ЛЕВОРУКОСТЬ
ЛЕВОРУКОСТЬ
(син. левшество) - преимущественное пользование левой рукой при выполнении целенаправленных действий. Л. обусловлена генетически и связано с доминантностью больших полушарий головного мозга. Различают Л. явную, выраженную в той или иной степени, и Л. скрытую (см.).
Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.
ЛЕВОРУКОСТЬ
предпочтение левой руки в действиях. Различают Л.: генетически закрепленную, механизм которой пока неизвестен; патологическую (компенсаторную), обусловленную пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга и вынужденную, связанную с потерей или повреждением правой руки. Определение мануального предпочтения руки (Л.) у детей целесообразно проводить в 45 лет, т. к. мануальное предпочтение формируется именно к этому возрасту (используются специальные задания, жесты). Насильственное переучивание леворуких детей является высокоспецифическим психогенным фактором, приводящим к возникновению неврозов. Наиболее часто особенности нарушения в развитии отмечается у людей с патологической Л.
ЛЕВОРУКОСТЬ
левшество) — функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер. Кроме явной Л., встречается скрытая Я., когда человек, с детства приученный пользоваться правой рукой, в непривычных условиях или в состоянии аффекта пользуется левой (амби-декстрия). Л. часто воспринимается как отклонение от нормы, требующее обязательного исправления. Однако леворукие (левши) в полной мере владеют даже тонкой моторикой (письмо, рисование), нормально проходят все стадии физического и психического развития и являются абсолютно полноценными личностями. Переучивание левшей нецелесообразно и вредно, это приводит к психическим травмам и неврозам, а также нарушениям речи, в частности заиканию.
Источник: Педагогический словарь
ЛЕВОРУКОСТЬ
предпочтение левой руки в действиях. Различаются следующие виды Л.: генетически закрепленная (существует ряд гипотез генетической обусловленности Л., однако механизм пока неизвестен), патологическая (компенсаторная), обусловленная пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга, и вынужденная, связанная с потерей, повреждением или заболеванием правой руки. Определение мануального предпочтения руки (Л.) у детей целесообразно проводить в 4-5 лет, поскольку мануальное предпочтение формируется именно к этому возрасту. Для тестирования используется батарея заданий, включающих 10 привычных и непривычных действий (бросание мяча, нанизывание бусин, раскладывание карточек, отвинчивание и завинчивание пробок на бутылках, работа с конструктором, кубиками, развязывание узелков, составление цепочек из скрепок и др.). Используются также опросники и батареи тестов, включающих задания в соответствии со способами манипулирования, свойственными детям в бытовых и непривычных действиях. Насильственное переучивание леворуких детей является высокоспецифическим психогенным фактором, приводящим к возникновению неврозов. Л. и ее генезис необходимо учитывать при изучении психологических особенностей людей в норме и при патологии. Наиболее часто особенности нарушения в развитии отмечаются у людей, имеющих патологическую природу Л. См. также Левшество
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ЛЕВОРУКОСТЬ
предпочтительное использование левой руки для осуществления моторных актов.
В нек-рых случаях Л. обусловлена повреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невозможность пользоваться ею (т. н. вынужденная Л.). Чаще Л. носит врожденный характер и обусловлена унаследованной спецификой функционирования ЦНС. Кроме явной Л. часто встречается скрытая Л. Лица с такой Л. приучены с детства пользоваться правой рукой, но при непривычных действиях или в состоянии аффекта пользуются левой. Существует много морфологич. и функциональных признаков скрытой Л. К морфологич. признакам относятся несколько большая величина левой руки, большее развитие вен на тыльной стороне левой кисти, большая ширина ногтя левого мизинца и др. Функциональные признаки скрытой Л.: при сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается сверху, при аплодирова-нии активнее действует левая рука и др.
В обыденном сознании Л. часто воспринимается как отклонение от нормы. Однако леворукие (левши) в полной мере способны к осуществлению любых моторных актов, в т. ч. и относящихся к тонкой моторике (письмо, рисование и т. п.). Левша нормально проходит все стадии физич. и психич. развития и становится абсолютно полноценной личностью. «Переучивание» левши не может изменить особенностей его ЦНС и приводит к тому, что ребенок становится «одинаковору-ким», т.е. способным с равным успехом пользоваться обеими руками; Л. не устраняется, а приобретает скрытую форму. Если родители ставят перед собой такую задачу, им следует в возможно более раннем возрасте начать работу по развитию правой руки ребенка. Вначале применяются упражнения, в к-рых правая рука вовлекается в совм. действия с левой (напр., взятие игрушки) и развиваются зрительно-двигательные координации. Затем переходят к упражнениям для одной правой руки.
Существует мнение, что переучивание левшей нецелесообразно и даже вредно. Оно основано на фактах, когда принуждение левшей, наказания за их «недостаток» приводили к психич. травмам и неврозам.
В нек-рых случаях Л. обусловлена повреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невозможность пользоваться ею (т. н. вынужденная Л.). Чаще Л. носит врожденный характер и обусловлена унаследованной спецификой функционирования ЦНС. Кроме явной Л. часто встречается скрытая Л. Лица с такой Л. приучены с детства пользоваться правой рукой, но при непривычных действиях или в состоянии аффекта пользуются левой. Существует много морфологич. и функциональных признаков скрытой Л. К морфологич. признакам относятся несколько большая величина левой руки, большее развитие вен на тыльной стороне левой кисти, большая ширина ногтя левого мизинца и др. Функциональные признаки скрытой Л.: при сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается сверху, при аплодирова-нии активнее действует левая рука и др.
В обыденном сознании Л. часто воспринимается как отклонение от нормы. Однако леворукие (левши) в полной мере способны к осуществлению любых моторных актов, в т. ч. и относящихся к тонкой моторике (письмо, рисование и т. п.). Левша нормально проходит все стадии физич. и психич. развития и становится абсолютно полноценной личностью. «Переучивание» левши не может изменить особенностей его ЦНС и приводит к тому, что ребенок становится «одинаковору-ким», т.е. способным с равным успехом пользоваться обеими руками; Л. не устраняется, а приобретает скрытую форму. Если родители ставят перед собой такую задачу, им следует в возможно более раннем возрасте начать работу по развитию правой руки ребенка. Вначале применяются упражнения, в к-рых правая рука вовлекается в совм. действия с левой (напр., взятие игрушки) и развиваются зрительно-двигательные координации. Затем переходят к упражнениям для одной правой руки.
Существует мнение, что переучивание левшей нецелесообразно и даже вредно. Оно основано на фактах, когда принуждение левшей, наказания за их «недостаток» приводили к психич. травмам и неврозам.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия