ЛИВИЯЛиги

ЛИГА ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 2 определения термина ЛИГА ОБРАЗОВАНИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЛИГА ОБРАЗОВАНИЯ

всероссийская общественная педагогическая организация в С.-Петербурге (Петрограде) (1906-17). Учредители: В.Я. Аврамов, Н.Н. Бекетов, И.А. Бодуэн де Куртенэ, С.А. Венгеров, И.Я. Герд, Г.А. Фальборк, В.И. Чарнолуский и др. Цель Л.о. - объединение и координация деятельности педагогических и просветительских обществ и организаций в России. Задачи: теоретическая и практическая разработка вопросов образования, основание научных и просветительских учреждений. Сфера деятельности Лиги включала все ступени школьного образования, а также внешкольное образование. Московский отдел Л.о. (1906-07) открыл летние курсы для учителей, лекционное бюро, создал комиссию для выработки положения об организации начальной школы на демократических началах; в 1907 издавал журнал "Просвещение" (2 раза в мес, ред. В.П. Вахтеров и В.Д. Соколов). Деятельность отдела была запрещена по приказу градоначальника. При Лиге в 1907-08 были образованы 5 всероссийских обществ: школьного просвещения, содействия внешкольному просвещению, изящных искусств (в числе его членов - Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, С.К. Маковский, Н.К. Рерих и др.), университетское (его членами были В.М. Бехтерев, В.Н. Верховский, П.Ф. Лесгафт, С.Ф. Ольденбург и др.), образования и воспитания ненормальных детей. В 1907 была основана Педагогическая академия. Состоявшийся в 1908 1-й общий съезд Л.о. потребовал отмены правительственных ограничений на устройство просветительских обществ и учреждений, народных чтений, публичных лекций и т.д. Съезд наметил: издание литературы по вопросам образования; создание Справочно-педагогического бюро и пр.; рассмотрел и одобрил проект школьного закона с финансовым планом введения всеобщего обучения (отклонен 2-й Государственной думой). Мероприятия, намечаемые и проводимые Лигой, встречали постоянное противодействие со стороны официальных властей: запрещались съезды, выставки, публичные обсуждения проектов Лиги и т.д. В 1913 правительство изменило устав Л.о. с целью ограничения ее организующей роли. После 1917 прекратила свою деятельность.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ЛИГА ОБРАЗОВАНИЯ

всерос. обществ. пед. организация в 1906—17. Осн. в Петербурге по инициативе группы деятелей быв. к-тов грамотности, распущенных пр-вом в 1895. Организац. комитет (В. Я. Аврамов, H. H. Бекетов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, С. А. Венгеров, И. Я. Герд, Л. Ф. Пантелеев, M. H. Стою-нина, Г. А. Фальборк, А. П. Филосо-фова, В. И. Чарнолуский и др.) в марте 1906 провел учредит. собрания, на к-рых был принят проект устава лиги (официально утвержден в 1907). Цель Л. о. — объединение и координация деятельности пед. и просветительных об— в и орг-ций в России (см. Общества педагогические и просветительные). Задачи: теоретич. и практич. разработка вопросов образования, основание науч. и просветительных учреждений. Сфера деятельности лиги включала все ступени шк. образования, а также внешк. образование.

Л. о. мыслилась как централизов. об-во с местными отделами и со своей платформой по теоретич. и практич. пец. вопросам. По уставу она превратилась в союз просветительных об— в и учреждений, объединенных общими съездами и избираемым ими правлением. Лига объединяла уже существовавшие об-ва и орг-ции и открывала новые. Провинциальные об-ва пользовались автономией, имели собств. устав (часто по образцу, рекомендованному Л. о.) и перечисляли лиге средства. Среди областных отделов особенно выделялся Московский (1906- 1907), объединявший просветительные орг-ции Москвы и прилегающих районов. Отдел открыл летние курсы для учителей, лекционное бюро, создал комиссию для выработки положения об организации начальной школы на демокр. началах. В 1907 издавал журн. «Просвещение» (2 раза в месяц, ред. В. П. Вахтеров и В. Д. Соколов). Деятельность отдела была запрещена по приказу градоначальника.

При лиге в 1907—08 были образованы 5 всерос. об-в. Об-во шк. просвещения ставило задачей выработку новых идеалов шк. образования и нового типа единой школы. Об-во содействия внешк. просвещению было осн. для объединения сил общественности в деле организации б-к, музеев, нар. ун-тов, вечерних курсов, лекций и т. п. Из этого об-ва выделилось Об-во изящных иск-в, проводившее работу по организации худож. выставок, малых галерей, нар. театров и т. п. В числе его членов были Б. М. Кустодиев, E. E. Лансере, С. К. Маковский, Н. К. Рерих и др. Университетское об-во было организовано для теоретич. и практич. разработки вопросов высш. образования и открытия частных вольных высших школ и ун-тов. В об-ве состояли В. М. Бехтерев, В. Н. Верховский, И. М. Гревс, О. А. и А. А. Добиаш, А. С. Лаппо-Данилевский, Ф. Ю. Левин-сон-Лессинг, П. Ф. Лесгафт, С. Ф. Оль-денбург и др. Было также организовано Всерос. об-во образования и воспитания ненормальных детей. В 1907 была осн. Педагогическая академия. При Л. о. создавались комиссии для решения отд. пед. проблем: по выработке шк. программ, по вопросу о взаимоотношениях семьи и школы, по изучению постановки уч.-воспитат. работы в ср. уч. заведениях мариинского ведомства, по организации Центр. пед. б-ки и музея.

Состоявшийся 28—31 дек. 1908 1-й общий съезд Л. о. потребовал отмены правительств, ограничений на устройство просветительных об— в и учреждений, нар. чтений, публичных лекций, нар. т-ров и т. п. Съезд наметил издание печатного органа (вместо выходившей в 1907—08 и закрытой газ. «Жизнь и школа»), выпуск ежегодников и библиогра-фич. изданий по вопросам образования; организацию пед. областных, всерос. и междунар. выставок и съездов; создание Справочно-пед. бюро. Съезд рассмотрел и одобрил выработанный спец. комиссией лиги проект шк. закона с финанс. планом введения всеобщего обучения. Проект был представлен для рассмотрения во 2-ю Гос. думу, однако думское большинство его отклонило. Л. о. обратилась также в Гос. думу с ходатайством о прекращении преследований учителей по полит. мотивам и возвращении в школы репрессированных учителей.

Мероприятия, намечаемые и проводимые лигой, встречали постоянное противодействие со стороны офиц. властей: запрещались съезды, выставки, публичные обсуждения проектов лиги и т. д. В 1913 пр-во изменило устав Л. о. с целью ограничения ее деятельности и организующей роли. После 1917 прекратила свою деятельность.

Лит.: Лига Образования, в кн.: Ежегодник внешк. образования, в. 1 — 2, М. — СПБ. 1907 — 10; Лига Образования. Первый общий очередной съезд 28 — 31 дек. 1908 г. Доклады правления, № 1 — 17, СПБ, [1909]; Проект шк. закона. С приложением примерного исчисления стоимости введения всеобщего образования в России. Принят Правлением Лиги Образования, СПБ, 1908; Отчет о деятельности Лиги Образования за 1907 — 1908 г., СПБ, 1909. М. В. Михайлова.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ЛИГА ОБРАЗОВАНИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ЛИГА ОБРАЗОВАНИЯ — 0

Найдено книг по теме ЛИГА ОБРАЗОВАНИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ЛИГА ОБРАЗОВАНИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ЛИГА ОБРАЗОВАНИЯ — 0