МАХМУТОВ Мирза Исмаилович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МАХМУТОВ Мирза Исмаилович
р. 1926) — д-р педагогических наук (1973), профессор (1978), действительный член РАО (1978; Отделение базового профессионального образования). В 1958-76 министр просвещения Татарской АССР; в 1976-91 директор НИИ профтехпедагогики АПН СССР; академик-секретарь Отделения социально-экономических наук АН Татарстана.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МАХМУТОВ Мирза Исмаилович
р. 1.5.1926, с. Алтар Лямбирского р-на Мордовии), педагог и лексикограф, акад. РАО (1993; д. ч. АПН СССР с 1978), дер педагогич. наук (1973), проф. (1978). В 1955 окончил Воен. ин-т иностр. языков. Преподавал в Казанском ун-те (1956—58). В 1958—76 мин. просвещения Тэт. АССР. В 1976—91 директор НИИ профтехпедагогики АПН. С 1992 ректор тат.-амер. колледжа в Казани. Исследовал вопросы проблемного обучения, его роль в развитии творческих способностей учащихся. Автор трудов по дидактике, теории и практике образования: «Проблемное обучение» (1975), «Совр. урок: вопросы теории» (1981); составил шк. рус.-тат. словарь .
Соч.: Араб.-тат.-рус. словарь заимствований, Каз., 1965 (соавт.); Н. К. Крупская и становление тат. сов. школы, Каз., 1970; Совр. урок и пути его организации, М., 1975; Толковый словарь рус. языка. Пособие для учащихся нац. школ, Л1981 (соред., соавт.); Современный урок, M. Р. А. Низамов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

МАХМУТОВ Мирза Исмаилович
родился 1 мая 1926 г. в селе Алтар Лямбирьского района Мордовии в семье рабочего. После окончания семилетки и курсов трактористов работал механизатором на Зааминской МТС Самаркандской области (Узбекистан). В 1944 г. призван в Советскую Армию; в военных школах получил профессию механика, затем техника военной авиации. Участник Великой Отечественной войны, после ее окончания 12 лет продолжал службу в воинских частях.
С 1950 по 1955 г. Махмутов М.И. слушатель Военного института иностранных языков Советской Армии. Получив специальность переводчика-референта арабского и английского языков, он продолжал службу в Прибалтийском военном округе (г. Рига). После демобилизации работал в Казанском государственном университете на кафедре татарского языка – преподавал арабский язык. В эти годы в соавторстве работает над составлением словаря арабских и персидских заимствований в татарском литературном языке («Арабско-татарско-русский словарь заимствований». Казань, 1965).
В 1958 г. Махмутов М.И. назначается Министром просвещения Татарии. За 18 лет работы в этой должности ему удалось провести в республике реформу учебного процесса, создать мотивы творческого отношения учительства к организации и проведению занятий и т.д.
В 1968 г. Махмутов М.И. избирается членом-корреспондентом, а в 1978 г. – действительным членом Академии педагогических наук СССР.
Важнейшим этапом его научной деятельности и серьезным вкладом в педагогическую науку явились его работы, посвященные многоаспектному исследованию проблемногообучения (монографии «Теория и практика проблемного обучения». Казань, 1972 и «Проблемное обучение: Основные вопросы теории». М., 1975).
Основное теоретическое значение этих монографий заключается в том, что в них впервые удалось раскрыть содержание проблемного обучения как целостной дидактической системы, дающей возможность перестроить процесс обучения.
В этот период исследования проводятся по четырем основным направлениям.
Первое направление. В книге, вышедшей в 1975 г., углубляется теоретическое обоснование проблемного обучения как дидактической системы и типа обучения; в единстве рассматриваются цели, задачи, формы, средства и методы процесса проблемного обучения на основе введения в категориальный аппарат дидактики понятия «принцип проблемности». Специально рассматривая вопрос о соотношении обучения и познания в гносеологическом плане, автор анализирует логико-психологический и дидактический аспекты соотношения научного исследования и проблемного учения.
Выделение и специальный анализ категории «учебная проблема» позволили автору с большой аргументацией провести анализ учебного процессa, обосновать введение в категориальный аппарат дидактики и активное применение таких понятий как «учебная проблема», «проблемная ситуация», «предположение», «гипотеза», «интуиция», «факт», «проблемный вопрос», «проблемное обучение», «проблемно-развивающая система» и т.д.
Второе направление исследований Махмутова М.И. также значительно: им разработана новая концепция методов обучения, дан критический анализ традиционной системы «источниковых» методов обучения (рассказ, беседа, показ и др.) и разработана концепция системы дидактических методов проблемного обучения; дано определение метода не как способа действия, а как системы регулятивных принципов и правил педагогического взаимодействия учителя и учащихся по решению определенного круга дидактических задач; предложена новая номенклатура методов (с учетом прежних названий), отражающих разные уровни познавательной самостоятельности учащихся: исследовательский, эвристический, диалогический, исполнительский, поисковый, частично-поисковый и др.; впервые введено понятие «бинарности» методов, как целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся в процессе изучения учебного материала.
Третье направление исследований привело его к созданию новой теории урока.
Выявлены важнейшие тенденции изменения функций урока; на основе теории проблемного обучения предложена новая концепция урока в общеобразовательной и профессиональной школе: разработана новая структура урока, вместо традиционной четырехэлементной структуры (опрос, объяснение, отработка навыков, домашнее задание) предложена новая схема построения урока, в которой обосновано интегративное единство дидактической, логико-психологической и методической структур урока.
В книге «Современный урок и пути его организации» (М., 1975) подчеркивается, что проб-лемное обучение имеет не только образовательное, но и воспитательное значение, оно способствует успешному формированию научного мировоззрения учащихся.
Четвертое направление – концепция педагогических технологий. Махмутов М.И. предложил один из их вариантов, основанный на идее целевой интеграции форм и методов проблемного обучения в зависимости от содержания, уровня обученности и обучаемости учащихся, а также наличия технических средств обучения. На этой основе им разработана оригинальная концепция педагогических технологий, направленных на формирование способов мыслительной деятельности учащихся.
Впервые перед учеными-педагогами была поставлена актуальная проблема исследования общего образования рабочего класса. Махмутову М.И. была поручена организация исследований проблем профессионально-технического образования и создание в г.
Казани Научно-исследовательского института профессионально-технической педагогики АПН СССР (1976).
Работая в тесном контакте с академиком С.Я. Батышевым, основное внимание Махмутов М.И. уделил разработке концепции исследований института. Идея заключалась в органическом сочетании общего и профессионального образования на основе реализа-ции принципов политехнизма, профессиональной направленности, проблемности, мотивации, преемственности, межцикловых связей и т.д.
Теоретические работы Махмутова М.И. нашли признание как в нашей стране, так и за рубежом. Им опубликовано около 500 работ, которые имеют фундаментальное значение для развития современной педагогики и находят применение в подготовке учителей и перестройке учебно-познавательного процесса. Сделано более 20 докладов на международных конференциях за рубежом, в том числе на арабском и английском языках.
Под руководством Махмутова М.И. защищенo более 40 кандидатских диссертаций и выполненo 10 докторских. Многие из его учеников и последователей посвятили себя научно-исследовательской работе, преподают в высших учебных заведениях, руководят научными коллективами, работают в органах народного образования. Научная школа проблемного обучения и сегодня оказывает большое влияние на развитие педагогики России.
Махмутов М.И. неоднократно представлял советское народное образование и педагогическую науку за рубежом. Он принимал активное участие в международной работе Министерства просвещения СССР, национальной комиссии ЮНЕСКО, был экспертом ЮНЕСКО и членом Международного консультативного комитета по ликвидации неграмотности (при ЮНЕСКО), Советского комитета Всемирного Совета мира и т.д.
Около 20 лет он являлся депутатом Верховного Совета Татарской АССР. Особо следует отметить активную работу Мирзы Исмаиловича в качестве члена бюро отделения профтехпедагогики АПН СССР, члена экспертного совета ВАК СССР.
Плодотворная государственная, научная, научно-организационная, педагогическая и общественная деятельность Махмутова М.И. высоко оценена Советским правительством. Он награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени и 12-ю военными и юбилейными медалями.
Он стал одним из учредителей Академии наук Республики Татарстан (1991) и основателем нового типа профессионального учебного заведения – Татарско- американского регионального колледжа (впоследствии института). В роли ректора ТАРИ (1992–1995) вместе с Д.М. Шакиpовой руководил разработкой новых учебных планов и оригинальных технологий обучения, разработанных по модели американских общинных колледжей.
В 90-е гг. Махмутов М.И. продолжает исследования проблемы развития мышления учащихся, в частности, разрабатывает новые для дидактики понятия «менталитет» и «критическое мышление».
В 1990–1994 гг. в качестве председателя общества «Ватан» по работе с татарской диаспорой он принимает непосредственное участие в подготовке и проведении первого (1992) и второго (1997) Всемирных конгрессов татар в г. Казани. В эти годы он включается в исследования теоретических основ воспитания молодого поколения в условиях перехода к капиталистическим отношениям и отхода от коммунистической идеологии. Он работает над проблемой истоков гуманистического воспитания в исламе.
Действительный член Российской академии образования и Академии наук Республики Татарстан (1992), профессор, доктор педагогических (1972) и кандидат филологических наук, лауреат премии им. Н.К. Крупской (1982), лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки(1996), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1996), педагог-теоретик, арабист, тюрколог, исламовед и переводчик Махмутов М.И. является одним из ведущих отечественных педагогов.
В настоящее время Махмутов М.И. – член Комитета по государственным премиям Республики Татарстан, член советов по защите докторских диссертаций при Казанском государственном педагогическом университете и Институте среднего профессионального образования РАО. В марте 1996 г. президиум АНТ утвердил его в должности академика- секретаря отделения социально-экономических наук АНТ.
Соч.: Русско-татарский школьный словарь. – Казань, 1967; 1975; 1991; Теория и практика проблемного обучения. – Казань, 1972; Проблемное обучение. Основныевопросы теории. – М., 1975; Современный урок. – М., 1981; 1985; Формы и методы общеобразовательной подготовки и коммунистического воспитания учащихся средних профтехучилищ. – М., 1986. – (В соавт.); Учебный процесс с использованием межпредметных связей в средних ПТУ. – М., 1985. – (В соавт.); Педагогические технологии развития мышления. – Казань, 1993. – (В соавт.); Пророк Мухаммад. – М., 1997. – (Сост. и автор предисл.).

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.