Любовь
Любовь
высшее человеческое чувство. Л. к другому человеку – первейшая потребность человека, она выступает как оценка чувством.
ЛЮБОВЬ
высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту, деятельная забота о конечном благополучии человека.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Любовь
общечеловеческая ценность; чувство, выделяющее объект среди других как особо привлекательный, находящийся в центре жизненных интересов и потребностей человека (любовь к матери, к детям, к человечеству, к природе, к Богу).
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ЛЮБОВЬ
индивидуально избирательное чувство, направленное на другого человека, одна из главных потребностей, характеризующаяся стремлением быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого, чтобы пробудить у него ответное чувство. В древней мифологии и поэзии-космическая сила, подобная силе тяготения.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Любовь
высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту. Любовь – чувство, трудно поддающееся формальному определению. Как отношение между людьми, любовь характеризуется высшей эмоционально-духовной направленностью и основана на открытии максимальной ценности конкретного человека. Она не скована даже нравственными оценками и этим отличается от дружбы.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
Любовь
высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к родине, матери, детям, музыке и т.д.). Л. между полами, между людьми различается оттенками переживаний: асексуальное влечение (агапэ) – сильный интерес к другому человеку с элементами самоотречения; любовь-дружба – нежность, которую мы чувствуем к тому человеку, жизнь которого тесно переплетена с нашей собственной;
ЛЮБОВЬ
интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Перенесенная на человека, любовь означает, с одной стороны, телесно-душевный принцип продолжения рода, с другой стороны, душевно-духовный принцип «платонической любви», свободной от всякого желания обладания. Христианство проповедует любовь между Богом и человеком, так же как и людей ме,жду собой (заповедь христианской любви к ближнему, причем понятие ближнего распространяется на всех людей — и на друзей, и на врагов). В этике любовь — это добродетель личности в отношении другой личности. Личная любовь является для личности дополнением к ее ценности, приданием смысла ее бытию.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ЛЮБОВЬ
напряженная потребность в данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, заботиться о нем, быть ему нужным. Интимное глубокое чувство, включающее в себя два аспекта: психологический и физический (сексуальный). Потребность любить и быть любимым взаимодействует с потребностью в самоутверждении, с характером, темпераментом, самосознанием личности, играет большую роль в ее формировании, становлении. Обнаружено, что Л. между людьми положительно влияет на их самочувствие, способствует развитию интеллекта. Неудовлетворенные потребности в Л. приводят к ухудшению соматического и психического состояний. Воспитание способности любить — одна из ведущих задач полового воспитания растущего человека. Ребенок, испытывающий недостаток любви в семье, близком окружении, вырастает с большим количеством различных комплексов и проблем.
Источник: Педагогический словарь
ЛЮБОВЬ
По мысли В.С. Соловьева – "любовь с точки зрения нравственной философии есть сложное явление, простые элементы которого суть: 1) жалость, преобладающая в любви родительской; 2) благоговение, преобладающее в любви сыновней и вытекающей из нее религиозной; 3) исключительно присущее человеку чувство стыда, которое в соединении с двумя первыми элементами – жалостью и благоговением – образует человеческую форму половой или супружеской любви". В обыденном смысле любовь есть естественная привязанность одного лица к другому, с последующим желанием разделять все прелести, а также и возможные невзгоды совместного положения. Любовь есть готовность жертвовать всем, не исключая самой жизни, если это необходимо для блага близких человеку людей. От любви наступает зависимость достоинств и душевных сил человека, направляющих его действия и поступки в строгом соответствии с требованиями нравственного закона. Любовь к ближним служит для человека источником, нравственным началом всех благих и добрых начинаний. Любовь является нравственной основой человеческого общества. От силы любви зависит сила согласованности и сила действий, убеждений людей. Посредством любви происходит насаждение и поддержание в обществе мира, дружбы и согласия между его членами. И наоборот – чем меньше в обществе взаимной любви, тем сильнее проявляются в нем тенденции разрушения, распада, «атомизации».
Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи
Любовь
ст.слав. – дорогой, милый) – самая высокая христианская добродетель, творящее начало человеческой жизни. Она делит весь людской род на добрых, любящих, значит созидающих, и злых, значит, разрушающих людей. Любовь – проявление высших эмоций и творческих способностей человека. Согласно православию, любовь – это Бог, входящий без всякого посредства в человека. С предметом любви связывается приумножение бытия. Бог открывает себя как любовь. Она имеет практическую ценность, ибо радостные переживания украшают жизнь, обогащают ее, с ее помощью преодолевается отчуждение людей, она – источник многих нравственных чувств – стыда, вины, тревоги, жалости, а также нравственных качеств личности – терпимости, бескорыстия и др. Любовь помогает справляться с гневом, забывать об обидах, снимает страх, способствует состоянию веры и безопасности. В зависимости от объекта любви различают: любовь к Богу, к родителям, детям, к самим себе, к мужчине и женщине, учителя к детям. Часто говорят о любви к природе, животным, к профессии, к труду и т.д. И всюду любящий человек проявляет одни и те же качества – активное участие в жизни другого, принятие его со всеми особенностями, стремление к нему, способность его защищать. В понимании христианской антропологии различение полов и существование сексуальных влечений служит не просто естественной цели продолжения рода; это служит взаимному обмену жизнью, воссоединению тварной любви с божественной. Любовь по силе различна: страсть, сердечная привязанность, расположение, высшая любовь, платоническая любовь. Без любви нет духовной жизни. На принципах любви построены все мировые религии. В русской культуре – это великая животворящая сила, имеющая космогонический смысл. В русской мифологии была богиня любви – Лада.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ЛЮБОВЬ
высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту. Л. как интимное глубокое чувство может быть устремлена на другую личность, человеческую общность или идею (Л. к детям, родителям, Родине, жизни и т.п.). Самая яркая форма Л. - индивидуальная половая Л. Л. самозаконна, свободна. Отсюда проистекает ее трагичность, порожденная конфликтом "абсолютности" господствующих нравственных требований и их относительность в рамках Л. Познание Л. в истории культуры (Платон, Августин, Л. Фейербах, Гегель, Ш. Фурье и др.) осуществлялось не только как проникновение в ее сущность и обоснование открываемой в ней ценности реального человека, но и как возведение в ранг абсолютной ценности самой Л. В христианстве Л. рассматривается как новый божественный завет, принцип, превосходящий все остальные особенности человека. Л. - свободное проявление человеческой сущности, она не может быть предписана или принудительно преодолена. В Л. проявляется стремление человека к целостности и обретению мира во всем его богатстве. Психология и другие науки о человеке рассматривают Л. аналитически, выделяя отдельные элементы любовных чувств. Слово "Л." обозначает при этом два разных, хотя и взаимосвязанных явления: переживаемое субъектом аффективное состояние (чувство, влечение) и основанное на нем межличностное отношение. Человеческая Л. - не столько биологический, сколько социокультурный феномен, результат исторического развития человека. Уже у животных выбор сексуального партнера предполагает определенные индивидуальные предпочтения. У человека это дополняется системой социальных запретов и предписаний, которые ставят отношения между полами в зависимость от ряда этических и эстетических критериев. Любое философское или житейское определение Л. предполагает специфическое противопоставление ее другим чувствам и отношениям. Оппозиция "любовь - вожделение" описывает взаимосвязь духовного и чувственно-телесного начал; оппозиция "любовь - увлечение" противопоставляет глубокое и длительное чувство поверхностному и кратковременному и т.п. Фактически же отличить Л. от увлечения можно лишь в результате проверки временем. Современная социальная психология (Д. Ли) различает несколько разных стилей или "цветов" Л.: эрос - бурная, исключительная Л.-страсть; людус - гедонистическая Л.-игра; сторге - спокойная, надежная Л.-дружба; прагма - рассудочная, поддающаяся сознательному самоконтролю Л. по расчету; мания - иррациональная Л.-одержимость, полная зависимость от объекта влечения; агапе - бескорыстная Л.-самоотдача. Эти модели могут совмещаться в одном лице, будучи направлены на разных партнеров. Для педагогики наибольшее практическое значение имеют возрастные параметры Л. Хотя сексуальная жизнь человека и его любовные переживания (возраст первых увлечений, их сила и эротическая окрашенность, степень влюбчивости и т.д.) имеют свои психофизиологические основы, они в гораздо большей степени зависят от коммуникативных свойств личности. Сама потребность в Л. у разных людей неоднозначна как по силе, так и по содержанию. Одни ищут в любимом свое подобие, другие - дополнение. Взаимные ожидания и роли партнеров существенно меняются с возрастом и на разных стадиях взаимоотношений. Первые детские влюбленности, наблюдающиеся уже у дошкольников, обычно лишены эротической окраски и не знают половозрастных ограничений. По мере полового созревания и под влиянием окружающей среды практически все межличностные отношения и привязанности детей эротизируются, резко активизируется интерес к представителям противоположного пола. Юношеская мечта о Л. выражает прежде всего потребность в душевной близости, понимании, эмоциональном тепле; сексуальные мотивы в ней почти не выражены. У подростков и юношей иногда возникает Л. или сексуальное влечение к лицам собственного пола. У родителей и учителей это обычно вызывает панику и гнев, что крайне осложняет и без того мучительные переживания таких подростков. К этому явлению нужно относиться спокойно и с пониманием. У большинства подростков такие увлечения с возрастом проходят. Для тех же, у кого они остаются навсегда, - это зачастую единственно возможный вид Л. Преследовать ее жестоко и бесполезно. В этом случае родителям необходимо понять и поддержать своих детей. В юности Л. усложняется, приобретает взрослый характер и нередко перерастает в интимную близость. Возможность ранних половых связей, беременности, заражения венерическими заболеваниями и т.д. вызывают озабоченность учителей и родителей и враждебно-настороженное отношение к юношеской Л. Такое отношение часто приводит к противоположным результатам. Юношеские чувства требуют бережного и тактичного отношения. Необходимы подлинно нравственное воспитание и подготовка школьников к браку, включающие в качестве необходимого элемента сексуальное научное просвещение. Нужно апеллировать не к сомнительным доводам ("смотри, не повреди своему здоровью!"), а к взрослому чувству моральной и социальной ответственности, помогая юноше взвешивать серьезность собственных чувств и меру своей социальной зрелости, трудности раннего материнства, специфические проблемы ранних браков. См. также Половое воспитание, Половое просвещение
Источник: Терминологический словарь библиотекаря