ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ
Коммуникативное качество речи, характеризующее соотношение речи и мышления: соответствие общего логического строения текста замыслу автора. Речь признается логичной, если она правильно отражает элементы реальной действительности и определяет понятия, объективно передает их связи и отношения, соответствует правилам операций с понятиями и законами мышления. Нарушения Л. р. – алогизмы – могут быть связаны с отдельными частями текста (словами, словосочетаниями, предложениями), текстовым фрагментом и целым текстом. Логичность на уровне целого текста связана с его композицией и предполагает деление текста на пропорциональные части и продуманную последовательность этих частей с обозначением переходов от одного смыслового отрезка к другому. Л. р. свойственна всем функциональным стилям, но реализуется в них поразному. Наиболее строгие требования к Л. р. предъявляются в научном стиле. Что касается художественного текста, то в нем предполагается возможность наличия подтекста, смысловая неоднозначность, возможность различных толкований. Л. р. является предметом наблюдения и формирования на занятиях по практике языка как в процессе выражения обучающимися собственных мыслей, так и анализа языка и стиля читаемых текстов (Культура русской речи, 2003).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ
одно из качеств хорошей, правильной речи, которое характеризуется соответствием высказывания четырём законам формальной логики: закону тождества, закону непротиворечия, закону исключённого третьего и закону достаточного основания. Закон тождества подразумевает, что в высказывании предмет речи остается неизменен. Закон непротиворечия гласит, что два взаимоисключающих высказывания не могут быть одновременно истинными. Закон исключённого третьего связан с законом непротиворечия и заключается в том, что при наличии двух взаимоисключающих высказываний истинным не может быть какое-то третье. Закон достаточного основания предполагает, что любой утверждаемый тезис требует достаточной аргументированности. Эти четыре закона формальной логики могут рассматриваться как логическая норма, соблюдение которой в речи обеспечивает истинность высказывания.
Л.р. базируется на связи речи и мышления и обеспечивает правильное толкование высказывания адресатом. Если в структуре мысли говорящего или в его речи допущена логическая ошибка, то цель высказывания достигнута не будет.
Л.р. достигается умением адекватно облекать свои мысли в подходящие слова, правильно строить предложения, соблюдать композицию текста. Ср.: Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою мать и Бедная Лиза продавала цветы и на вырученные деньги кормила свою мать.
Нарушение Л.р. приводит к возникновению Алогизмов (см.), которые могут являться Логическими ошибками (см.) или Паралогическими риторическими приёмами (см.).
Лит.: Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2010; Ивин А.А. Логика. М., 2008; Матвеева Т.В. Логичность речи // КРРЭСС. М., 2003; Плещенко Т.П. Стилистика и культура речи. Мн., 2001.
Е.Е. Ермакович

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ
коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь—мышление. Л.р. связана со смысловой и синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Для достижения Л.р. следует добиться смысловой непротиворечивости высказываний в целом тексте. Различают два вида Л. р.: логичность предметную и логичность понятийную. Предметная Л.р. состоит в соответствии смысловых связей и отношений единицы языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Понятийная Л.р. есть отражение структуры мысли и ее развития в семантических связях элементов языка в речи. Предметная и понятийная Л.р. существуют в тесном взаимодействии, но в разных типах и формах речи может актуализироваться одна из них. Известно, что существует два основных способа познания — индукция и дедукция. Индукция состоит в движении от частного к общему, «от живого созерцания к абстрактному мышлению». Дедукция идет от абстрактного к конкретному. Индукция и дедукция существуют и как методы логической организации излагаемого материала для сообщения результатов познания. Познанное индуктивно может быть изложено с помощью дедукции и наоборот. Существуют и другие проявления расхождения предметной и понятийной Л.р. Мысль наша может иметь своими объектами не только реальные предметы, явления действительности и их свойства, но и сами понятия. Речевая реализация такой мысли не прямо соотнесена с «логикой» предметного мира, и можно говорить лишь о логичности понятийной. Существуют формы речи, где предметная Л.р. устранена сознательно — сказки, произведения художественной фантастики и другие формы художественного словесного творчества. Но понятийная Л.р. как отражение структуры мысли и ее развития в семантических связях элементов речи должна присутствовать и здесь. Условия Л. р. могут быть экстралингвистические и собственно лингвистические. Первое условие — экстралингвистическое: овладение логикой рассуждения. Второе условие — собственно лингвистическое: знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры. Это второе условие действует на уровне речи и может быть обозначено как овладение логикой изложения. Логика изложения отличается от логики познания отчетливой ориентацией на собеседника, на ситуацию речи. Соблюдение или нарушение логики изложения сказывается на понимании речи слушателем или читателем. Конкретные лингвистические условия Л.р. — в первую очередь синтаксические. Причем одни из них действуют на пространстве одного высказывания, другие — в пределах более сложного объединения высказываний (сложное целое), третьи — могут быть обнаружены лишь в целом тексте. Условия Л.р. на уровне высказывания: а) непротиворечивое сочетание одного слова с другим; б) правильный порядок слов; в) такие средства выражения и поддержания Л.р., как служебные слова (предлоги, союзы, частицы), вводные слова и словосочетания (следовательно, итак, значит, во-первых, во-вторых, главное, иначе говоря и др.). Служебные слова и слова вводные служат средством выражения логичности и на уровне отдельного высказывания, и на уровне связного текста. Условия Л.р. на уровне связного текста: а) обозначение переходов от одной мысли к другой. Необозначенность переходов от одного сообщения к другому может привести к прямому комическому эффекту; б) членение текста на абзацы; в) выбор синтаксических структур, адекватных характеру выражаемого содержания; нарушать Л.р. могут как неоправданное дробление мысли (через выражение ее преимущественно простыми предложениями), так и ее излишняя усложненность (немотивированное стягивание в одно сложное предложение группы законченных предложений); г) Л.р. на уровне целого текста (а не его частей) зависит от его композиции, от метода организации излагаемого содержания. Лит.: Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М., 1980. Л.Е. Ту мина 103

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
1.22 мб

Развитие логичности речи младших школьников

Ижболдина Гульнар Темиртасовна
В статье рассматриваются проблемы речевого развития младших школьников, необходимость развития, привития любви к языку. Также дается описание некоторых выводов работы по формированию у детей логичности и точности речи.
Читать PDF
240.05 кб

Психолингвистические основы преподавания темы «Логичность речи» в школе

Березовская А. С.
В данной статье представлен комплекс упражнений, направленный на формирование логичной речи детей, обучающихся в среднем и старшем звене общеобразовательной школы. К каждому упражнению приведено психолингвистическое обоснование.