Логос

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛОГОС
термин древнегреческой философии, которым обозначаются Космический Разум, Смысл, Слово, Закон, Речь, Основа Мира, его порядок и гармония.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ЛОГОС
одно из основных понятий древнегреческой философии, одновременно обозначающий "слово" и "смысл", Космический разум, Закон, порядок и гармонию мира. Введено Гераклитом как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Логос
гр. – слово) – это свойственная Богу сила мысли, разума. В христианстве отношение к логосу определяется отношением к Богу, и вся история рассматривается как воплощение Божьего откровения. Логос – это великая Божественная сущность, мировой разум. Логос есть признание объективности духовного мира, он придает ценность и смысл всему существующему на Земле. Логос – это не индивидуальное человеческое мышление и не их совокупность, но в них он присутствует. Существование логоса объясняет человеческое творчество, происхождение идей, не имеющих аналогов в жизни и личном опыте мыслящего.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЛОГОС
словесное воплощение замысла речи, состоящее как в осуществлении идейного содержания речи, так и в её словесном оформлении, одна из трёх центральных категорий риторики наряду с Этосом (см.) и Пафосом (см.). Л. — словесное воплощение пафоса на условиях этоса (Ю.В. Рождественский). Л. в риторике является заключительным этапом речи, хотя в его последовательности можно увидеть весь риторический канон: воплощение идей речи, поэтому в Л. просматривается система общих мест, расположение идей речи, словесное выражение в тропах и фигурах, а также исполнение речи в определённой фактуре речи и связанных с ним стилистических требованиях к речевыражению.
Л. предполагает «владение интеллектуальными ресурсами аргументации. Риторическая аргументация — совокупность словесно оформленных ходов мысли, содержащихся во взаимосвязанных высказываниях...» [Волков 1996: 17].
Такое понимание Л. вполне соответствует классическому пониманию этого термина в философско-филологической традиции, ибо главной идеей европейской культуры является идея Слова как воплощения Божественного замысла творения и создания мира. Слово воплощает как Божественный Разум, так и осуществлённое исполнение Божественного Словесного откровения, выраженное в текстах Священного Писания. Человек как словесное создание (образ Божий) наделяется «логосической» способностью творчества в единстве и последовательности мысли и речи. Именно человек (ритор) призван к культурной новизне, которая осуществляется в изобретении новых идей и реализации в словесной деятельности на основе правил и прецедентов деятельности, составляющих содержание культуры.
Лит. Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996; Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2009; Иванова С.Ф. Говори!.. Уроки развивающей риторики. М., 1997; Львов М.Р. Риторика: учеб. пособие для учащихся 10-11 классов. М., 1995; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 2004; Романенко А.П. Образ ритора в советской словесной культуре. М., 2003.
В.И. Аннушкин

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
287.98 кб

Логос и этос социальной модернизации: образовательный аспект

Кузнецова Аюна Мэлсовна, Кузнецов Алексей Евгеньевич
В статье выявляется и описывается суть модернизационных процессов. Прослеживается взаимокорреляция модернизации и институтов образования.
Читать PDF
853.13 кб

«Логос торжествует» – «Психея растерялась»… (о современных проблемах филологического образования)

Е. В. Любичева
В статье рассматриваются современные проблемы образования. Автор рассуждает о дегуманизации школьного филологического образования и о том кризисе, к которому она привела. Делает вывод о необходимости художественного освоения мира.

Найдено книг по теме — 16