ЛИНГВОДИДАКТИКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛИНГВОДИДАКТИКА
общая теория обучения языку; исследует общие закономерности обучения языкам, специфику содержания, методов и средств обучения определенному языку в зависимости от целей и задач, характера изучаемого материала, условий монолингвизма (одноязычия) или билингвизма (двуязычия), этапа обучения и интеллектуально-речевого развития учащихся. Термин «лингводидактика» введен в 1969 г. Н.М. Шанским и с 1975 г. признан международным.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ЛИНГВОДИДАКТИКА
общая теория обучения языку. Термин "Л." введен в 1969 Н.М. Шанским и с 1975 признан МАПРЯЛ в качестве международного. Исследует общие закономерности обучения языкам, специфику содержания, методов и средств обучения определенному языку в зависимости от дидактических целей, задач и характера изучаемого материала, условий монолингвизма (одноязычия) или билингвизма (двуязычия), этапа обучения и интеллектуально-речевого развития учащихся. См. также Билингвистическое обучение

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЛИНГВОДИДАКТИКА

общая теория обучения языку. Термин «Л.» введен в 1969 H. M. Шанским и с 1975 признан МАПРЯЛ в качестве международного. Исследует общие закономерности обучения языкам, специфику содержания, методов и средств обучения определенному языку в зависимости от дидактич. целей и задач, характера изучаемого материала, условий монолингвизма (одно-язычия) или билингвизма (двуязычия), этапа обучения и интеллектуально-речевого развития учащихся.
Актуальными для совр. Л. являются проблемы унификации содержания обучения языку в сходных условиях; рационального отбора языкового материала; определения рациональных соотношений между разл. принципами его организации, между языковой теорией и речевой практикой; использования методов, приемов и средств обучения языку в зависимости от условий уч. процесса; приближения уч. языковых и речевых ситуаций к условиям естеств. речевого общения; преемственности между этапами изучения языка; мобилизации внутр. и внеш. средств положит. мотивации для усиления интереса к овладению языками; оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм изучения языка учащимися; осуществления на занятиях по языку межпредметных связей; рационального использования в уч. процессе наглядности и техн. средств обучения.
Лит.: Бакеева Н. 3., Методика рус. языка в нац. школе в ее отношении к разл. отраслям лингводидактики, в кн.: Актуальные проблемы обучения рус. языку как средству межнац. общения, М., 1975; Рус. язык в нац. школе. Проблемы лингводидактики, под ред. Н. М. Шанского, Н. 3. Бакеевой, М., 1977; Шанский H. M., Успенский М. Б., Осн. направления исследований обучения рус. языку в нац. школе, СП, 1977, ЛЬ 11; Мисири Г. С., Нек-рые новые черты совр. лингводидактики, РЯНШ, 1977, № 2; III а и с к и и H. M., Рус. языкознание и лингводидактика, М., 1985.
М. Б. Успенский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ЛИНГВОДИДАКТИКА
(от лат. lingua – язык + греч. didaktikos – поучительный). Общая теория обучения языку. Термин был введен в научный обиход акад. Н. М. Шанским в связи с разработкой проблем описания языка в учебных целях (Шанский, 1985). Описание, считавшееся лингводидактическим, включало в себя исследование сходства и различия языков, анализ содержания и структуры изучаемого языка, составление языковых минимумов в целях обучения и ряд других проблем, возникающих на стыке лингвистики и педагогики. Однако среди специалистов нет единого мнения о содержании этого термина и даже о необходимости в его существовании. Одни придерживаются расширительного толкования понятия как обозначающего совокупность теоретических и практических вопросов преподавания языка и фактически заменяющего термин «методика» (Н. М. Шанский, Р. К. Миньяр-Белоручев). Другие рассматривают понятия «методика» и «Л.» как синонимичные. Третьи стремятся разграничить эти два термина и утверждают их право на самостоятельное существование (Н. Д. Гальскова. Л. В. Московкин). Эта точка зрения получила признание большинства специалистов. Л. трактуется как общая теория обучения языку, разрабатывающая ее методологические основы, в то время как методика характеризует сам процесс обучения конкретному языку в конкретных условиях его преподавания (частная методика) либо раскрывает закономерности обучения языку (группе языков) вне конкретных условий его изучения (общая методика). Согласившись с таким разграничением двух терминов, мы можем говорить о лингводидактических основах обучения языку, включающих изложение теоретических основ такого обучения (представлений о содержании, целях и задачах, принципах, методах, средствах, процессе обучения, о методах исследования в Л., а также о взаимодействии Л. с базовыми для нее науками) и о методических основах обучения языку (обучение аспектам языка и видам речевой деятельности в конкретных условиях преподавания, организация учебного процесса, требования к профессии педагога). Третья точка зрения на взаимоотношения между Л. и методикой, видимо, нашла отражение и в названии специальности 13.00.02 для защищающих диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук: «Теория и методика обучения и воспитания (русский как иностранный язык)» (Гальскова, 2000; Джусупов, 1989; Московкин, 2002).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
752.66 кб

Компьютерная лингводидактика: цели и задачи

Гарцов А. Д.
Статья посвящена проблемам становления компьютерной лингводидактики как научной дисциплины, выявляющей закономерности обучения языку в новом образовательном пространстве.
Читать PDF
168.43 кб

Компьютерная лингводидактика о дидактических принципах в компьютерной форме обучения иностранным язы

Чепкова С. П.
Опираясь на опыт работы по составлению и использованию в процессе обучения компьютерных обучающих программ для специальностей «Технология рыбы и рыбных продуктов» и «Водные биоресурсы и аквакультура», автор анализирует разнообразн
Читать PDF
251.97 кб

Профессиональная лингводидактика

Крупченко А.
Читать PDF
835.44 кб

Возможности сетевых коммуникаций в Web-среде и лингводидактика

Буторина Елена Петровна, Епифанов Михаил Евгеньевич, Клыгина Екатерина Алексеевна
В статье анализируется опыт обучения различным видам речевой деятельности и преподаванию языка в Web-среде. Особое внимание уделяется возможностям обучения устной речи, которые предоставляет сеть Интернет.
Читать PDF
511.41 кб

Электронная лингводидактика: проблемы и перспективы

Бондарева Ольга Викторовна
Использование компьютера как средства обучения в практике преподавания русского языка как иностранного повышает уровень языкового образования, расширяет возможности преподавателя, повышает интенсивность и результативность обучения
Читать PDF
780.43 кб

Электронная лингводидактика: эвристические возможности онлайн-тестирования по русской грамматике

Ларионова Анна Александровна
В статье анализируются обучающие, корректирующие и образовательные возможности использования онлайн-теста по грамматике русского языка как иностранного.
Читать PDF
169.96 кб

Компьютерная лингводидактика в системе инновационного языкового образования

Царенкова Валерия Валерьевна, Шпановская Светлана Ивановна
Данная статья посвящена актуальной проблеме лингводидактики и методики обучения иностранным языкам проблеме использования информационно-коммуникативных технологий. В статье представлено понятие о компьютерной лингводидактике.
Читать PDF
233.46 кб

Электронная лингводидактика в обучении русскому языку как иностранному

Альджалут Кристина Валерьевна
В статье рассматриваются виды информационно-коммуникационных технологий применительно к преподаванию русского языка как иностранного, а также интернет-ресурсы, которые могут послужить инструментом для создания творческих и коммуни
Читать PDF
930.10 кб

Научная школа "профессиональная лингводидактика": Международный контекст

Крупченко А.К.
Статья представляет результаты реализации в процессе профессионального развития преподавателя иностранного языка для профессиональных целей идей научной школы «профессиональная лингводидактика», которые сегодня распространяются в
Читать PDF
206.25 кб

Мотивации обучения в лингводидактике

Джураев Шавкат
Читать PDF
2.83 мб

Культурологические особенности лингводидактики XVIII первой четверти XIX В. (по материалам «Архива к

Барсукова Е. В.
Читать PDF
132.46 кб

Лингводидактическая тестология: ретроспектива и опыт адаптации в России

Балуян С.
Читать PDF
222.77 кб

Языковая личность: лингводидактические характеристики

Милованова Л. А.
Читать PDF
0.00 байт

Лингводидактические особенности устного научного выступления

Новикова Ольга Анатольевна
Читать PDF
11.97 мб

К вопросу об игнорировании прагматического аспекта деловой коммуникации в современной лингводидактик

Леонтьева Татьяна Валерьевна
Доказывается, что при обучении деловому общению уделяется недостаточно внимания прагматическому аспекту коммуникации, а именно цели (намерению) говорящего или пишущего.

Похожие термины:

  • ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ТЕСТ

    Подготовленный в соответствии с определенными требованиями комплекс заданий, с помощью которых определяется уровень языковой или коммуникативной компетенции учащихся.
  • ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

    Различные способы и возможности использования аутентичных материалов на изучаемом языке (текстов, фильмов, музыкальных произведений, вебстраниц и др.) в процессе преподавания и изучения иностран
  • ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

    Форма контроля знаний и речевых навыков и умений с помощью аппаратно-программных средств тестирования и заложенных в них тестов. Тестирование проводится по программе, включающей группу заданий,