ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
склонность к приобретению новых знаний, пытливость.

Источник: Педагогический словарь

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
черта личности, характеризующаяся активным познавательным отношением к действительности.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Любознательность
склонность к приобретению новых знаний, пытливость, связанная с концентрацией любопытства в определенной области.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
свойство личности как потребность в познании не только определенных феноменов, но и их систем (следует отличать от любопытства).

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
черта личности, характеризующаяся активным познавательным отношением к действительности. Проявляется у детей уже в дошкольном возрасте в форме постоянно задаваемых вопросов или экспериментирования над предметами.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Любознательность
интеллектуально-нравственное качество личности, выражающееся как общая недифференцированная направленность на познание, приобретение новых знаний, на поиск ответов на возникающие вопросы. Любознательность основана на врожденном исследовательском инстинкте, она является мощнейшим стимулятором в учебной деятельности. Любознательный человек пытлив, активен, он находит удовольствие от интеллектуальной деятельности, от самостоятельной деятельности вообще, он возбуждается от возможности приобретать новые знания и умения, он готов ради этого преодолевать препятствия.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
одна из черт характера (см. Характер), сущность которой состоит в определенном устойчиво свойственном данному человеку отношении к информации, новизне, предметам познавательной деятельности. В отличие от сложившихся интересов (см. Интересы), которым свойственна избирательность в том смысле, что человек одним объектам уделяет преимущественное внимание, оставляя в стороне другие (интересуюсь, скажем, техникой, не интересуюсь межлюдскими конфликтами и пр.), Л. это неспецифическое отношение ко всему новому. Любознательный человек особо чувствителен ко всему новому, готов бескорыстно погружаться в обследование новых объектов, обдумывание, казалось бы, и бесполезных вопросов, задач, «головоломок».
Любознательность является одним из условий успешного обучения и творческого подхода человека к делу в профессиях, связанных не только с наукой, но и с практикой.
Хорошая выраженность у человека Л., т.е. бескорыстной интеллектуальной инициативы, важна при любом поиске (начиная от поиска оптимального кроя ткани, листового металла и кончая поиском эффективных средств обучения и воспитания в педагогической работе).
Л. следует отличать от простого любопытства, являющегося естественным, непреднамеренным выражением так называемых ориентировочных рефлексов (см. Рефлексы), свойственных также и животным. Любопытство, как и Л. – тоже ценное проявление активности, выражающееся в обследовании (рассматривании, ощупывании, обнюхивании и пр.) всего нового, необычного; любопытство угасает по мере его удовлетворения. Что же касается Л., то о ней говорят в том случае, когда направленность на новое, на новизну является устойчивым регулятором более или менее длительной, «неотступной» и преднамеренной познавательной деятельности, в ходе которой человек самостоятельно ставит себе все новые и новые вопросы, выдвигает и проверяет все новые предположения.Лит.: Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. –М., 1981; Воспитывать психологическую пытливость у будущих учителей / Под ред В.С. Мерлина. – Пермь, 1966; Пономарев А.Я. Психология творчества. – М., 1976.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Любознательность
Младенец проявляет любознательность, следя глазами за предметом и поворачивая голову на звук задолго до того, как он научится говорить. Малыш исследует все, до чего может дотянуться. Все, что попадает ему в руки, он трет, тискает, мнет, а чаще тащит в рот, пробует на вкус, старается разгрызть. Малыш изучает все, что надето на его родителях.
Детское любопытство увидеть и узнать все вокруг вызывает восхищение со стороны родителей, но также причиняет им немало беспокойства. То и дело ребенок слышит: «Нет! Нельзя!», когда он хватает что-то с пола, берется за электрические провода, тащит на себя салфетку со стола, залезает во все шкафы и на всех парах старается проскочить, если дверь комнаты открыта. Приходится следить за ним и удерживать его от неприятностей. Когда малыш начинает ходить, родителей заботит вопрос, что лучше: позволить ребенку самому взять то, что ему нужно, или подать ему вожделенную вещь, избавив его от всякого рода ушибов и неприятностей. Проблема состоит в том, чтобы, не стесняя естественного желания малыша все узнать и обследовать, держать его в разумных пределах.
С самого начала очень важно, чтобы родители понимали, что они не могут дать ответы на все вопросы, и не боялись честно признаться в этом детям. Такая форма общения поможет установить доверительные отношения между детьми и родителями.
В познавательных целях родителям следует брать ребенка в магазин, подводить к строительной площадке, провести по мосту, пройти на набережную и т. д. На загородной прогулке ему надо показать корову, кур и других животных и птиц. Вы увидите, что ребенок кроме обычных вопросов: «Что это? Как это работает? Что оно делает?» – задаст множество других, более сложных: «А кто был первым? А что было до этого?»
От вопроса «Что это такое?» ребенок переходит к вопросу «Почему?», который имеет массу оттенков и совсем необязательно бывает вызван чистой любознательностью. Иногда он может быть продиктован желанием привлечь к себе внимание взрослого.
Искусство отвечать на вопросы, в частности, связано и с умением чувствовать, что же на самом деле кроется за вопросом. Большинство современных родителей пришли к выводу, что лучше всего отвечать на вопросы прямо, просто и так, чтобы это было понятно ребенку.
Родители не должны чувствовать себя обязанными давать объяснения немедленно, даже бросив все свои дела. Дети должны приучиться понимать, что задержка с ответом вовсе не означает отказа отвечать. При ответах на вопросы родителям надо стараться избегать лекционной манеры и не слишком вдаваться в детали, чтобы не вызвать чувства скуки у малыша.
В школе предусмотрены ознакомительные экскурсии детей на фабрику, водохранилище; опытный учитель даст задание детям самостоятельно решить какую-то проблему по следам проведенной экскурсии и рассказать о результатах в школе. Но никакой самый талантливый учитель не в состоянии удовлетворить детское любопытство. Знания ребенок может добыть только сам. И надо поощрять, чтобы дети больше читали, посещали музеи, искали и находили занятия по сердцу, экспериментировали.
Едва ли вы вызовете интерес ребенка, скажем, к химии, если купите ему дорогой комплект, к использованию которого он еще не готов. Едва ли ребенок обратится к вам с вопросом во второй раз, если в первый вы дадите ему такой исчерпывающий ответ, который будет ему малопонятен.
Любознательность нельзя рассматривать как способ заставить ребенка учиться. Это особое качество человеческой личности, это наиболее динамичный фактор человеческого прогресса.
Для растущего ребенка совершенно естественно задавать вопросы, связанные с сексом, и когда бы они ни возникли, родители должны отнестись к ним так же естественно, как и к остальным вопросам.
Если задаются вопросы, на которые принципиально нельзя ответить, то родители должны объяснить детям, что есть такие вопросы, ответ на которые сводится к размышлениям, что, кстати, тоже очень полезно для развития.

Источник: Толковый словарь для современных родителей. М. Слово 2010.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.13 мб

Воспитание любознательности и познавательных интересов в ДОУ

Александрова Иза Владимировна
В статье освещаются проблемы воспитания любознательности и познавательных интересов в ДОУ. В работе говорится,что познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью.
Читать PDF
429.99 кб

Формирование любознательности дошкольников через организацию изобразительной деятельности в детском

Аникина Н.А., Мезенцева Е.А., Федченко А.А.
Статья посвящена проблеме развития любознательности дошкольников посредством включения в изобразительную деятельность.
Читать PDF
29.29 мб

Особенности проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста

Знаменщикова Надежда Валерьевна, Шинкарёва Надежда Алексеевна
В статье рассматривается проблема любознательности детей старшего дошкольного возраста. Проблема любознательности является одной из традиционных в психолого-педагогической науке. В то же время, она не утрачивает свою актуальность.