ЛОСЕВ Алексей Федорович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988)
философ и филолог-классик, д-р филологических наук (1943), профессор (1923). По окончании Московского университета вел в нем научную работу. Участвовал в деятельности философских обществ в 10-х - начале 20-х гг. Преподавал в разных вузах. Действительный член Государственной академии художественных наук (1923-30), Государственного института музыкальной науки (1921-31). В 1930 был арестован и отбывал заключение в лагерях, затем в ссылке; после снятия судимости и восстановления в гражданских правах (1933) вернулся к научной работе. С 1944 профессор МГПИ им. В.И. Ленина. В монографиях (1927-30) "Античный космос и современная наука", "Музыка как предмет логики" и других сформулировал оригинальную философскую систему, связанную с идеями Платона и неоплатоников, с философией цельного знания В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, символизмом Вяч. Иванова. Разрабатывая осн. категории своей философии (символ, миф, личность, имя), Л. занимался специальными исследованиями в области истории философии, эстетики, логики, мифологии, музыки, математики. Л. придавал принципиальное значение просветительской деятельности. Он принимал участие в составлении учебников и учебных пособий ("Греческая трагедия", 1958; "Введение в общую теорию языковых моделей", 1968, и др.), писал научно-популярные книги. История педагогики входила как отдельная тема в специальные исследования Л. С 1982 в журнале "Студенческий меридиан" регулярно печатались статьи Л., ориентированные на юного читателя, которые впоследствии были собраны в книге "Дерзание духа" (1988).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЛОСЕВ. Алексей Федорович
10(22). э! 1893, Новочеркасск, — 24.5.1988, Москва], философ и филолог-классик, дер филол. наук (1943), проф. (1923). Окончил Моск. ун-т (1915), вел науч. работу там же. Участвовал в деятельности филос. об— в 10-х-нач. 20-х гг.: Религиозно-филос. об-ва памяти В. С. Соловьева, Психол. об-ва при Моск. ун-те, Филос. кружка им. Л. М. Лопатина, Вольной академии духовной культуры. Преподавал в Нижегородском ун-те (1919—21), Моск. консерватории (1922—30). Д. ч. Гос. академии худож. наук (1923—30), Гос. ин-та муз. науки (1921—31). В 1930 был арестован, отбывал заключение в лагерях, затем в ссылке; после снятия судимости и восстановления в гражд. правах (1933) вернулся к науч. работе. Читал курсы антич. лит-ры, логики, эстетики и истории философии в вузах Москвы. С 1944 до конца жизни проф. МГПИ им. В. И. Ленина.
В монографиях (1927—30) «Античный космос исовр. наука», «Музыка как предмет логики», «Философия имени», «Диалектика худож. формы», «Диалектика мифа» сформулировал оригинальную филос. систему, связанную с идеями Платона и неоплатоников (Плотин, Прокл, Дионисий Ареопагит, Николай Кузанский), с философией цельного знания В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, символизмом Вяч. И. Иванова. Ему были близки диалектика нем. идеализма (И. Г. Фихте, Ф. В. И. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель), феноменология Э. Гуссерля. Разрабатывая осн. категории своей философии {символ, миф, личность, имя), Л. занимался спец. исследованиями в области истории философии, эстетики, логики, мифологии, музыки, математики.
Убежденный в тождестве бытия и познания, Л. считал возможным преодолеть метафизическую противоположность материи и идеи посредством диалектического метода, к-рый позволяет постичь смысл бытия, последовательно возводя конкретный смысл к абсолютному — «сверхсущему». Энергии, излучаемые «сверхсущим» и пронизывающие материю, создают возможность осмысления, филос. познания мира. Смысл жизни человека, по Л., заключается в обнаружении и причащении энергии «сверхсущего» (постижении собств. «имени»). Путь к нравств. идеалу прокладывается верой и знанием, слитыми воедино; абс. знание означает истинную веру и подлинную нравственность. По мысли Л., человеку необходимо «обществ.-личное существование»: исповедуя абс. истину, он должен видеть ее в явлениях реальной жизни, в относительном находить абсолютное и стремиться к свободе, к-рую дает цельное знание. Понять свое назначение в мире и ощутить высш. радость бытия можно только через напряженную духовную деятельность, ведущую к преобразованию действительности. Задача приобщения к диалектич. процессу постижения единства мироздания определяла в концепции Л. дидактически плодотворную множественность способов передачи знания, отказ от узкой замкнутости, от дробления целостного знания на изолированные науч. дисциплины. Этот подход воплотился в науч. творчестве Л., в особенности в его фундамент, труде «История антич. эстетики» (т. 1—8, кн. 1, 1963—92; Гос. пр., 1986), получившем мировую известность.
Л. придавал принципиальное значение просветит. деятельности. Он принимал участие в составлении учебников и уч. пособий («Греческая трагедия», 1958; «Антич. лит-ра», 1963; «Введение в общую теорию языковых моделей», 1968); писал науч.-популярные книги («Платон. Жизнеописание», 1977; «Аристотель. Жизнь и смысл», 1982, обе совм. с А. А. Тахо-Го-ди). История педагогики входила как отд. тема в спец. исследования Л. (главы об эстетич. воспитании в «Истории античной эстетики»). С 1982 в журн. «Студенческий меридиан» регулярно печатались его статьи, ориентированные на юного читателя, к-рые впоследствии были собраны в кн. «Дерзание духа» (1988).
В своих науч. трудах Л. использовал разнообразные дидактич. приемы, облегчающие восприятие текста для неподготовленного читателя: комментирование, пояснения с помощью образных и неожиданных примеров, почерпнутых из разл. областей знания, варьирование стиля от математически строгого до разговорного. Для обращения к широкой читательской аудитории Л., следуя традициям сокра-тич. эвристики, во мн. произв. 70—80-х гг. избрал форму диалога с интервьюером, к-рая позволила ему коснуться тем, не получивших развернутого освещения в работах Л.
Соч.: Очерки антич. символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; Антич. мифология в ее ист. развитии, М., 1957; Гомер, М., 1960; Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию, М., 1982; Из ранних произведений, М. 1990; Страсть к диалектике, М., 1990; Владимир Соловьев и его время, М., 1990; Философия. Мифология. Культура, М., 1991.
Лит.: Антич. культура и совр. наука, М. 1985 (библ., с. 337—41); Аверин-цев С. С., Памяти учителя, в сб.: Контекст—90, М., 1990 (библ., с. 55—63); А. Ф. Лосев. и культура XX века. Лосевские чтения, М., 1991. Н. Д. Александров, М. П. Одесский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
110.81 кб

Алексей Федорович Лосев и Альфред Норт уайтхед

Куссе Хольгер
Сопоставляются философии А.Н. Уайтхеда и А.Ф. Лосева.
Читать PDF
189.34 кб

Жизнь и судьба философа: Алексей Федорович Лосев (1893–1988)

Логунова Людмила Борисовна, Петрунин Юрий Юрьевич
В статье представлена попытка создать творческий портрет А.Ф. Лосева в интерьере отечественной истории ХХ века.
Читать PDF
205.45 кб

2009. 03. 039-044. Алексей Федорович Лосев. (сводный реферат)

Андреева И. С.