ЛЕПЕЛЕТЬЕ ДЕ СЕН ФАРЖО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛЕПЕЛЕТЬЕ ДЕ СЕН ФАРЖО

общественный деятель периода Великой французской революции. Накануне революции был президентом парижского парламента. В июне 1790 председатель Учредительного собрания. В августе 1792 избран в Конвент. Л. - автор составленного в духе идей Ж.Ж. Руссо "Плана национального воспитания" (1793), предусматривавшего введение всеобщего начального образования. Предлагал создать "дома национального воспитания" (с интернатами, для мальчиков 5-12 лет, девочек 5-11 лет) в значительной мере за счет специального налога (гл.о. на богатых). За отказ поместить ребенка в интернат родители лишались бы гражданских прав и подвергались штрафам. В целях трудового воспитания дети должны были работать на полях и в ремесленных мастерских, обслуживать себя, ухаживать за стариками. Проект Л. был одобрен М. Робеспьером, обсуждался в Конвенте (июль 1793). Однако идея создания интернатов не была претворена в жизнь.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЛЕПЕЛЕТЬЕ ДЕ СЕН ФАРЖО

Le Peletier de Saint-Farfeau) Луи Мишель (29.5.1760, Париж, — 0.1.1793, там же), обществ. деятель периода Вел. франц. революции. Накануне революции был през. парижского парламента. В 1789 избран в Ген. штаты от дворянства, в июле 1789 перешел на сторону третьего сословия. В июне 1790 пред. Учредит. собрания. В авг. 1792 избран в Конвент. Чл. клуба якобинцев. Голосовал за казнь Людовика XVI. Смертельно ранен роялистом. Л. — автор составленного в духе идей Ж. Ж. Руссо «Плана нац. воспитания» (1793), предусматривавшего введение всеобщего нач. образования детей. Критикуя представленный К-том по нар. образованию проект, в основе к-рого лежали идеи Кондорсе, Л. считал необходимым в обязат. порядке охватить всех детей унифицированной системой гос. нач. образования и воспитания. Он предлагал создать «дома нац. воспитания» (с интернатами, для мальчиков 5—12 лет, девочек 5—11 лет) в Значит. мере за счет спец. налога (гл. обр. на богатых). За отказ поместить ребенка в интернат родители лишались бы гражд. прав и подвергались штрафам. В целях трудового воспитания дети должны были работать на полях и в ремесл. мастерских, обслуживать себя, ухаживать за стариками (в этих целях Л. предлагал объединить интернаты с приютами для престарелых).
В программу нач. обучения предполагалось включать рассказы из истории революции, понятие о конституции, основы морали; преподавание религии исключалось. В таком воспитании Л. видел путь обновления общества, связывал утопич. надежды на уничтожение нищеты и смягчение и даже преодоление социального неравенства. Л., как и Кондорсе, выделял 3 высшие ступени образования: ср. школы, ин-ты и лицеи, куда будут приниматься учащиеся по конкурсу и стипендиаты. Проект Л. бы-л одобрен М. Робеспьером, обсуждался в Конвенте (июль 1793), было принято решение о создании «домов нац. воспитания» (без обязат. помещения детей в интернат), но спустя 2 мес отменено. Идея создания школ-интернатов не была претворена в жизнь.
С о ч.: CEuvres, Brux.; в рус. пер. — План нац. воспитания, в сб.: Пед. идеи Вел. франц. революции, М., 1926, с. 246—69.
Лит.: Erziehungsprogramme der Franzosischen Revolution: Mirabeau-Condorcet-Lepele-tier, B. — Lpz., 1949. Л. А. Пименова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия