 1952).
В 1949/50 уч. г. осуществлено всеобщее 7-летнее обучение; работало св. 750 дневных общеобразоват. школ (св. 100 тыс. уч-ся), 57 школ рабочей и сел. молодежи. В нач. 50-х гг. действовало 3 ре-месл. уч-ща. В 1962 введено всеобщее 8-летнее обучение. С кон. 70-х до кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодежи. В школах началось преподавание географии и истории Марийского края, для чего были разработаны приложения к принятым в РСФСР учебникам.
В 1992 в более чем 500 постоянных дет. садах и яслях-садах воспитывались 53 тыс. детей. Обеспеченность детей дошк. учреждениями — св. 70%. Воспитат. работу на мар. языках ведут ок. 100 дет. садов, на татарском — 7. В дет. садах введено предшк. изучение родного языка: в 115 — марийских языков, в 8 — татарского. В 1992/93 уч. г. насчитывалось 423 дневные общеобразоват. школы (в т. ч. 118 нач., 109 неполные средние, 196 ср.), в к-рых обучалось св. 117 тыс. чел., в т. ч. в средних — св. 103 тыс. чел. В 3 вечерних школах ок. 800 уч-ся. В 192 школах нач. обучение идет на мар. языках, в 12 — на татарском. Как отд. предмет изучаются марийские (240 школ), тат. (11), чуваш., удм. языки. В образоват. учреждениях занято св. 8,7 тыс. пед. работников, в т. ч. св. 88% с высшим образованием. Среди них св. 550 засл. учителей школы РСФСР и Map. АССР.
Действует 30 внешк. учреждений, в к-рых занимается св. 22 тыс. детей и подростков. Издается дет. журн. «Кече» («Солнышко», с 1991, ведет историю с 1930). Подготовку пед. кадров осуществляют Map. ун-т (осн. в 1972), Map. пед. ин-т, а также уч-ща: пед., муз., худож., культуры. Имеется ИУУ (организован в 1939 на базе ИПК пед. кадров, осн. в 1932).
Работают 13 ср. спец. уч. заведений (ок. 10 тыс. уч-ся, св. 26% из них — мари), в к-рых занято св. 660 преподавателей (св. 80% из них — с высш. образованием), в т. ч. 42 засл. работника ср. спец. школы. В 34 ПТУ получают подготовку ок. 11 тыс. уч-ся. В большинстве ПТУ изучается родной язык. В 3 вузах республики — ун-те, политехн. и пед. ин-тах — св. 14 тыс. студентов (св. 20% из них — мари). В вузах занято св. 1 тыс. профессоров и преподавателей, в т. ч. 33 доктора и св. 540 канд. наук, 22 засл. работника высш. школы.
Лит.: Трефилова А. Т., Очерки по истории мар. нач. школы дооктябрьского периода, Йошкар-Ола, 1957; II а и м а-ков А. С., Развитие школы в Map. АССР (1917 — 1969 гг.), Йошкар-Ола, 1970; Культурное строительство в Map. АССР. Со. док-тов, кн. 1—2, Йошкар-Ола, 1983—85; А и а-к а с в П. АПросветители марийского края, Йошкар-Ола, 1990. Ю. Я. Протасов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
74.46 кб

Формирование системы телевещания в Марийской, Мордовской и Чувашской республиках в 1990-е 2000-е гг

Данилов А. А.
В статье изучаются процессы формирования системы телевещания в Марийской, Мордовской и Чувашской республиках в постсоветский период, характеризующиеся возникновением коммерческого негосударственного телевидения, объединением телек
Читать PDF
362.79 кб

О работе республиканской научной библиотеки Марийской АССР по пропаганде газетных материалов в годы

Рыбалка А. В.
Читать PDF
128.11 кб

Проблемы повышения квалификации инженерно-педагогических кадров средних ПТУ в Марийской республике в

Ходжибекова А. Б.
Since the end of the 60s the beginning of the 70s of the las is of the reorganization of the institutions of vocational traini t Union.