ЛИХАЧЁВ Дмитрий Сергеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛИХАЧЁВ Дмитрий Сергеевич (1906-1999)
филолог и историк культуры, общественный деятель, академик РАН (академик АН СССР с 1970), член мн. зарубежных академий. Герой Социалистического Труда (1986). За участие в студенческом религиозно-философском кружке был репрессирован (1928), отправлен в Соловецкий лагерь, а оттуда на строительство Беломорско- Балтийского канала. По возвращении (1932) работал корректором. С 1938 сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) в Ленинграде, с 1954 руководил сектором древнерусской литературы. Профессор ЛГУ (1946-53). Председатель правления Рос. международного фонда культуры "Наследие" (с 1986). Гос. премия СССР (1952, 1969), Гос. премия Рос. Федерации (1993). Осн. труды посвящены изучению истории русской литературы 10-17 вв. Предложенные Л. принципы подхода к литературному материалу (осмысление историко-социального контекста, анализ "стилей эпох" в их соотнесенности с изображением человека и др.) открывают современному читателю возможность воспринять далекие по времени создания произведения в историко-культурной перспективе. Важную научную и общеобразовательную роль играют труды Л. по изучению "Слова о полку Игореве", раскрывающие его поэтическую суть и художественные особенности (в т.ч. работы, рассчитанные на массового читателя и школьную аудиторию). В 80-х гг. создал культурологическую концепцию, в русле которой рассматривал проблемы гуманизации жизни людей и соответствующей переориентации воспитательных идеалов, а также всей системы образования как определяющие общественное развитие на современном этапе. Понятие культуры Л. трактовал не только как сумму нравственных ориентиров, знаний и профессиональных навыков, но и как историческую память, как творческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и настоящего. С культурой Л. тесно связывал понятие интеллигентности, характерными чертами которой являются стремление к расширению знаний, открытость, служение людям, терпимость, ответственность. Нравственным проблемам (развитию в подрастающем поколении гуманности, интеллигентности, патриотизма) специально посвящены книги Л., обращенные к педагогам и молодежи: "Земля родная" (1983), "Письма о добром и прекрасном" (1985; 2 изд., 1988). Лихачев

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЛИХАЧЕВ Дмитрий Сергеевич
р. 15(28).11.1906, Петербург], филолог и историк культуры, обществ. деятель, акад. РАН (акад. АН СССР с 1970), чл. мн. заруб. академий. Герой Соц. Труда (1986). В 1928 окончил Ленингр. ун-т. За участие в студенч. религ.-филос. кружке был репрессирован (1928), отправлен в Соловецкий лагерь, а оттуда на стр-во Беломорско-Балтийского канала. По возвращении (1932) работал корректором. С 1938 сотрудник Ин-та рус. лит-ры (Пушкинский Дом) в Ленинграде, с 1954 руководил сектором др.-рус. лит-ры. Проф. ЛГУ (1946—53). Пред, правления Рос. междунар. фонда культуры «Наследие» (с 1986). Гос. пр. СССР (1952, 1969).
Осн. труды посвящены изучению истории рус. лит-ры 10—17 вв. (обоснование художественности ее жанров, в т. ч. ре-лиг., ист. и деловых; закономерности развития и анализ отд. памятников), вопросам текстологии и источниковедения, а также творчеству рус. писателей, гл. обр. связанных с Петербургом (Пушкин, Гоголь, Некрасов, Достоевский, Лесков, Блок, Ахматова). Предложенные Л. принципы подхода к лит. материалу: осмысление ист.-социального контекста, анализ «стилей эпох» в их соотнесенности с изображением человека; сопоставление поэтики рус. лит-ры — древней и нового времени, фольклорных жанров, особенностей устной речи изучаемого периода — открывают совр. читателю возможность воспринять далекие по времени создания произведения в ист.-культурной перспективе. Важную науч. и общеобразоват. роль играют труды Л. по изучению «Слова о полку Игореве», раскрывающие его поэтич. суть и худож. особенности (в т. ч. науч.-популярные работы, комментированные издания академич. типа и рассчитанные на массового читателя, шк. аудиторию).
В 80-х гг. создал культурологич. концепцию, в русле к-рой рассматривал проблемы гуманизации жизни людей и соответствующей переориентации воспитат. идеалов, а также всей системы образования как определяющие обществ. развитие на совр. этапе.
Понятие культуры Л. трактует не только как сумму нравств. ориентиров, знаний и проф. навыков, но и как ист. память (связь с духовным и материальным наследием), как творческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и настоящего. Ратуя за сохранение культуры от разрушения и забвения, ввел понятие «экология культуры». Принципиально важной в концепции Л. является идея взаимосвязи культуры и природы («Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей», 1982).
С культурой Л. тесно связывает понятие интеллигентности, характерными чертами к-рой являются стремление к расширению знаний, открытость, служение людям, терпимость, ответственность; подчеркивает нравств. сущность культуры и интеллигентности. В этич. аспекте Л. рассматривает проблемы нац. культуры и нац. характера («Заметки о русском», 1981). Пропагандируя лит. краеведение, воспитание через изучение «малой родины», любви к отечеству в целом, Л. в то же время проводит мысль о единстве культуры, считая нац. культуру частью мирового культурного процесса. С тревогой размышляет о «духовном Чернобыле», к-рым грозят подрастающему поколению мн. жанры совр. массового иск-ва (видео и кино).
Нравств. проблемам (развитию в подрастающем поколении гуманности, интеллигентности, патриотизма) специально посвящены книги Л., обращенные к педагогам и молодежи: «Земля родная» (1983), «Письма о добром и прекрасном» (1985).
Соч.: Избр. работы, т. 1—3, Л., 1987; Прошлое — будущему. Статьи и очерки, Л1985; Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет, Л1989; Книга беспокойств. Воспоминания, статьи, беседы, М., 1991.
Лит.: Дмитрий Сергеевич Лихачев, М.; Квятковский Е. В., О добром и прекрасном, СП, 1990, № 5.
Л. А. Дмитриев, Б. Ф. Егоров.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия