МАЛИ

Найдено 1 определение
МАЛИ
Республика Мали (Republique du Mali), гос-во в Зап. Африке. Пл. 1240 тыс. км2. Нас. 8 млн. чел. (1990, оценка). Офиц. яз. — французский. Столица — Бамако.
Первые школы (мусульманские) появились на терр. М. в 14 в. В 5—18 вв. Значит. центрами ср.-век. араб. культуры были гг. Томбукту и Дженне. В них действовали старейшие в Зап. Африке му-сульм. ун-ты, в к-рых работали видные араб. ученые Ахмед Баба, Мухаммед Ко-ти ат-Томбукту и др. Первые светские школы появились после завоевания М. французами во 2-й пол. 19 в., однако число их было незначительным.
Ко времени провозглашения независимости (I960) шк. система, построенная по франц. модели, включала 6-летнюю нач. школу, 7-летнюю (4 + 3) среднюю и проф.-тех. школу. Нач. школу посещало 7—8% детей соответствующего возраста. Ср. уч. заведениями, включая проф.-тех., было охвачено ок. 3 тыс. чел. 97,8% взрослого нас. было неграмотным, высш. уч. заведений не было. В 1962 было провозглашено обязат. 5-летнее обучение для детей от 6 до 10 лет, но оно практически не осуществлялось. В 60-х гг. с помощью СССР были построены центры проф.-тех. и с.-х. обучения, техн. школа и школа по подготовке мед. сестер, высш. адм. школа и с.-х. политехн. ин-т. Реформой 1968 провозглашено 9-летнее обязат. бесплатное обучение для детей от 6 до 15 лет (практически не выполняется), введена новая структура 12-летней ободе-образоват. школы: 9-летняя осн. школа (включающая 2 цикла: 6-летнюю нач. и 3-летнюю неполную среднюю) и 3-летняя полная ср. школа (лицей).
Управление уч. заведениями осуществляет Мин-во образования. В 1987 на нужды образоват. учреждений выделено 3,2% ВНП. В 1985 83,2% взрослого населения было неграмотным.
Первое звено совр. системы образования — дошк. учреждения для детей с 3 лет. Их сеть развита слабо. В 9-летнюю осн. школу принимаются дети с 6—8 лет. Ее программа включает франц. яз., арифметику, географию, историю, гигиену и естествознание, нравств. и худож. воспитание, физкультуру, ручной труд и с. х-во, домоводство для девочек. С кон. 70-х — нач. 80-х it. обучение в осн. школах стало теснее сочетаться с трудом, прежде всего в области с. х-ва. Создаются мастерские, введена подготовка учащихся к трудовой деятельности. Учащиеся начали изучать нек-рые местные афр. языки. В 1987 нач. школу посещало св. 307 тыс. уч-ся (18% детей соответствующего возраста). Пед. работу в нач. школе вели св. 8 тыс. учителей. По окончании осн. школы учащиеся получают соответствующее свидетельство.
Полные ср. школы — лицеи. Их программа включает франц. яз., математику, биологию, химию, физику, географию и историю, иностр. яз., социальное, гражд., худож. воспитание, семейное право, труд, физкультуру. Тенденция к трудовому обучению наметилась также и в лицеях, нек-рые из них стали преобразовываться в техн. школы. В 1987 в лицеях училось 56,6 тыс. чел. (6% детей и молодежи соответствующего возраста). В них было занято 4,6 тыс. учителей.
В системе проф.-тех. образования существуют на базе 1-го цикла осн. школы центры практич. ориентации (3 года), созданные с помощью Междунар. орг-ции труда. Их программа включает изучение специальных, а также общеобразоват. предметов и дисциплин. Ср. спец. образование можно получить в техн. лицее, пром., коммерч. и адм. и др. школах, куда поступают после окончания осн. школы. Курс обучения 3 года. В 1987 в системе проф.-тех. образования получили подготовку 7,7 тыс. уч-ся.
В 1987 в вузах насчитывалось ок. 5,8 тыс. студентов. Осн. вузы: в Бамако — Пед. ин-т (Высш. нормальная школа, в 1988 — 462 студента), Нац. высш. адм. школа (2,3 тыс. студентов), Нац. инженерная школа (770 студентов из 11 стран Африки), Нац. школа медицины (ок. 400 студентов) и др.; в Катибугу — с.-х., полигехн. ин-ты.
В системе образования взрослых (на курсах по ликвидации неграмотности и др.) обучалось ок. 300 тыс. чел. Важной особенностью обучения взрослых является использование с нач. 70-х гг. вместо французского местных языков.
Учителей 1-го цикла осн. школы готовят в течение 3 лет пед. уч-ща, учителей 2-го цикла — ср. пед. школы в течение 4 лет. Учителей полной ср. школы готовит Высш. нормальная школа. В 1970 был основан Высш. пед. центр. к-рый готовит на базе лицея в течение 3 лет преподавателей для системы высш. образования (имеет право присуждать степень доктора).
Лит.: Республика Мали, Справочник, М., 1977. В. 3. Клепиков. МАЛ И НИ H Александр Федорович [1834, Москва, — 24.2(7.3).1888, там же], педагог, методист-математик. Канд. Моск. ун-та (1854). Преподавал в Тверской (1854—56), 4-й Моск. и 1-й воен. гимназиях и Межевом ин-те (1856—70), был директором Тульской гимназии (1870- 1872). Один из основателей и первый директор Моск. учительского ин-та (1872- 1888). Пред, комиссии по устройству чтений для учащихся при уч. отделе Об-ва распространения техн. знаний. Автор 16 учебников по элементарной математике, физике, космографии и физ. геогра-Йии (нек-рые из них в соавторстве с. П. Бурениным и Ф. П. Егоровым), отличавшихся простой и ясной формой изложения материала, расположенного в порядке возрастания трудности. Пособия М. пользовались широкой популярностью и многократно переиздавались.
Соч.: Руководство прямолинейной тригонометрии для гимназий, М., 1864, M; Собрание арифметич. задач для гимназий, М., 1866, M.; Руководство арифметики, М., 1867, M. (соавт.); Руководство алгебры и собр. алгебраич. задач, М., 1870, М., 1913 (соавт.).
Лит.: Прудников В. Е., Рус. педагоги-математики XVIII — XIX вв., М., 1956, с. 539—48.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
169.84 кб

Этнокультурный контекст формирования профессиональной культуры будущих педагогов в Республике Мали

Усман Кулибали
В статье рассматривается проблематика формирования профессиональной культурой будущих педагогов в Республике Мали, что обусловливается нынешней социокультурной конфигурацией страны.
Читать PDF
729.41 кб

Этнокультурный контекст формирования профессиональной культуры будущих педагогов в Мали

Усман Кулибали
Этнокультурные ценности проявляются не только на бытовом уровне, но и в профессиональной сфере. Они являются очень значимыми в формировании профессиональной культуры будущего педагога.
Читать PDF
404.26 кб

Программа курса по формированию профессиональной культуры будущих педагогов в Мали

Кулибали Усман
В статье рассматривается актуальность разработки курса по формированию профессиональной культуры будущих педагогов в Мали. Представлены цель, задачи и содержание данного курса, а также педагогические требования к его проведению.