ЛЕРНЕР Исаак ЯковлевичЛесть

ЛЕСГАФТ Петр Францевич

Найдено 3 определения термина ЛЕСГАФТ Петр Францевич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЛЕСГАФТ Петр Францевич

1837—1909) — русский педагог и общественный деятель, анатом и врач, автор научной системы физического воспитания. Основные пед. работы: «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение». Построил теорию физического воспитания, принципом к-рой является единство физического и умственного развития, что давало ему возможность рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического воспитания, но также и умственного, этического и эстетического. Создал теорию и практику подготовки кадров по физическому образованию. Внес вклад в развитие женского пед. и мед. образования. Предложил свою типологию детей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

ЛЕСГАФТ Петр Францевич (1837-1909)

педагог, анатом и врач, один из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании, д-р медицины (1865), д-р хирургии (1868). С 1868 профессор, зав. кафедрой физиологической (нормальной) анатомии Казанского университета. В 1871 за выступление в печати против произвола администрации университета был уволен без права заниматься педагогической деятельностью. Получив разрешение на педагогическую деятельность (1874), Л. работал в Гл. управлении военно-учебных заведений (до 1886), где занимался вопросами физического воспитания. В 1877-82 руководил организованными им при 2-й Петербургской военной гимназии учебно-гимнастическими курсами. В 1881 по инициативе Л. были открыты 6-месячные курсы преподавателей гимнастики и фехтования в войсковых частях. В 1886-97 Л. читал лекции по анатомии в Петербургском университете и на Рождественских курсах лекарских помощников. С 1893 участвовал в работе Петербургского общества содействия физическому развитию; организовывал детские площадки, катки, экскурсии и прогулки для детей из малоимущих семей. В том же году на средства своего ученика И.М. Сибирякова Л. открыл Биологическую лабораторию, при которой организовал музей; издавал "Известия" (под редакцией Л. в 1896-1910 вышло 10 тт., по 4 выпуска в томе). В 1896 добился открытия при Биологической лаборатории Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (закрыты правительством в 1905 из-за революционных настроений среди воспитанниц). В основу теоретической педагогики Л. ставил антропологический принцип, целью которого было выяснение для педагога значения личности ребенка как самой большой ценности. При этом утверждал, что педагогика является ветвью биологии. Исходя из осн. положения созданной им функциональной анатомии - о единстве формы и функции, - Л. считал возможным воздействовать функцией, "направленным упражнением", на развитие органов человеческого тела и всего организма. Гл. принцип образовательной теории Л. - единство физического и умственного развития человека. Рассматривал систему направленных упражнений средством не только физического, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Используя непосредственные наблюдения, Л. разработал типологию детей, имевшую практическое значение. При описании школьных типов (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный) Л. выявил влияние семейной жизни ребенка на его развитие. Л. критиковал систему дошкольного воспитания Фребеля за однообразие, подавление самостоятельности и творчества детей и противопоставил ей свою программу семейного воспитания, в которой гл. место занимала гигиена матери и ребенка, а также система физических упражнений и игр. В концепции процесса обучения Л. раскрыл дидактическое значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью. После 1917 научное наследие Л. творчески использовалось советской школой и педагогикой. В 1918 на базе Биологической лаборатории был создан Естественнонаучный институт им. Л., а в 1919 на базе Лесгафтовских курсов - Государственный институт физического образования им. Л. (ныне Рос. академия физической культуры).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ЛЕСГАФТ Петр францевич

21.9(3.10). 1837, Петербург, — 28.11(11.12).1909, близ Каира, похоронен в Петербурге], педагог, анатом и врач, один из основоположников шк. гигиены и врачебно-пед. контроля в физич. воспитании, д-р мед.ицины (1865), дер хирургии (1868). По окончании Петерб. медико-хирургич. академии (1861) занимался медициной у анатома В. Л. Грубера. С 1868 проф., зав. кафедрой физиол. (нормальной) анатомии Казанского ун-та. В 1871 за выступление в печати против произвола администрации ун-та был уволен без права заниматься пед. деятельностью. Вернувшись в Петербург, вел науч. работу; в 1872—74 руководил кружком женщин, допущенных к занятиям в Медико-хирургич. академии. Получив разрешение на пед. деятельность (1874), Л. работал в Гл. управлении воен.-уч. заведений (до 1886), где занимался вопросами физич. воспитания. В этот период сформировалась его оригинальная концепция физич. образования, к-рая на практике проверялась во 2-й Петерб. воен. гимназии. В 1877—82 Л. руководил организованными им при гимназии уч.-гимнастич. курсами. В 1881 по инициативе Л. были открыты 6-месячные курсы преподавателей гимнастики и фехтования в войсковых частях. В 1886—97 Л. читал лекции по анатомии на естеств. ф-те Петерб. ун-та и на Рождественских курсах лекарских помощников. С 1893 принимал активное участие в работе Петерб. об-ва содействия физич. развитию; организовывал дет. площадки, катки, экскурсии и прогулки для детей из малоимущих семей. В 1893 на средства своего ученика И. М. Сибиря-кова Л. открыл Биол. лабораторию, при к-рой был организован музей; выходил печатный орган «Известия» (под ред. Л. в 1896—1910 вышло 10 тт., по 4 вып. в томе). В 1896 Л. добился открытия при Биол. лаборатории Курсов воспитательниц и руководительниц физич. образования, одно из наиб. демократичных уч. заведений России: принимались лица любой национальности, обществ. положения, вероисповедания. Рев. настроения, царившие в среде воспитанниц, стали причиной закрытия Курсов пр-вом в янв. 1905. В 1901—02 за организацию письменного протеста 99 обществ. деятелей против расправы над студентами — участниками антиправительств, демонстрации на Казанской площади — Л. был выслан из Петербурга. В дни Революции 1905—07 в доме Л. помещался Исполнит, к-т Петерб. совета рабочих депутатов. В 1905/06 уч. г. в помещении быв. Курсов Л. открыл Вольную высш. школу и при ней вечерние курсы для рабочих (закрыты пр-вом в 1907, нелегально существовали до 1912).

Л., продолжая традиции демокр. педагогики 1860-х гг., активно выступал за развитие нар. образования в России, многое сделал для организации жен. образования.

В основу теоретич. педагогики Л. ставил антропологич. принцип, целью к-рого было выяснение для педагога значения личности ребенка как самой большой ценности. При этом он ошибочно утверждал, что педагогика является ветвью биологии. Исходя из осн. положения созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, — Л. считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. Гл. принцип образоват. теории Л. — единство физич. и умственного развития человека. В соответствии с концепциями единства и целостности всех проявлений организма, связи нервно-мышечной деятельности и внутр. органов с психич. проявлениями Л. рассматривал систему направленных упражнений как средство не только физич., но и умственного, нравств. и эстетич. воспитания. Основой физич. развития Л. считал естеств. движения, соответствующие особенностям каждой группы мышц. Большое значение Л. придавал подвижным играм как средству формирования характера ребенка.

Используя непосредств. наблюдения, Л. разработал типологию детей, имевшую практич. значение для родителей и воспитателей. При описании шк. типов (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный) Л. выявил влияние семейной жизни ребенка на его развитие. Он считал, что наследственным является лишь темперамент, формирующийся тип поведения зависит от влияния среды, а характер — от активности и волевых проявлений самого ребенка.

Л. критически относился к фребелев-ским дет. садам, осуждал однообразие занятий, подавляющее самостоятельность и творческие проявления детей. Он противопоставлял им свою программу семейного воспитания, в к-рой гл. место занимала гигиена матери и ребенка, а также система физич. упражнений и игр. В концепции процесса обучения Л. раскрыл дидактич. значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью. Методы обучения, по Л., должны прежде всего исключать механич. работу, стимулировать развитие мысли учащихся, возбуждать его сознат. деятельность, открывать простор для умственных проявлений и, усиливая эти проявления последоват. постановкой новых задач, культивировать познават. . способности ребенка. Л. подчеркивал важное значение отвлеченного науч. понятия в познават. деятельности учащихся и указывал на опасность переоценки наглядности в обучении.

После Окт. революции науч. наследство Л. творчески использовалось сов. школой и педагогикой. В 1918 на базе Биол. лаборатории был создан Естеств.-науч. ин-т им. Л., а в 1919 на базе Лес-гафтовских курсов — Гос. ин-т физич. образования им. Л. (ныне Ин-т физич. культуры им. Л.).

С о ч.: Собр. пед. соч., т. 1—5, М., 1951 — 1954; Избр. пед. соч., т. 1—2, М., 1951—52; Избр. пед. соч., М. 1988.

Лит.: Памяти П. Ф. Лесгафта. Сб. ст., под ред. Е. Н. Медынского, М., 1947; III а х— в с p д о в Г. Г., П. Ф. Лесгафт. Очерк жизни и науч.-пед. деятельности, Л., 1950; Экономов Л., Страстный учитель. Повествование о П. Ф. Лесгафте, М., 1969 (лит.); III а б у и и и А. В., П. Ф. Лесгафт, М., 1982.

С. Ф. Егоров.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ЛЕСГАФТ Петр Францевич — 0

Найдено научныех статей по теме ЛЕСГАФТ Петр Францевич — 0

Найдено книг по теме ЛЕСГАФТ Петр Францевич — 0

Найдено презентаций по теме ЛЕСГАФТ Петр Францевич — 0

Найдено рефератов по теме ЛЕСГАФТ Петр Францевич — 0