ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович (1792-1856)
математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. По окончании Казанского университета (1811) был оставлен в нем на преподавательской работе. С 1814 адъюнкт, с 1822 ординарный профессор. В 1827 Л. был избран ректором университета и за 19 лет добился его подлинного процветания. Под его руководством был построен комплекс вспомогательных зданий университета; Л. осн. "Ученые записки Казанского университета" (1834) и развил издательскую деятельность. Основа методико-педагогической теории Л. - постоянное внимание к воспитательным аспектам науки, поиски философских основ научного знания, оптимальных педагогических средств и путей передачи этих знаний. Вопросы, связанные с обучением в школе, наиболее полно и систематизированно рассмотрены им в работе "Наставление учителям математики в гимназиях" (1828; опубликовано в 1832). Большое значение для педагогической практики имела деятельность Л. в области народного образования. Он состоял почти бессменным председателем испытательного комитета для проверки знаний абитуриентов университета, председателем училищного комитета (с 1827), в ведении которого с 1805 находились все школы Казанского округа.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович
20.11(1.12).1792, Нижний Новгород, — 12(24).2.1856, Казань], математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и нар. просвещения. Род. в семье чиновника. Учился в Казанской гимназии (1802—07) на казенном содержании, затем в ун-те (1807—11), по окончании к-poro получил степень магистра и был оставлен при ун-те. С 1814 адъюнкт, с 1816 экстраординарный и с 1822 ординарный проф. Несмотря на трудную обстановку в годы попечительства М. Л. Магницкого, Л. вел большую науч. и пед. работу (преподавал математику, физику, астрономию), отстаивая в преподавании мате-риалистич. взгляды.
В 1827 Л. был избран ректором ун-та и за 19 лет добился его подлинного процветания. Под рук. Л. был построен комплекс вспомогат. зданий ун-та: б-ка, астрономич. обсерватория, физ. кабинет и хим. лаборатория, анатомич. театр, клиника и др. Л. основал «Ученые записки Казанского ун-та» (1834) и развил издательскую деятельность. Подчеркивая обществ. роль образования, Л. стремился увлечь студента патриотич. идеалом ученого-гражданина, к-рый «высокими познаниями составляет честь и славу своего отечества». Л. настаивал на развитии и совершенствовании способностей человека, на гармонич. сочетании спец. подготовки с общим развитием и освоением эстетич. и этич. культуры.
Постоянное внимание к воспитат. аспектам науки, поиски филос. основ науч. знания, оптимальных пед. средств и путей передачи этого знания — основа методико -пед. теории Л. Вопросы, связанные с обучением в школе, наиб. полно и систематизированно рассмотрены им в работе «Наставление учителям математики в гимназиях» (1828, опубл. 1832). Л. разработал план ступенчатого изучения математики в гимназии: постепенное восхождение от чувственного восприятия к формированию отвлеченных понятий и суждений, их доказательству. Филос. позиции Л. определили его подход к вопросу о цели и содержании образования, связи обучения с жизнью, о воспитывающем характере обучения, соответствии содержания и методов обучения возрастным возможностям учащихся и т. д. Л. во многом предвосхитил идеи рус. педагогов 60-х гг. 19 в. в оценке реального образования как основы развития личности. Обучение Л. рассматривал как единый процесс умственного и нравств. развития ребенка, ведущую роль в воспитании «начал нравственности» отводил преподаванию лит-ры и истории, подчеркивал огромную воспитат. роль родного языка.
Идея осознанного усвоения уч. материала у Л. имела важное значение в то время, когда в школе преобладали догматич. методы преподавания, а ученик рассматривался лишь как пассивный объект пед. воздействия. Важную роль в реализации уч.-воспитат. задач Л. отводил методам обучения, выделяя как главные — ана-литич. и синтетические и подчеркивая значение практических. Особое внимание он уделял ученич. сочинениям и лит. беседам, считая последние наиб. творческим элементом уч. процесса.
Пед. идеи Л. получили во 2-й пол. 19 в. развитие в рус. пед. науке. Большое значение для пед. практики имела деятельность Л. в области нар. образования. Он состоял почти бессменным председателем испытат. к-та для проверки знаний абитуриентов ун-та, председателем училищного к-та (с 1827), в ведении к-рого по Уставу 1805 находились все школы Казанского окр. Будучи и, о. попечителя, а затем помощником попечителя округа (1845—55), Л. добился улучшения материального положения нач. школ округа, проводил широкую метод. работу среди учителей.
С о ч.: Поли, собр. соч., т. 1—5, М. — Л., 1946—51.
Лит.: Васильев А. В., Лобачевский, СПБ. 1914; Каган В. Ф, Лобачевский, М. — Л (библ.); Н. И. Лобачевский. Науч.-пед. наследие. Руководство Казанским ун-том, М., 1976 (библ.).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия