ЛЕРНЕР Исаак Яковлевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛЕРНЕР ИСААК ЯКОВЛЕВИЧ
(р. в 1917 г.), доктор
педагогических наук (1971), профессор (1990), академик РАО (1992). В 1939 г. окончил исторический факультет МГУ, преподавал в педагогических вузах Москвы, Мичуринска, Воронежа. Развил теорию проблемного обучения. Раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения, которая охватывает информационно- рецептивный, инструктивно-репродуктивный, эвристический, исследовательский, проблемного изложения и метод соотнесения каждого акта обучения с потребностями и мотивами учащихся. В 1985–1989 гг. разработал целостную концепцию учебно- воспитательного процесса как системы. Предложил концепцию базового содержания общего образования (1990). Основные работы: “Содержание и основные методы обучения истории” (1963), “Проблемное обучение” (1974), “Процесс обучения и его закономерности” (1980), “Дидактические основы методов обучения” (1981), “Теоретические основы содержания общего среднего образования” (1983).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ЛЕРНЕР Исаак Яковлевич (1917-1996)
педагог, действительный член РАО (1992, член-корреспондент АПН СССР с 1990). Заслуженный деятель науки РСФСР (1987). С 1937 преподавал в различных вузах РСФСР. С 1959 в системе АПН. Л. развил теорию проблемного обучения. Раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения. Раскрыл связь между методами обучения, организационными формами, средствами и приемами обучения. Обосновал состав и структуру содержания образования, адекватные социальному опыту. В 1985-89 разработал целостную концепцию учебно-воспитательного процесса как системы. Предложил концепцию базового содержания общего образования (1990-91). В 1985-91 руководил разработкой теории построения современного школьного учебника. — крупнейший дидакт, методолог и теоретик, разрабатывавший не только вопросы дидактики, но философию дидактики и дидактику как философию. (Шамова Т.И. Избранное. Сост. Т.Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П.И. Третьяков. - М., -40) ,Шамова Т.И.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Лернер Исаак Яковлевич
22.3.1917) - педагог, академик РАО (1992), доктор педагогических наук (1971), профессор (1990). Заслуженный деятель науки РСФСР (1987). В 1939 окончил исторический факультет МГУ. С 1937 преподавал в педагогических вузах Москвы, Мичуринска, Воронежа и др. С 1959 в системе АПН: в 1964-70 возглавлял лабораторию дидактики гуманитарного образования, а в 1972-74 – лабораторию формирования мировоззрения в НИИ общего и политехнического образования. С 1970 в лаборатории общих проблем дидактики НИИ ОП. Л. развил теорию проблемного обучения. Раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения, которая охватывает информационно-рецептивный, инструктивно-репродуктивный, эвристический, исследовательский, проблемного изложения и метод соотнесения каждого акта обучения с потребностями и мотивами учащихся. Раскрыл связь между методами обучения, организационными формами, средствами и приемами обучения. Обосновал состав и структуру содержания образования, адекватные социальному опыту, выделив в них кроме знаний, умений и навыков опыт творческой деятельности и опыт эмоционально ценностного отношения к миру. В 1985-89 разработал целостную концепцию учебно-воспитательного процесса как системы. Предложил концепцию базового содержания общего образования (1990-91). В 1985-91 руководил разработкой теории построения школьного учебника (Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 1974; Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980; Дидактические основы методов обучения. - М., 1981; Теоретические основы содержания общего и среднего образования. - М., 1983).

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

ЛЕРНЕР Исаак Яковлевич
22.3(4.4). 1917, Деражня, ныне в Хмельницкой обл. Украины], педагог, акад. РАО (1992, ч.-к. АПН СССР с 1990), д-р пед. наук (1971), проф. (1990). Заслуженный деятель науки РСФСР (1987). В 1939 окончил ист. ф-т МГУ. С 1937 преподавал в пед. вузах Москвы, Мичуринска, Воронежа и др. С 1959 в системе АПН: в 1964—70 возглавлял лабораторию дидактики гуманитарного образования, а в 1972—74 — лабораторию формирования мировоззрения в НИИ общего и по-латехн. образования. С 1970 в лаборатории общих проблем дидактики НИИ ОП. Л. развил теорию проблемного обучения. Раскрыл дидактич. основы и разработал систему методов обучения, к-рая охватывает информац.-рецептивный, инструктивно-репродуктивный, эвристич., исследовательский, проблемного изложения и метод соотнесения каждого акта обучения с потребностями и мотивами учащихся. Раскрыл связь между методами обучения, ррганизац. формами, средствами и приемами обучения. Обосновал состав и структуру содержания образования, адекватные социальному опыту, выделив в них кроме знаний, умений и навыков опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. В 1985—89 разработал целостную концепцию уч.-воспитат. процесса как системы. Предложил концепцию базового содержания общего образования (1990—91). В 1985- 1991 руководил разработкой теории построения совр. шк. учебника.
Соч.: Содержание и методы обучения истории в V — VI классах веч. (сменной) школы, М., 1963; Проблемное обучение,
М., 1974; Процесс обучения и его закономерности, Ми980; Дидактич. основы методов обучения, М., 1981; Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории, М., 1982; Теоретич. основы содержания общего ср. образования, М., 1983 (ред. и соавт.); Теоретпч. основы процесса обучения в сов. школе, М., 1989 (соред. и соавт.).
И. К. Журавлев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия