Либертаризм

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Либертаризм
англ. – свобода) – новое научное течение в педагогике, отвергающее роль государства в воспитании и образовании людей. Сторонники либертаризма требуют ликвидации государственной власти над школами и университетами, государственного управления целями, содержанием, выбором технологий образования. Все это, считают они, должно быть исключительно прерогативой семьи, определяться в согласии с семейными образовательными потребностями. Возникший во второй половине ХХ в. либертаризм выступил на защиту независимости личности и свободы ее развиваться в индивидуальном режиме, отвергая значимость групповых требований, контроль (оценки, экзамены) над знаниями. Либертаристы ратуют за развитие альтернативного образования, культивирующего свободную волю как особый дар человеческой психики.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЛИБЕРТАРИЗМ (от англ. liberty - свобода)
течение в западной педагогике, отвергающее доминирующую роль государства в области образования. Широкое распространение получил в США во 2-й половине 20 в. Теоретиками его выступили Дж. Кунс, С. Шугерман и др. Либертаристы требуют отмены законодательства об обязательном образовании и предоставления права решать вопрос об образовании детей семье. В обязательном посещении школы они усматривают подрыв независимости личности. Сторонники Л. высказываются за развитие форм альтернативного образования под контролем семьи, вплоть до обучения в домашних условиях при финансовой поддержке государства. Культивируя "свободную волю" молодого поколения как особый дар человеческой психики, либертаристы отклоняют даже опосредованное руководство развитием и поведением ребенка, допускаемое педоцентризмом (см.Детоцентризм), как нарушающее подлинную независимость индивида. См. также Детоцентризм

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЛИБЕРТАРИЗМ
от англ. liberty — свобода), течение в зап. педагогике, отвергающее доминирующую роль гос-ва в области образования. Широкое распространение получил в США во 2-й пол. 20 в. Теоретиками его выступили Дж. Куне, С. Шугерман и др.
Либертаристы требуют отмены законодательства об обязат. образовании и предоставления права решать вопрос. об образовании детей исключительно семье. В обязат. посещении школы они усматривают подрыв независимости личности, вынужденной приспосабливать индивидуальные склонности и способности к «групповым требованиям». Отвергая гос. шк. систему, сторонники Л. высказываются за развитие форм альтернативного образования под контролем семьи, вплоть до кооперативного обучения в домашних условиях при финанс. поддержке гос-ва.
Свобода индивидуальлого самоопределения в области образования, согласно Л., позволяет ребенку активизировать врожденные способности к усвоению знаний; учащиеся в условиях альтернативного обучения будут взаимно обогащать друг друга образоват. опытом, не испытывая давления конкурентной борьбы, символом к-рой в традиц. школе выступают оценки и экзамены. Либертаристы требуют предоставления молодому поколению «свободного волеизъявления» во всех сферах жизни, включая предпринимательство. Культивируя «свободную волю» как особый дар человеческой психики, отклоняют даже опосредованное руководство развитием и поведением ребенка, допускаемое педоцентризмом, как нарушающее подлинную независимость индивида.
Лит.: The libertarian alternative, ed. by T. Machan, Chi., 1974; Coons J. E., S u-garman S. D., Education by choice: the case for family control, Berk. (Calif.), 1978; Smith M. P. The Hbertarians and education, L., 1983. В. Я. Пилиповский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Похожие термины:

  • ЛИБЕРТАРИЗМ (от англ. liberty - свобода)

    течение в западной педагогике, отвергающее доминирующую роль государства в области образования. Широкое распространение получил в США во 2-й половине 20 в. Теоретиками его выступили Дж. Кунс, С. Шуг