ЛЬВОВ Михаил Ростиславович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛЬВОВ Михаил Ростиславович (р. 1927)
д-р педагогических наук и профессор (1976), член-корреспондент РАО (1978; Отделение общего среднего образования), профессор МПГУ.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЛЬВОВ Михаил Ростиславович
р. 9.2. 1927, с. Паваренис, ныне в Алитусском р-не Литвы), педагог, методист. по рус. языку, ч.-к. РАО (1993; ч.-к. АПН СССР с 1978), д-р пед. наук и проф. (1976). В 1953 окончил Барнаульский пед. ин-т. С 1947 преподавал в школе г. Славгорода Алтайского края. С 1961 на науч.-пед. работе: в МГПИ им. В. И. Ленина (1961—64 и с 1975), Магнитогорском пед. ин-те (1964—75).
Л. — автор работы по проблемам обучения и развития речи в нач. школе («Методика развития речи мл. школьников»), в к-рой успешное языковое становление речи ребенка Л. ставит в зависимость от активизации его речевой деятельности, создания ситуаций, стимулирующих общение, формирования особой культуры речевой среды (речь родителей, учителей, привлечение «языка» худож. лит-ры, театра, кино). В развитии речи мл. школьников Л. методически обосновал 3 направления: работа над словом, предусматривающая расширение источников изучения речи, углубление способов семантизации лексики, освоение синонимов и антонимов в языке; работа над словосочетанием и предложением с опорой на систему упражнений конструктивного и творческого характера; работа над связной речью с разработанной типологией и методикой сочинений.
Опираясь на эксперим. исследования (под руководством Л. в 1967—72), сформулировал ведущие тенденции речевого развития учащихся: рост объема и структурное усложнение единиц речи (до 3-го кл.); увеличение разнообразия речевых средств (4—7-е кл.); стабилизация средств речи (8—10-е кл.). Эти исследования обобщены в труде «Тенденции развития речи учащихся» (в. 1—2, 1978—79).
Л. — соавтор общих метод. пособий: «Методика обучения рус. языку в нач. классах» (1979), составитель хрестоматии «Развитие речи учащихся в нач. школе» (1965), отразившей изучение данного вопроса в отеч. филологич. науке от Ф. И. Буслаева и А. Я. Острогорского до М. А. Рыбниковой и др.
Соч.: Работа над сочинением в нач. классах, М., 1971; Словарь антонимов рус. языка, M.; Общие вопросы методики рус. языка, М., 1983. Д. А. Ермаков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия