ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Устойчивые общественно (классово) значимые личные, субъективные отношения человека. Человек как личность— это сложнейшая совокупность, система личностных отношений. Воспитание— это процесс целенаправленного развития личности, т.е. развития и преодоления не любых личных отношений, а самого сложного их вида— личностных отношений. Каждое личностное отношение, как и любое личное отношение, имеет три стороны (Cм.: Личные, субъективные отношения человека), однако компонентами этих сторон являются здесь только устойчивые общественно (классово) значимые проявления личности. В познавательно-мировоззренческую сторону личностных отношений входят знания, общественно и классово значимые взгляды, убеждения, идеалы; в эмоционально-волевую сторону входят общественно значимые чувства, стремления, устойчивые интересы, потребности; в действенную сторону входят общественно значимые умения, навыки, привычки, способности, черты характера. Например, в личностном отношении человека к труду объединяются и проявляются взгляды на труд и интересы к различным видам труда, трудовые навыки и привычки, также черты характера, как аккуратность, исполнительность, инициативность, или напротив, лень и т.п. Личностные отношения к окружающей жизни, к разным ее сторонам— к культуре, разным видам деятельности, к самому себе— могут быть разными и даже противоречивыми. Например, отношение сознательное и неразумное; увлеченное и равнодушное; действенное и созерцательное; активное и пассивное; заботливое и враждебное; нравственное, т.е. соответствующее нормам морали данного общества, и безнравственное; идейное и безыдейное. Личностные отношения могут быть гуманными, товарищескими и индивидуалистическими, эгоистическими. Личностные отношения зависят от характера деятельности людей, от характера связей между деятельностью людей, от характера взаимодействия людей, от объективного положения людей— их «объективных позиций», от объективных общественных отношений. (ИвановИ.П. Звено в бесконечной цепи.— Рязань, 1994.— c.15-16)