ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИЛИМОНОВ Юрий Александрович

ЛИЛИНА Злата Ионовна

Найдено 2 определения термина ЛИЛИНА Злата Ионовна

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЛИЛИНА Злата Ионовна (1882-1929)

педагог, деятель народного образования. Работала учительницей. С 1902 член РСДРП, с 1903 в организации большевиков. В 1898-17 работала в Женеве под руководством В.И. Ленина. После Февральской революции 1917 в России. Возглавляла борьбу с детской беспризорностью, организовывала питание и снабжение детей в школьных учреждениях, приютах, детдомах. С 1920 зав. петроградским Губсоцвосом и заместитель зав. губоно. Затем командирована в распоряжение ЦК партии. В основе ее организаторской деятельности лежало представление о том, что школа - "первая ступень жизни" (а не средство подготовки к ней). Л. настаивала на вариативности типов общеобразовательной школы. Наиболее жизненными считала три типа: школы с продленным днем, школы-клубы (с правом свободного посещения) и детские дома (или "детские трудовые коммуны"; рассматривались как тип массовой школы). Способствовала развитию школ с сельскохозяйственным и индустриальным уклонами. В полемике по проблемам трудового обучения Л. выступала против идей ранней профессионализации и монотехнического образования. После 15-го съезда ВКП(б) (1927) Л. была инкриминирована принадлежность к "троцкистской оппозиции", она была исключена из партии; труды Л. были изъяты из научного обращения и библиографии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ЛИЛИНА Злата Ионовна

1882, г. Друя Витебской губ., — 1929, Ленинград), педагог, деятель нар. образования. Жена Г. Е. Зиновьева. По окончании гимназии в Митаве работала учительницей (1902). В 1902 вступила в РСДРП, с 1903 в орг-ции большевиков. В 1902—03 находилась в Швейцарии, училась на мед. курсах в Берне. В 1905—07 в Петербурге, участвовала в рев. событиях, продолжала пед. деятельность. В 1908—17 вновь в Швейцарии (Женева), работала под руководством В. И. Ленина. Сотрудничала в газетах «Звезда», «Правда», жури. «Работница», участвовала в подготовке парт, публикаций. После Февральской революции в России, с апреля 1918 зав. отделом социального обеспечения Пет-рогр. совета. Возглавляла борьбу с дет. беспризорностью, организовывала питание и снабжение детей в шк. учреждениях, приютах, детдомах. С 1920 зав. петрогр. Губсоцвосом и зам. зав. губоно. В 1924- 1926 зав. петрогр. губоно. Затем командирована в распоряжение ЦК партии, в 1927—29 зав. отделом дет. книги Госиздата, чл. коллегии Главсоцвоса НКП РСФСР.

В основе организаторской и науч.-пед. деятельности Л. лежало представление о том, что школа — «первая ступень жизни» (а не средство подготовки к ней), на к-рой учащиеся должны обрести духовную свободу и научиться «самоуправляться и управлять». Л. настаивала на вариативности типов общеобразоват. школы. наиб. жизненными в условиях послерев. периода она считала апробированные в практике Петрогр. губ. (Союза сев. коммун) три типа: школы с продленным днем, школы-клубы (с правом свободного посещения в течение полного дня и изучением предметов по выбору), дет. дома (или «дет. трудовые коммуны»; рассматривались как тип массовой школы). Л. показала разнообразные возможности взаимодействия и сотрудничества в них школьников с учителями, воспитателями, трудовым населением (Советы по нар. образованию, «рабочие пат-ронаты», т. н. летние школы, создаваемые при поддержке предприятий и крестьянских об-в, занятия с привлечением специалистов произ-ва, творческой интеллигенции и др.). Способствовала развитию школ с с.-х. и индустр. уклонами.

Отмечая необходимость связи школы с производит, трудом, Л. в то же время заняла леворадикальную позицию по отношению к проф. образованию, противопоставив его общему. В полемике по проблемам трудового обучения она выступила против идей ранней профессионализации и монотехнического образования.

После 15-го съезда ВКП(б) (1927) Л. была инкриминирована принадлежность к «троцкистской оппозиции», она была исключена из партии. Со 2-й пол. 30-х гг. имя и труды Л. были изъяты из науч. обращения и библиографии.

Соч.: Социально-трудовое воспитание. Итог четырехлетней работы с Октябрьской революции до октября 1921 г., П., 1921; Красный календарь в трудовой школе. Метод. статьи, инструктивный материал и библиография, Л1924 (сост.); Школа и трудовое население. Опыт связи. Принципы и методы, Л.; Практика социального воспитания. (Опыт Ленинграда и Ленингр. губ.). Сб., М. — Л., 1926 (ред.); Лилина о самой себе (Автобиография), «Красная летопись», 1929, № 4, с. 244—46; Пед. методы Ленина, М., 1925.

Лит.: Гинтовт А., Педагог — энтузиаст, «Красная летопись», 1929. № 4; Пед. деятельность и пед. взгляды 3. И. Лилиной. (Метод. материалы для студентов). Сост. В. В. Макаев, Пятигорск, 1990.

В. В. Макаев.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ЛИЛИНА Злата Ионовна — 0

Найдено научныех статей по теме ЛИЛИНА Злата Ионовна — 0

Найдено книг по теме ЛИЛИНА Злата Ионовна — 0

Найдено презентаций по теме ЛИЛИНА Злата Ионовна — 0

Найдено рефератов по теме ЛИЛИНА Злата Ионовна — 0