ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫЛютеранство

ЛЮТЕР МАРТИН

Найдено 2 определения термина ЛЮТЕР МАРТИН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЛЮТЕР (Luther) МАРТИН (1483-1546)

глава бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства). С 1508 читал лекции в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богословия). Провозгласил единственным источником религиозной истины подлинное Священное Писание. Настаивал на организации начального обучения, доступного всем детям. Осн. его задачей считал религиозное воспитание. Требовал обучать в школах и девочек - будущих воспитательниц своих детей. Предлагал также создание школ повышенного типа (т.н. латинских). Автор большого и малого катехизисов (1529), осн. книг для чтения в народных школах протестантских германских государств, а также сборников псалмов (оригинальных и переведенных).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ЛЮТЕР Мартин

10.11.1483, Эйслебен, — 18.2.1546, там же; похоронен в Виттенберге), глава бюргерской Реформации в Германии, основатель нем. протестантизма (лютеранства). Окончил Эр-фуртский ун-т (1505). С 1508 читал лекции в Виттенбергском ун-те (с 1512 дер богословия).

Л. провозгласил единств, источником религ. истины подлинное Священное писание и отверг один из гл. догматов традиц. католицизма — обязат. посреднич. роль духовенства в «спасении» человека от греха, страданий, смерти. Самостоят. чтение Библии — и, таким образом, владение грамотой — стало в учении Л. нравств. долгом каждого верующего. Своим переводом Библии на родной язык (окончен в 1534) Л. способствовал выработке норм нем. грамматики, правописания и распространению грамотности.

В посланиях «К христианскому дворянству немецкой нации» (1520, рус. пер. 1912), «К бургомистрам городов всей Германии» (1524), в проповедях настаивал на организации нач. обучения, доступного всем детям. Осн. его задачей считал религ. воспитание. Выступал за распространение школ, к-рое считал обязанностью светских властей. В круг уч. предметов включал родной яз., историю, математику, пение. Требовал обучать в школах и девочек — будущих воспитательниц своих детей. Л. — автор большого и малого катехизисов (1529), осн. книг для чтения в нар. школах протестантских герм. гос-в, а также сборников псалмов (оригинальных и переведенных с латинского), пользовавшихся Значит. популярностью.

Л. предполагал также создание школ повышенного типа (т. н. латинских) и перестройку в духе своего учения работы ун-тов. Л. критически относился к изучению схоластич. философии. Основой образованности считал знание древних языков. Распространению идей Л. в значит. мере способствовала деятельность активных сподвижников, в т. ч. Ф. Мелапхто-на, И. Бугенхагена, И. Штурма, В. Тро-пгцендорфа. Выступление Л. против идес-логич. диктата римско-католич. церкви отразило интересы широких слоев населения герм. гос— в и сделало учение Л. духовным оружием в их борьбе за социальные права.

Соч.: Padagogische Schriften. Mit einer Einleitung uber Luthers Leben und Werke mit erlauternden Anmerkungen, W. — Lpz., 1884; в рус. пер.: Взгляд Лютера на светскую власть, в кн.: Источники по истории Реформации, в. 1, М., 1906.

Лит.: Соловьев Э. ЮНепобежденный еретик, М., 1984; Padagogik und Reformation. Von Luther bis Paracelsus. Eingeleitet, ausgewahlt und erlautert von F. Hofmann, B., 1983. Э. Ю. Соловьев.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ЛЮТЕР МАРТИН — 0

Найдено научныех статей по теме ЛЮТЕР МАРТИН — 0

Найдено книг по теме ЛЮТЕР МАРТИН — 0

Найдено презентаций по теме ЛЮТЕР МАРТИН — 0

Найдено рефератов по теме ЛЮТЕР МАРТИН — 0