Логос
ЛОГОС
термин древнегреческой философии, которым обозначаются Космический Разум, Смысл, Слово, Закон, Речь, Основа Мира, его порядок и гармония.
ЛОГОС
одно из основных понятий древнегреческой философии, одновременно обозначающий "слово" и "смысл", Космический разум, Закон, порядок и гармонию мира. Введено Гераклитом как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Логос
гр. – слово) – это свойственная Богу сила мысли, разума. В христианстве отношение к логосу определяется отношением к Богу, и вся история рассматривается как воплощение Божьего откровения. Логос – это великая Божественная сущность, мировой разум. Логос есть признание объективности духовного мира, он придает ценность и смысл всему существующему на Земле. Логос – это не индивидуальное человеческое мышление и не их совокупность, но в них он присутствует. Существование логоса объясняет человеческое творчество, происхождение идей, не имеющих аналогов в жизни и личном опыте мыслящего.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ЛОГОС
словесное воплощение замысла речи, состоящее как в осуществлении идейного содержания речи, так и в её словесном оформлении, одна из трёх центральных категорий риторики наряду с Этосом (см.) и Пафосом (см.). Л. — словесное воплощение пафоса на условиях этоса (Ю.В. Рождественский). Л. в риторике является заключительным этапом речи, хотя в его последовательности можно увидеть весь риторический канон: воплощение идей речи, поэтому в Л. просматривается система общих мест, расположение идей речи, словесное выражение в тропах и фигурах, а также исполнение речи в определённой фактуре речи и связанных с ним стилистических требованиях к речевыражению.
Л. предполагает «владение интеллектуальными ресурсами аргументации. Риторическая аргументация — совокупность словесно оформленных ходов мысли, содержащихся во взаимосвязанных высказываниях...» [Волков 1996: 17].
Такое понимание Л. вполне соответствует классическому пониманию этого термина в философско-филологической традиции, ибо главной идеей европейской культуры является идея Слова как воплощения Божественного замысла творения и создания мира. Слово воплощает как Божественный Разум, так и осуществлённое исполнение Божественного Словесного откровения, выраженное в текстах Священного Писания. Человек как словесное создание (образ Божий) наделяется «логосической» способностью творчества в единстве и последовательности мысли и речи. Именно человек (ритор) призван к культурной новизне, которая осуществляется в изобретении новых идей и реализации в словесной деятельности на основе правил и прецедентов деятельности, составляющих содержание культуры.
Лит. Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996; Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2009; Иванова С.Ф. Говори!.. Уроки развивающей риторики. М., 1997; Львов М.Р. Риторика: учеб. пособие для учащихся 10-11 классов. М., 1995; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 2004; Романенко А.П. Образ ритора в советской словесной культуре. М., 2003.
В.И. Аннушкин
Л. предполагает «владение интеллектуальными ресурсами аргументации. Риторическая аргументация — совокупность словесно оформленных ходов мысли, содержащихся во взаимосвязанных высказываниях...» [Волков 1996: 17].
Такое понимание Л. вполне соответствует классическому пониманию этого термина в философско-филологической традиции, ибо главной идеей европейской культуры является идея Слова как воплощения Божественного замысла творения и создания мира. Слово воплощает как Божественный Разум, так и осуществлённое исполнение Божественного Словесного откровения, выраженное в текстах Священного Писания. Человек как словесное создание (образ Божий) наделяется «логосической» способностью творчества в единстве и последовательности мысли и речи. Именно человек (ритор) призван к культурной новизне, которая осуществляется в изобретении новых идей и реализации в словесной деятельности на основе правил и прецедентов деятельности, составляющих содержание культуры.
Лит. Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996; Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2009; Иванова С.Ф. Говори!.. Уроки развивающей риторики. М., 1997; Львов М.Р. Риторика: учеб. пособие для учащихся 10-11 классов. М., 1995; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 2004; Романенко А.П. Образ ритора в советской словесной культуре. М., 2003.
В.И. Аннушкин
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.