ЛИХАЧЁВ Борис Тимофеевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛИХАЧЁВ Борис Тимофеевич (1929-1998)
педагог, действительный член РАО (1993; действительный член АПН СССР с 1990). До 1968 преподавал в Вологодском педагогическом институте. В 1968-70 заместитель начальника Отдела педагогической науки МП СССР. В 1970-85 директор НИИ ХВ, с 1985 в НИИ теории и методики воспитания АПН, с 1992 зав. лабораторией экологической культуры личности в Институте развития личности. Под руководством и при участии Л. исследованы проблемы теории и практики эстетического воспитания. Результаты исследования опубликованы в коллективных монографиях "Эстетическое воспитание школьников" (1974), "Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода" (1980), "Система эстетического воспитания школьников" (1983) и др.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЛИХАЧЕВ Борис Тимофеевич
р. 10.8. 1929, Москва), педагог, акад. РАО (1993; д. ч. АПН СССР с 1990), д-р пед. наук, проф. (1970). В 1952 окончил пед. ф-т МШИ. До 1968 преподавал в Вологодском
пед. ин-те, одновременно (1960—62) директор его базовой школы. В 1968—70 зам. нач. Отд. пед. науки МП СССР. В 1970—85 директор НИИ ХВ, с 1985 в НИИ теории и методики воспитания АПН, с 1992 зав. лаб. экологии, культуры личности в ин-те развития личности.
Под руководством и при участии Л. исследованы проблемы теории и практики эстетич. воспитания. Результаты исследований опубликованы в коллективных монографиях «Эстетич. воспитание школьников» (1974), «Эстетич. воспитание в школе. Вопросы системного подхода» (1980), «Эстетич. воспитание школьной молодежи» (1981), «Система эстетич. воспитания школьников» (1983).
Л. изучал закономерности воспитания как саморазвития дет. личности и как целенаправленный пед. процесс системы методов воспитания и психол. воздействия и др.
Соч.: Эстетика детской жизни, [Вологда], 1968; Эстетика воспитания, М., 1972; Теория коммунистич. воспитания, М., 1974; Общие проблемы воспитания школьников, Ми979; Воспитат. аспекты обучения, Ми982; Простые истины воспитания, М., 1983; Теория эстетич. воспитания школьников, М., 1985.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ЛИХАЧЕВ Борис Тимофеевич
родился 10 августа 1929 г. в Москве, педагог и психолог, академик РАО (1993). В 1952 г. окончил педагогический факультет МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ). Доктор педагогических наук (1970), профессор (1971). С 1952 по 1968 г. преподавал в Вологодском педагогическом институте в качестве ассистента, доцента и заведующего кафедрой, одновременно (1960–1962) – директор и учитель базовой школы № 13. В 1968–1970 гг. – заместитель начальника отдела педагогической науки Министерства просвещения СССР; с 1970 до 1985 г. – директор НИИ художественного воспитания АПН СССР; с 1985 г. – заведующий лабораторией коллектива и личности в НИИ теории и методики воспитания АПН; с 1992 г. – заведующий лабораторией экологической культуры личности института развития личности РАО. В течение 70-х гг. был председателем Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК СССР, а также членом Пленума ВАК СССР. В эти же годы был председателем редакционно-издательского совета АПН СССР. В октябре 1997 г. избран членом Президиума РАО.
Свою научную деятельность начал под руководством своего учителя академика АПН СССР, доктора педагогических наук, профессора Свадковского И.Ф. Большое влияние на формирование его научных взглядов оказала научная школа Макаренко А.С. – Козлова И.Ф., к числу учеников которой он относит и себя. При этом считает, что преданность и следование заветам учителей состоит не в рабском подражании и конформном воспроизведении их идей, а в самостоятельном творчестве, в дальнейшем развитии и преодолении слабостей учительских, научных представлений.
Проявил себя в качестве ученого-исследователя, написавшего ряд актуальных научно- педагогических монографий и статей (всего более 260 названий) и в качестве преподавателя педагогических вузов, а также пропагандиста педагогических знаний среди родителей, студентов, аспирантов, преподавателей педагогики и психологии. Им создан курс лекций по педагогике, учебные пособия по общим проблемам воспитания, воспитательным аспектам обучения, теории эстетического воспитания и ряд других.
В его работах даны новые представления о цели воспитания как идеале, как стратегической, тактической и регионально-национальной задаче, а также как задаче индивидуально-личностного развития ребенка. В качестве основного критерия сущности личности разработано научное представление о ней как духовно-нравственном существе, а не только как юридическом или психологическом индивиде, обладающем нравственной свободой воли, в единстве с созданием необходимости исполнения долга и несением ответственности. В качестве основной формы целостности педагогического процесса определен детский воспитательный коллектив, а система методов воспитания, по его мнению, вытекает из идеи необходимости всеохватности педагогических организаций всех основных видов детской деятельности, их отношений и общения. Изучено новое содержание духовно-нравственного воспитания детской личности, отвечающее требованиям изменившейся социо-культурной ситуации в стране. Исследованы основные исходные концептуальные теоретические положения художественно-эстетического воспитания, единства с другими видами воспитания, теории эстетического воспитания школьников, сущности, содержания, форм и методов эстетики детской жизни.
Разработаны ведущие тенденции и теоретико-методологические позиции воспитания экологической культуры детской личности.
Многие научные позиции и результаты исследований Лихачева Б.Т. стали предметом заинтересованных и обстоятельных дискуссий, особенно по методам воспитания (1960); по реформированию школы в конце 80-х – начале 90-х гг.; по новому философскому осмыслению содержания духовно-нравственного воспитания (середина 90-х гг.).
Соч.: Теория коммунистического воспитания. – М., 1974; Воспитательные аспекты обучения. – М., 1982; Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985; Педагогика. Курс лекций. – М., 1993, 1996–1998; Философия воспитания. – М., 1995; Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. –Самара, 1997.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.