Манипулирование
Манипулирование
система способов идеологического социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам.
МАНИПУЛИРОВАНИЕ
(от лат. manipulus – пригоршня, горсть) – система способов идеологического и социальнопсихологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам. При этом люди часто не сознают, что их мировоззрение, потребности, интересы и в целом образ жизни во многом зависят от тех, кто ими манипулирует.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Манипулирование
лат. – ловкое движение рук) – гибкая тактика управления кем-либо или чем-либо, характеризующаяся как ловкость, граничащая с мошенничеством. Так, манипулирование общественным мнением состоит из спекуляций интересами, использования «слабых» мест, передергивания фактов и их подтасовки, подкупа людей, полуправды, игры на людских ожиданиях, заинтересованной расстановки фактов, искажения их смыслов, а также посредством использования психотропных средств и приемов суггестивного программирования человеческого поведения. Чаще всего это делается средствами массовой информации (через радио, телевидение, периодическую печать). К манипулированию прибегают как государственные, политические деятели и организации, так и отдельные лица в целях защиты собственных интересов путем психологического обмана. Особенно активно оно используется в выборных компаниях. Манипулирование как целенаправленное действие опирается не на реальное положение вещей, а на мнимое, символическое или желаемое. Манипулирование есть средство зомбирования. Родилось это слово от названия небольшого тактического подразделения в римской армии, гибкого, подвижного и свободного в выборе наступательных средств и форм. Его широко стали использовать и в военном деле, и в технике, и в цирковом искусстве, где оно носит позитивные смыслы. Безнравственность социального и психологического манипулирования людьми очевидна. От его власти спасает развитая духовность, грамотность, в том числе в области медиа-образования, и «здравый смысл».
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)