МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ

Найдено 1 определение
МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ
Севера Рос. Федерации. В этих регионах проживает 26 национальностей, их численность на нач. 1989 составила: ненцы (устар. назв. — самоеды; 35 тыс. чел.), эвенки (тунгусы; 30 тыс.), ханты (остяки; 23 тыс.), эвены (ламуты; 17 тыс.), чукчи (луораветланы; 15 тыс.), нанайцы (гольды; 12 тыс.), коряки (нымылланы; 9,2 тыс.), манси (вогулы; 8,5 тыс.), долганы (саха; 6,9 тыс.), нивхи (гиляки; 4,7 тыс.), селькупы (остяки — самоеды; 3,6 тыс.), ульчи (3,2 тыс.), ительмены (камчадалы; 2,5 тыс.), удэгейцы (2,0 тыс.), саами (назв. в 18 — нач. 20 вв. лопари; 1,9 тыс.), эскимосы (юиты; 1,7 тыс.), чуванцы (этели; 1,5 тыс.), нганасаны (тавгийцы; 1,3 тыс.), юкагиры (одулы; 1,1 тыс.), кеты (енисейские остяки, или енисейцы; 1,1 тыс.), орочи (0,9 тыс.), тофалары (карагасы; 0,7 тыс.), алеуты (унарганды; 0,7 тыс.), негидальцы, элкембэйе; 0,6 тыс., энцы (енисейские самоеды; 0,2 тыс.), сроки (0,2 тыс.).
Первые шаги по организации шк. обучения в р-нах Севера России были сделаны в 18 в.: открылись школа при Тобольском архиерейском доме (1702—03), малое нар. уч-ще в Мезени (с 1788; 16 уч-ся ненцев). В 19 в. работали школы при монастырях: Троицком Туруханском (1803), Кондинском (1844); в 1846 — при Об-дорской миссии (1844; ныне г. Салехард). В каждой обучалось по 10 детей северян и русских. Занятия велись на рус. языке. В 1880—84 действовали 2 миссионерские школы в Архангельской губ., в 1913 — 4 (17 уч-ся). Первая школа на Чукотке была открыта в 1883 вс. Маркове (церк.-приходская; обучались дети русских, юкагиров, чуванцев). С нач. 20 в. действовали школы в с. Ола (терр. совр. Магаданской обл.), в Уэлене (для чукчей) и в Чаплино (для эскимосов). Преподавали в них, как правило, люди без пед. подготовки. Занятия проводились 3—4 мес. в году.
С 30-х гг. 19 в. предпринимались попытки создать алфавиты для языков народов Севера с использованием рус. графики. В кон. 19 в. на Крайнем Севере стали создаваться миссионерские школы, работавшие по системе Н. И. Ильминского (в Лово-зерском погосте, Канинском приходе и др.). Обучалось в них по 5—10 чел. Переводческая комиссия в Казани под руководством Ильминского с 90-х гг. стала издавать уч. лит-ру для этих школ. Подобные комиссии были организованы в Архангельске (1894), Обдорске (1898) и др. городах.
Были изданы «Букварь для самоедов, живущих в Архангельской губ.» (составлен под руководством И. М. Сибирцева, 1895), «Азбука для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангельской губ.» Доставлена К. Щеколдиным, 1895), книги И. Егорова для обучения остяцких (1898) и ненецких (1890) детей (обе в Тобольске). В 90-е гг. в Казани вышли
«Азбука на селькупском языке»(составлена Н. П. Григоровским), «Нанайская азбука» (составлена Протодьяконовым). В 1903 в Москве издана «Азбука для вогул приуральских» (составлена епископом Никанором) и др.
Большую роль в просвещении народов Севера и приобщении их к рус. культуре сыграли рус. ученые и полит. ссыльные В. Г. Богораз-Тан, Л. Я. Штернберг, В. И. Иохельсон, исследовавшие местные языки.
По переписи 1897, грамотность сев. народностей составляла: эвенков — мужчин 2,2%, женщин 0,1%; коряков соответственно — 1,4% и 0,3%; ительменов — 8,5% и 1,1%; чуванцев — 18,3% и 17,0%; нивхов — 3,6% (мужчины); среди чукчей и эскимосов грамотных (по данным статистики) не было.
На 1-м Всерос. съезде по вопросам нар. образования (1913—14, Петербург) было принято решение о введении в школах Севера преподавания на родном языке и подготовке нац. пед. кадров. Однако на практике это решение не было реализовано.
В 1915 в р-нах Крайнего Севера действовала 51 нач. школа (как правило, смешанные), в т. ч.: на Кольском п-ове — ? школ, в Архангельской обл. — 5, на Тобольском Севере — 12, Туруханском Севере — 3, на Камчатке — 17, в Приморье и на Сахалине — 8 школ.
После установления сов. власти создан (1924) Комитет содействия малым народностям Севера (К-т Севера). Чтобы охватить просвещением не только оседлое население, но и кочевников, К-т в 1925 начал создавать культурные базы, объединявшие в себе кооперативный центр. мастерскую, больницу, школу-интернат, баню, краеведч. музей, науч. лабораторию, жилые дома. Всего за 1925—29 было создано 19 таких баз. На их основе зародились специфич. для сов. Севера учреждения: красные яранги, красные чумы, избы-читальни и т. п., ставшие гл. очагами массового просвещения кочевых народностей.
Распространенные с сер. 20-х гг. временные кочевые школы, к-рые функционировали, как правило, только летом и готовили детей к поступлению в школу-интернат, по мере перехода осн. массы населения к оседлому образу жизни уступали место школе обычного типа. Особенно быстро число школ росло после 1930. В 1929/30 уч. г. было 123 школы, в 1937/ 1938 уч. г. — 535 (10 тыс. уч-ся).
В 1931 создан Единый сев. алфавит на лат. графич. основе. В 1932 началась работа по созданию письменностей на 14 языках сев. народностей. Для координации работ был организован К-т нового алфавита народов Севера. Аналогичные к-ты были созданы на местах. В 1937 письменность народов Севера была переведена на рус. графич. основу.
Создание письменности сыграло большую роль в осуществлении всеобуча, дало возможность широко использовать родной язык как в шк. обучении, так и в просветит. и культурно-массовой работе среди взрослого населения.
В кон. 20-х — нач. 30-х гг. развернута подготовка и выпуск учебников на родных языках коренных народов. В 1927 были изданы «Букварь для сев. народностей» Богораза-Тана и С. Н. Стебниц-кого и «Наш север» (книга для чтения) Н. И. Леонова, П. Е. Островских. В 1928—29 появились первые буквари для эвенкийских, нанайских, хантыйских школ; в 1932—33 — буквари «Новая жизнь» — на нанайском яз. (для взрослых; А. П. Козловский, H. E. Афанасьева), «Новый путь» — на эвенкийском (Г. М. Василевич), нанайском (В. А. Ав-рорин), мансийском (В. Н. Чернецов), «Новое слово» — на эвенском (В. И. Цин-циус), ненецком (Г. Н. Прокофьев), нивхском (Е. А. Крейнович); «Красная грамота» — на чукотском (Богораз-Тан), корякском (Стебницкий); «Наша грамота» — на удэгейском (Е. Р. Шнейдер); «Остяцкая книга для первонач. учебы» (П. Е. Хатанзеев); «Красный путь» — на селькупском (Е. Д. Прокофьев); «Наша книга» — на эскимосском яз. (Е. П. Орлова). Группа учащихся Хабаровского техникума народов Севера составила букварь «Будем учиться!» на ительменском языке. Появились буквари на хантыйском (Н. Н. Каргер), саамском (3. Е. Черняков) языках.
В 60-х гг. внимание к изучению родных языков народностей Севера было ослаблено, а в ряде р-нов изучение родных языков было полностью прекращено; обучение велось на рус. языке. В нач. 90-х гг. возобновилась работа по подготовке учебников, словарей, книг для внеклассного чтения учащихся и метод. лит-ры для учителей. Все школы обеспечиваются уч.-метод. лит-рой бесплатно.
В 1989 действовало 270 нац. школ (35 тыс. уч-ся), 240 интернатов (10 тыс. воспитанников). В уч.-воспитат. учреждениях работало св. 1 тыс. педагогов из числа коренного населения, в т. ч. 98,6% с пед. образованием. Обучение в школах ведется на рус. языке. Родной язык изучается как уч. предмет. Организовано обучение по 15 языкам и 5 диалектам. Ительменский, саамский, долганский, юкагирский и др. языки изучаются лишь в нач. классах; ненецкий, чукотский, нанайский, корякский — до 6-го класса; эвенкийский — до 8-го класса. Разработаны региональные программы введения не изучавшихся ранее языков. В ряде школ Севера работают кружки косторезов, охотников, радистов, оленеводов. Для ст. школьников имеются программы факультативных курсов по звероводству, оленеводству, охотоведению и др.
Подготовка педагогических кадров. В 30-е гг. в Сибири функционировало 20 средних и высш. спец. уч. заведений и отделений при них по подготовке пед. кад-род для работы в школах с учащимися-северянами. В 1930 в Ленинграде организован Народов Севера институт, сыгравший Значит. роль как в разработке уч. лит-ры, так и в подготовке учителей для нац. школ из коренного населения. С 1942 подготовка пед. кадров для 7-летних и ср. школ осуществлялась на специализированных отделениях Ленингр. ун-та и ЛГПИ им. А. И. Герцена.
В нач. 90-х гг. подготовка преподавателей велась в 12 высших (в т. ч. в Рос. пед. ун-те, Хабаровском, Магаданском, Камчатском пед. ин-тах и др.) и средних (Анадырском, Игаркском, Салехардском, Ханты-Мансийском, Нарьян-Марском и др.) пед. уч. заведениях. В Николаевском, Александровском и Петропавловск-Камчатском пед. уч-щах работают специа-лизиров. отделения.
Организация обучения и воспитания сталкивается с рядом трудностей, накопившихся в течение 60—80-х гг. Среди детей и учащихся высока заболеваемость (в т. ч. социальными болезнями: туберкулезом и др.), нарушающая непрерывность уч.-воспитат. процесса и уменьшающая возможности получения образования после школы. Сложившаяся традиция содержания детей в интернатах во мн. случаях приводит к разрыву необходимого взаимодействия школы и семьи в воспитании. Материальная база шк. обучения к нач. 90-х гг. значительно отстала от уровня, достигнутого в среднем по Рос. Федерации. Каждая пятая школа нуждалась в капитальном ремонте, во многих нарушены тепловой и световой режимы. Значит. число школ и интернатов размещалось в приспособленных помещениях, не всегда соответствовавших совр. сан. требованиям, без кабинетов профориентации, спорт, залов, игровых комнат и т. д.
Трудные климатич. и бытовые условия жизни порождают нестабильность пед. коллективов; среди работающих педагогов не хватает специалистов со знанием местных языков, быта и традиций сев. народов. Эти особенности слабо учитываются в обучении и воспитании, а выпускники школ предпочитают не возвращаться в родные места, где возможности продолжения традиц. отраслей х-ва постоянно сужались из-за нерациональной эксплуатации природы производств. орг-циями разл. ведомств СССР.
Защита детства и образоват. интересов подрастающего поколения стала одной из целей Ассоциации народов Севера, созданной в 1990, и приоритетным направлением в работах ряда гос. ведомств Рос. Федерации.
Лит.: Материалы I Всерос. конференции по развитию языков и письменности народов Севера, М. — Л1932; Народы Сибири, под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова, М. — Л., 1956; II а т к а и о в С. К., О приросте инородческого населения Сибири, СПБ, 1911; Богораз-Тан В. Г., Чукчи, ч. 1, Л1934; Языки и письменность народов Севера, под ред. Я. П. Алькора, ч. 3, М. — Л1934; Базанов А. Г., Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере (Тобольский север), Л., 1936; Базанов А. Г., Казанский Н. Г., Миссионеры и миссионерские школы на Архангельском Севере, Архангельск, 1936; их же, Школа на Крайнем Севере, Л., 1939; К p о и г. а-уз Ф. Ф., К истории сов. школы на Крайнем Севере, Ми948; Языки и фольклор народов Сиб. Севера, М. — Л., 1966; Великий Октябрь и малые народы Крайнего Севера, Л1967; Новая жизнь народов Севера, М., 1967; В с p и и Л. Н., Становление и развитие нар. образования на Колыме и Чукотке, Магадан, 1969; Беленкин И. Ф., Вечный свет, Новосиб., 1973; Этнокультурное развитие народностей Севера в условиях науч.-техн. прогресса на перспективу до 2005 г., М., 1988; см. также лит. при статьях об отд. автономных округах. Н. И. Меляков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
245.68 кб

Этноматематика коренных малочисленных народов Севера - юкагиров

Дьячковская Мотрена Давидовна, Мерлина Надежда Ивановна
Народы Севера, веками развиваясь в громадном студеном крае, суровых природно-климатических условиях Арктики, имеют не только своеобразный уклад жизни, быт, но и присущие им мышление, определенные знания об окружающей среде.
Читать PDF
710.61 кб

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ МОНГОЛИИ

Беспалов Александр Михайлович, Прудникова Марина Михайловна, Бавуу Нямдорж, Даваа Ундармаа
Рассматриваются результаты эмпирического исследования когнитивного и эмоционального аспектов этнической идентичности малочисленных этносов Западной Монголии: олётов, урянхайцев, мянгатов, торгутов и хотонов.
Читать PDF
258.60 кб

Элементный статус у детей коренных малочисленных народов Приамурья

Евсеева Г. П., Супрун С. В., Козлов В. К., Козлов А. В.
Представлены результаты исследования показателей элементного статуса (I, Ni, Co, Cu, Mn, Li, Pb, Zn, Fe, Se) сыворотки и форменных элементов крови у 1340 детей коренного и пришлого населения Приамурья.
Читать PDF
704.81 кб

Русскоязычная проза малочисленных народов Севера для иностранных учащихся

Хазанкович Юлия Геннадьевна
В статье обосновывается актуальность изучения литературы малочисленных народов Севера иностранными студентами в рамках постижения русской литературы.
Читать PDF
156.76 кб

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА В ГЛОБАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

Попков Ю.В.
В современных условиях, когда Арктика превратилась в арену жесткой геополитической борьбы, проблема коренных малочисленных народов Севера становится особенно актуальной.
Читать PDF
1.48 мб

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ ЯКУТИИ: ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Тобуков Павел Захарович
Десятки веков назад, наряду со степными кочевыми народами, исчезли и оседлые, более цивилизованные и культурные народы. Причины малоизвестны. Сохранение северо-арктических малочисленных народов Якутии феномен-парадокс.
Читать PDF
360.03 кб

Особенности самоидентификации молодежи коренных малочисленных народов Севера

Осипова Ольга Валерьевна, Маклашова Елена Гавриловна
Статья посвящена проблеме самоидентификации молодежи коренных малочисленных народов Севера. Приведены данные социологического исследования, осуществленного в пяти Арктических районах Республики Саха (Якутия).
Читать PDF
322.41 кб

Репродуктивное здоровье женщин малочисленных коренных народов Крайнего Севера

Захарова Татьяна Григорьевна, Петрова М. М., Кашина М. А.
Проведено медико-социальное исследование репродуктивного здоровья фертильных женщин коренных национальностей Крайнего Севера Красноярского края.
Читать PDF
130.08 кб

Государственно-национальная политика в отношении малочисленных народов России

Никитин Максим Александрович
В статье дается критический анализ проведения в Российской Федерации Первого международного десятилетия коренных народов мира в контексте социально-экономического положения России.
Читать PDF
1.99 мб

Коренные малочисленные народы Арктики: концепт, современное состояние культуры

Соколова Флёра Харисовна
Раскрываются этимологические корни и сущность понятий «коренной житель», «коренное население», представлена эволюция содержания дефиниций «коренные народы», «коренные малочисленные народы» в международной и российской правовой пра
Читать PDF
463.30 кб

Языковая ситуация в среде коренных малочисленных народов города Горно-Алтайска

Чемчиева Аржана Петровна
Статья посвящена изучению современного состояния миноритарных языков северных алтайцев кумандинцев, тубаларов, челканцев.
Читать PDF
282.31 кб

Этнокультурное развитие малочисленных народов (на примере андо-цезских этносов)

Шахбанова Мадина Магомедкамиловна
Рассматривается этническое самочувствие малочисленных дагестанских народов, в частности, андо-цезской этнической общности.
Читать PDF
227.71 кб

Патологическое развитие зависимой личности у коренных малочисленных народов Севера

Ковешников A.A.
Экспонированными к табаку/алкоголю молодыми людьми из числа коренного населения ХМАО Югры являются более половины обследованных лиц (пятьдесят пять процентов).
Читать PDF
331.96 кб

Профильное обучение в школах малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)

Терешкина Галина Дмитриевна
Раскрывается модернизация образования в местах компактного проживания малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Читать PDF
790.05 кб

Маркеры воспроизводства этнической идентичности малочисленных дагестанских народов

Шахбанова М. М.