Лидерство
Лидерство
механизм групповой интеграции, объединяющий индивидов вокруг неформального лидера [80, c. 254].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ЛИДЕРСТВО
система соц.-психол. явлений, связанных с выходом человека в лидеры и его отношением с членами группы.
Источник: Педагогический словарь
ЛИДЕРСТВО
(от англ, leadership – лидерство) – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе; социальный статус личности в организации, позволяющий направлять людей, руководить ими, вести их за собой.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Лидерство
социально-психологический процесс группового развития, а результате которого происходит возникновение и дифференциация групповой структуры или ее совершенствование. Лидерство рассматривается и как система воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения, поведение группы в целом или отдельных ее членов.
Источник: Словарик координатора детского движения
ЛИДЕРСТВО
(leadership) это совокупность лидерских качеств(волевые, нравственные качества, усердие, оптимизм, уравновешенность и др.), социокультурных способностей(организационных, коммуникативных, интеллектуальных, эстетических, экономических, гендерных и др.), а также владение способами применять их в жизнедеятельности общества (Иванов А.В. Cоциально-педагогическая работа в детских и молодежных объединениях, движениях: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2012. – С. 197).
Лидерство
англ. – ведущий) – ролевая позиция человека в группе, выражающая в неформальном признании его авторитета всеми членами этой группы. Лидерами становятся благодаря личным качествам и умениям выполнять лучше других какую-либо деятельность, способствующим всеобщему признанию. В системе межличностных отношений лидер играет ведущую роль: его слушают, ему подчиняются, его уважают и берегут. Стиль отношений лидера и группы может быть различным: авторитарным, демократическим и попустительским. Как правило, лидер выдвигается на основе выполнения какой-либо деятельности, так что в каждой из них у группы может быть свой лидер, т.е. свой признанный авторитет.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ЛИДЕРСТВО (от англ. leader - ведущий)
ведущее влияние члена группы - лидера - на группу в целом. В социальной психологии выделяются две осн. лидерские роли. Роль делового лидера включает действия, направленные преимущественно на решение поставленной перед группой задачи (например, реализация трудовой, учебной деятельности). Роль эмоционального лидера содержит действия, относящиеся гл.о. к сфере межличностного общения в группе. При авторитарном стиле воздействия на зависящих от него людей лидер действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы. При демократическом стиле управления лидер стремится тесно взаимодействовать с группой, предоставляя ее членам известную свободу действий, решений, инициативы. При либеральном стиле Л. лидер практически отстраняется от активного управления группой, предоставляя ее членам неограниченную свободу действий. Лидер способен в значимых ситуациях оказывать существенное влияние на поведение остальных участников, руководить ими. Однако понятия "Л." и "руководство" не совпадают. В отличие от руководителя, лидер не назначается официально, не наделяется формально к.-л. полномочиями и не несет законной ответственности на состояние дел в группе.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ЛИДЕРСТВО
управление, которое осуществляется посредством влияния на поведение людей (последователей) на основе взаимного уважения и доверия ради реализации общественно значимых целей (ценностей) и требует у лидера соответствующих лидерских компетентностей (качеств). Лидерство является одновременно положением (статичный аспект) и процессом (динамический/процессный аспект), в основе которых – проявление лидерских качеств личности. Наличие статичного аспекта продуцирует процессный аспект. В зависимости от основного вида деятельности (индивидуальная или групповая), выделяют два вида лидерства – индивидуальное и организационное. Индивидуальное лидерство – субъектом проявления лидерства является отдельный человек – может осуществляться как непосредственно относительно себя (саморазвитие личности), так и относительно других лиц. Организационное (институциональное) лидерство – субъектом проявления лидерства выступает организация – может осуществляться непосредственно относительно себя (саморазвитие организации), так и относительно других организаций. (Національний освітній глосарій: вища освіта / уклад.: В. М. Захарченко, С. А. Калашнікова [та ін.] ; за ред. В. Г. Кременя. – 2-е вид., перероб. і доп. – Київ : Плеяди, 2014. – С. 32). Л. И. Комир
Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017
ЛИДЕРСТВО
от англ. leader — ведущий), ведущее влияние члена группы — лидера — на группу в целом. Л. изучается в социальной психологии, где выделяются две осн. лидерские роли, связанные с разными аспектами функционирования группы. Роль делового лидера включает действия, направленные преим. на решение поставленной перед группой задачи (напр., реализация трудовой, уч. деятельности). Роль эмоционального лидера связана со сферой эмоциональной активности коллектива и со держит действия, относящиеся гл. обр. к сфере межличностного общения в группе.
Совокупность приемов и методов, применяемых лидером для оказания воздействия на зависящих от него людей, наз. стилем Л. При авторитарном стиле лидер по отношению к ведомым действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы. Авторитарный лидер почти все осн. функции управления сосредоточивает в своих руках, не позволяя членам группы обсуждать или оспаривать принимаемые им решения, его действия. Противоположным авторитарному является демократичный стиль Л., при к-ром лидер стремится управлять группой в тесном взаимодействии с остальными ее членами, предоставляя им известную свободу действий, решений, инициативы. При либеральном стиле Л. лидер практически отстраняется от активного управления группой, предоставляя ее членам неограниченную свободу действий.
Лидер — член группы, способный в значимых ситуациях оказывать существ, влияние на поведение остальных участников, практически руководить ими. Однако понятия «Л.» и «руководство» не совпадают. В отличие от руководителя, лидер не назначается официально, не наделяется к.-л. формальными полномочиями и не несет законной ответственности за состояние дел в группе. В группе, в к-рой руководитель одновременно выступает и в роли лидера, морально-психол. климат лучше, чем в той, где лидер не реализует своих возможностей налаживать дружную работу коллектива. Шк. класс только тогда может считаться истинным коллективом, когда его формальная и неформальная структура не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, когда офиц. руководители коллектива имеют высокий статус в сфере межличностных отношений.
С очень серьезными проблемами педагог сталкивается в том случае, если направленность личности лидера не является положительной. В таком случае педагогу необходимо по возможности изменить характер воздействия, к-рое лидер оказывает на группу.
Важно учитывать и влияние эмоциональных лидеров. От них в большой степени зависят эмоциональный климат в классе, самочувствие учащихся, а также мн. их нравств. ценности, на к-рые в свою очередь педагог может воздействовать через тех же лидеров.
Лит.: Мальковская Т. Н., Выдвижение лидера в среде старших школьников и его влияние на товарищей, в кн.: Руководство и лидерство, под ред. Б. Д. Пары-гина, Л., 1973; Коломинский Я. Л., Психология взаимоотношений в малых группах, Минск, 1976; Кричевский Р. Л., Социально-психол. аспекты руководства классным коллективом, ВП, 1979, № 2; Петровский А. В., Теория деятельност-ного опосредствования и проблема лидерства, ВП, 1980, № 2.
Совокупность приемов и методов, применяемых лидером для оказания воздействия на зависящих от него людей, наз. стилем Л. При авторитарном стиле лидер по отношению к ведомым действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы. Авторитарный лидер почти все осн. функции управления сосредоточивает в своих руках, не позволяя членам группы обсуждать или оспаривать принимаемые им решения, его действия. Противоположным авторитарному является демократичный стиль Л., при к-ром лидер стремится управлять группой в тесном взаимодействии с остальными ее членами, предоставляя им известную свободу действий, решений, инициативы. При либеральном стиле Л. лидер практически отстраняется от активного управления группой, предоставляя ее членам неограниченную свободу действий.
Лидер — член группы, способный в значимых ситуациях оказывать существ, влияние на поведение остальных участников, практически руководить ими. Однако понятия «Л.» и «руководство» не совпадают. В отличие от руководителя, лидер не назначается официально, не наделяется к.-л. формальными полномочиями и не несет законной ответственности за состояние дел в группе. В группе, в к-рой руководитель одновременно выступает и в роли лидера, морально-психол. климат лучше, чем в той, где лидер не реализует своих возможностей налаживать дружную работу коллектива. Шк. класс только тогда может считаться истинным коллективом, когда его формальная и неформальная структура не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, когда офиц. руководители коллектива имеют высокий статус в сфере межличностных отношений.
С очень серьезными проблемами педагог сталкивается в том случае, если направленность личности лидера не является положительной. В таком случае педагогу необходимо по возможности изменить характер воздействия, к-рое лидер оказывает на группу.
Важно учитывать и влияние эмоциональных лидеров. От них в большой степени зависят эмоциональный климат в классе, самочувствие учащихся, а также мн. их нравств. ценности, на к-рые в свою очередь педагог может воздействовать через тех же лидеров.
Лит.: Мальковская Т. Н., Выдвижение лидера в среде старших школьников и его влияние на товарищей, в кн.: Руководство и лидерство, под ред. Б. Д. Пары-гина, Л., 1973; Коломинский Я. Л., Психология взаимоотношений в малых группах, Минск, 1976; Кричевский Р. Л., Социально-психол. аспекты руководства классным коллективом, ВП, 1979, № 2; Петровский А. В., Теория деятельност-ного опосредствования и проблема лидерства, ВП, 1980, № 2.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия