ЛЕНИН Владимир Ильич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛЕНИН Владимир Ильич
10(22).4.1870, Симбирск, ныне Ульяновск, — 21.1.1924, Горки, близ Москвы], политический и обществ. деятель, продолжатель учения К. Маркса. Род. в семье педагога И. Н. Ульянова. Ст. брат Л. народоволец А. И. Ульянов казнен в 1887 за участие в покушении на рос. императора Александра III. Учился в Казанском ун-те (1887). В 1891 сдал экстерном экзамены за курс юрид. ф-та Петерб. ун-та. С нач. 90-х гг. 19 в. участвовал в поли-тич. борьбе с самодержавием. С нач. 20 в. жил гл. обр. в эмиграции. С 1903 один из руководителей Рос. коммунистич. партии большевиков. В 1917 возглавил руководство Октябрьским вооруж. восстанием в Петрограде и на 2-м Всерос. съезде Советов избран председателем Совета нар. комиссаров РСФСР. Сторонник теории социализма как справедливого обществ.-экон. строя, сменяющего капиталистический строй. Просвещение рабочих Л. считал важнейшей задачей партии. Среди ее гл. целей намечал создание вместо прежней (по Л., сословной и классовой) демократической системы нар. образования, финансируемой гос-вом и управляемой местными выборными органами, базирующейся на принципах единой трудовой школы и соединения обучения с производит, трудом.
Отказ от «школы муштры» и «школы зубрежки» предполагал использование положительного опыта, накопленного пед. теорией и практикой школы, в т. ч. за рубежом. Эти идеи отражены в Декларации о единой трудовой школе (1918).
Программа РКП(б), разработанная под рук. Л. в 1919, предусматривала создание широкой сети дошкольных учреждений, бесплатное и обязат. общее и поли-технич. образование детей до 17 лет, обучение на родном языке. Провозглашался тезис о том, что школа должна превратиться из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы. Предполагалось использовать для пропаганды коммунистич. идей все возможности гос-ва и его аппарата. Реализация этих программных установок привела к утверждению в практике школы и адм. органов ориентации на идеологич. единомыслие. Л. считал необходимым использовать в системе нар. образования старых (т. н. буржуазных) специалистов, но под контролем коммунистов, к-рые не обязательно должны быть профессионалами. Л. одобрил высылку из страны представителей интеллигенции, не проявивших лояльности к Сов. гос-ву.
В нач. 20-х гг. Л. увидел негативные последствия курса сов. власти и пришел к выводу о необходимости «перемены всей нашей точки зрения на социализм». При введении новой экономич. политики (нэп), сокращении общегос. расходов на образование он высказал идею о необходимости первоочередной заботы об учителе, о его духовном подъеме, всесторонней подготовке и поднятии его материального положения. По настоянию Л. была проведена реорганизация Наркомпроса с целью превращения его в центр накопления и распространения передового пед. опыта. Однако эти устремления не получили поддержки. После 1922 он фактически оказался отстраненным от активной политич. деятельности. После смерти Л. мн. его высказывания были превращены в расхожие лозунги, догматизированы. Деятельность Л. в течение мн. лет рассматривалась в духе сталинских интерпретаций развития партии и Сов. гос-ва. С кон. 80-х гг. начался новый этап изучения наследия Л. В лит-ре встречается широкий спектр оценок деятельности Л., от позитивных до негативных.
Соч.: О воспитании и образовании, т. 1 — 2, М., 1980.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ЛЕНИН Владимир Ильич
(10[22] апреля 1870 г. – 21 января 1924 г.) – политический и общественный деятель, продолжатель учения К. Маркса. Родился в семье педагога И.Н. Ульянова. В 1891 г. сдал экстерном экзамены за курс юридического факультета Петербургского университета. С начала 90-х гг. XIX в. участвовал в политической борьбе с самодержавием. С начала XX в. жил главным образом в эмиграции. С 1903 г. – один из руководителей Российской коммунистической партии большевиков. В 1917 г. возглавил руководство Октябрьским вооруженным восстанием в Петрограде и на II Всероссийском съезде Советов был избран председателем Совета народных комиссаров РСФСР. Сторонник теории социализма как справедливого общественно-экономического строя, сменяющего капиталистический строй. Просвещение рабочих Ленин В.И. считал важнейшей задачей партии. Среди ее главных целей намечал создание вместо прежней (по Ленину В.И., сословной и классовой) демократической системы народного образования, финансируемой государством и управляемой местными выборными органами, базирующейся на принципах единой трудовой школы и соединения обучения с производственным трудом.
Отказ от «школы муштры» и «школы зубрежки» предполагал использование положительного опыта, накопленного педагогической теорией и практикой школы, в том числе за рубежом. Эти идеи отражены в Декларации о единой трудовой школе (1918).
Программа РКП(б), разработанная под руководством Ленина В.И. в 1919 г., предусматривала создание широкой сети дошкольных учреждений, бесплатное и обязательное общее и политехническое образование детей до 17 лет, обучение на родном языке. Провозгласил тезис о том, что школа должны превратиться из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы. Предполагалось использовать для пропаганды коммунистических идей все возможности государства и его аппарата. Реализация этих установок привела к утверждению в практике школы и административных органов ориентации на идеологическое единомыслие. Ленин В.И. считал необходимым использовать в системе народного образования старых (так называемых буржуазных) специалистов, но под контролем коммунистов, которые не обязательно должны быть профессионалами. Он одобрил высылку из страны представителей интеллигенции, не проявивших лояльности к Советскому государству.
В своих сочинениях Ленин В.И. развил учение о воспитании и образовании. В произведениях «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал- демократов?», «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», «Развитие капитализма в России» и др. Ленин В.И. на фактическом материале, характеризующем процессы развития капиталистических отношений в России, вскрыл зависимость образования и воспитания подрастающих поколений от условий экономического развития и политики господствующих классов.
Первостепенное значение Ленин В.И. придавал воспитанию молодежи. Борьба за влияние на молодежь шла и с народниками, и с экономистами, позднее с меньшевиками и эсерами. В своем обращении к учащимся средних школ, опубликованном в газете «Искра»
1 декабря 1902 г., Ленин В.И. писал: «Старайтесь сделать главной целью своей организации самообразование, выработку из себя убежденных, стойких и выдержанных социал-демократов».
2 октября 1920 г. Ленин В.И. выступил с речью на III съезде комсомола. Хозяйственное и продовольственное положение страны было тяжелым – хлебный паек вМоскве равнялся 1/8 фунта (50 г) в день. И тем не менее Ленин В.И. выдвинул перед молодежью главную задачу – учиться. Он говорил, что молодежь должна овладеть всей суммой знаний, накопленных человечеством, но так, чтобы они явились не заученными формулами, а служили руководством в практической работе, чтобы молодые люди сами умели вырабатывать взгляды и связывать каждый шаг своего учения, воспитания и образования с участием в общей борьбе всех трудящихся против эксплуататоров.
Ленинское учение о морали лежит в основе нравственного воспитания человека.
В своих замечаниях на тезисы Н.К. Крупской о политехническом образовании (1920) Ленин В.И. указывал на необходимость немедленного осуществления доступных мер по политехническому образованию, намечал конкретное содержание политехнического обучения в связи с задачами экономического развития страны. Он решительно протестовал против попыток подменить политехническое обучение монотехническим, т.е. изучение главных отраслей производства – изучением одной какой-либо отрасли. В статьях «О работе Наркомпроса», «Директивы ЦК коммунистам – работникам Наркомпроса» Ленин В.И. отмечал, что вопрос об изучении главных отраслей производства является программным требованием партии в области народного образования, которое должно быть практически осуществлено. Политехническое обучение, как составную часть школьного образования, Ленин В.И. неразрывно связывал с производительным трудом учащихся.
Разрабатывая проблему всестороннего развития личности, Ленин В.И. в «Черновом наброске проекта программы РКП» (март 1919 г.) указывал на жизненную необходимость начать немедленно практическую работу по воспитанию всесторонне развитых людей, приступить к постепенной ликвидации классовых различий.
При введении новой экономической политики (НЭП), сокращении общегосударственных расходов на образование он высказывал идею о необходимости первоочередной заботы об учителе, о его духовном подъеме, всесторонней подготовке и поднятии его материального положения. По настоянию Ленина В.И. была проведена реорганизация Наркомпроса. Однако эти устремления не получили поддержки, т.к. после 1922 г. он фактически оказался отстраненным от активной политической деятельности. После смерти Ленина В.И. многие его высказывания были превращены в расхожие лозунги, догматизированы. Его деятельность в течение многих лет рассматривалась в духе сталинских интерпретаций развития партии и Советского государства. С конца 80-х гг. начался новых этап изучения наследия Ленина В.И. В литературе встречается широкий спектр оценок его деятельности, от позитивных до негативных.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ЛЕНИН Владимир Ильич
(настоящая фамилия – Ульянов) (1870–1924), росс. революционер, лидер партии большевиков (Российской Коммунист. партии (большевиков), организатор Октябрьской революции 1917 г., основатель и лидер Советского гос-ва, один из наиболее влиятельных полит. деятелей XX века. Изучение жизни, деятельности и сочинений В.И. Ленина в воспитании детей – См.: «Владимир Ильич Ленин»; Ленинская комната; Ленинский день; Ленинский зачёт; Ленинский музей; Ленинский уголок; «Ленинские чтения»; «Расказы о Володе Ульянове». Использование изображений В.И. Ленина и вокальных произведений о нём в воспитании детей – см.: «Песня о Ленине»; «Портрет Ильича»; Портрет В.И. УльяноваЛенина. Из пособия для учителей нач. школы конца 1940-х гг.: «Во всех этих беседах о борьбе советского народа важно показать организующую роль большевистской партии, руководящую роль великих вождей Советского Союза В.И. Ленина и И.В. Сталина… В книге “Родная речь” отображён ряд моментов из жизни и деят-сти В.И. Ленина и И.В. Сталина. К концу учеб. года важно повторить и обобщить изученное. В этом направлении и следует построить работу над биографиями Ленина и Сталина. Дети вспомнят ранее прочитанные в др. связи статьи и стихотворения о вождях советского народа» (НШ, 1949, 95). Из рекомендаций работникам пионерских лагерей 1952 года: «Жизнь и деятельность величайших гениев человечества В.И. Ленина и И.В. Сталина является ярким примером для каждого советского человека. Воспитание пионеров и школьников на примерах замечат. жизни и деят-сти Ленина и Сталина является важнейшей задачей пионерского вожатого и учителя. Методы ознакомления пионеров с жизнью и деят-стью Ленина и Сталина могут быть самые различные: беседы, сборы, пионерские костры, чтение книг, проведение экскурсий и походов по местам, связанным с деят-стью великих вождей, оформление альбомов, выставок, посвященных Ленину и Сталину… Наиболее распространенными формами ознакомления пионеров в лагере с жизнью и деят-стью Ленина и Сталина являются беседы, экскурсии и походы по местам, связанным с жизнью и деят-стью вождей. Беседы по тематике могут быть очень разнообразными. Для пионеров и школьников 3–4-х классов, исходя из опыта работы многих пионер. лагерей, рекомендуется проводить беседы на след. темы: “Детские и юношеские годы В.И. Ленина”… “Как учился Ленин”, “Ленин и дети”… Готовясь к беседе, вожатый должен поставить перед собой определенную восп. задачу – на примерах жизни и деят-сти великих вождей показать пионерам, какие необходимые качества они должны воспитывать в себе, чтобы достойно носить имя юных ленинцев… Для пионеров старших классов можно рекомендовать беседы на такие темы: “Жизнь В.И. Ленина и И.В. Сталина – пример беззаветного служения народу”… Беседы с ребятами должны проводить не только вожатые и педагоги. Желательно, чтобы с беседами о Ленине и Сталине перед ребятами выступали партийные, советские и комсомольские работники, люди, лично встречавшиеся с великими вождями коммунизма. Но важно, чтобы вожатый предварительно рассказал проводящему беседу об уровне подготовки ребят, их запросах и интересах. В лагерной библиотеке обязательно должны быть книги, которые необходимы вожатому, педагогу и пионерам для полготовки сбора, посвященного великим вождям» (ПЛ, 1952, 42–44).
О перв. пол. 1950-х гг.: «Во многих школах и домах пионеров успешно используются во внекл. работе для бесед, вечеров и пионерских сборов следующие темы в III классах: “Великая дружба Ленина и Сталина”… В IV классах: “В.И. Ленин и И.В. Сталин – вожди Великой Октябрьской социалистической революции”, “В.И. Ленин и И.В. Сталин – великие полководцы советского народа”, “Сталин – продолжатель дела Ленина”… В V классах… обобщающими представления детей темами для внеклассных бесед, читок и сборов являются следующие: “Образ В.И. Ленина и И.В. Сталина в поэзии советского народа”» (ВВВР, 1955, 77).
О середине 1960-х гг.: «В младших классах любовь к Ленину фактически преподавалась. Конечно, не было такого предмета, который бы назывался “Любовь к Ленину”. Но и не было ни одного урока, где бы об этой любви речь так или иначе не заходила. Учителя не зря трудились, я понял, что Ленин – удивительная, беспрецедентная личность. Тем не менее, как и все дети в СССР, я его не любил. Я его обожал. Обожать, между нами говоря, намного легче, чем любить. В школе меня быстро заметили функционеры всяких празднеств. Видать, глазенки сияли, голосок звенел. Был я отобран в особую команду таких же горластых детишек… Нас постоянно снимали с уроков и отводили в зал на спевки. Но мы не пели. Мы по очереди выкрикивали различные клятвы, уверения и пожелания. Вся эта божба должна была, по идее, услаждать слух представителей общественности. Нас дрессировали так, чтобы выходило зычно, бойко, с улыбкой по стойке “смирно”» (Победин, 1995, 34). Из букваря 1976 г. (11-е изд.): «Владимир Ильич Ленин отдал свои силы борьбе за счастье народа. Ленин создал Коммунистическую партию. Партия продолжает дело Ленина. Она ведёт наш народ к светлой, счастливой жизни. Ленин всегда заботился о детях. Поэтому октябрят называют внучатами Ленина» (Букварь, 1976, 91).
О вт. пол. 1950-х – нач. 1980-х гг.: «Ленин приходит к человеку, можно сказать, с рождения. Ребёнок видит портрет на стене. Ему говорят: “Это Ленин”. В сквере, в парке, на городской площади стоит памятник. Ребенку говорят: “Ленин”. Имя Ленина звучит в песнях, в речах, в задушевных беседах – всюду. И ребенок, едва научившись говорить, спрашивает: “Кто это – Ленин?” На этот вопрос отвечают книги. Сегодня дошкольники и октябрята имеют прекрасную библиотеку книжек о В.И. Ленине, поднимающих маленького человека на первую ступень в постижении великого образа. Эти книжки всем известны: “Детские и школьные годы Ильича” А.И. Ульяновой-Елизаровой, “Володя Ульянов” Н.И. Веретенникова, “О Ленине” В.Д. Бонч-Бруевича, “Шушу” Г.М. Кржижановского, рассказы о Ленине М. Зощенко, А. Кононова, М. Пришвина, П. Замойского, обработанные для малышей отрывки из воспоминаний Н.К. Крупской, коллективно написанная книжка “Детям о Ленине” и вышедшей к ленинскому столетнему юбилею публицистически-биографический очерк Зои Воскресенской “Дорогое имя”. Большой популярностью пользуются также поэмы С. Михалкова “В музее В.И. Ленина” и “На родине Ленина”» (Мотяшов, 1983, 82).
О середине 1980-х гг.: «[Ленинские чтения получили] широкое распространение в школах… Формы проведения Ленинских чтений разнообразны: устные журналы, обсуждение книг и кинофильмов, диафильмов и диапозитивов о жизни и деят-сти В.И. Ленина, выступления журналистов, писателей, артистов… Широкое распространение получила такая форма работы, как заочное путешествие по ленинским местам. Уже шестилетние дети должны знать, что В.И. Ленин – основатель Советского гос-ва, что под его рук-вом рабочие и крестьяне нашей страны совершили Великую Октябрьскую социалист. революцию. Им полагается знать товарищей В.И. Ленина по рев. борьбе: Ф.Э. Дзержинского, Н.К. Крупскую, Я.М. Свердлова… Детям рассказывается о том внимании, которое В.И. Ленин проявлял к трудящимся, воинам, детям, о том, как он их любил и о них заботился, что советские люди и лучшие люди всего мира чтут память вождя, а в дни праздников возлагают цветы к памятникам В.И. Ленина и его соратников… Заканчивая нач. школу, учащиеся, согласно программам и действующим “Книгам для чтения”, изучают все наиболее содержательные произв-ия об Ильиче: …“О Ленине” Д. Гулиа…, “В Горках” О. Высотской и другие. Заканчивая обучение в нач. классах, школьники должны много знать о В.И. Ленине как о человеке, как гос. деятеле, как о революционере и вожде трудящихся всего мира, о том, как, идя ленинским курсом, наша партия и весь советский народ борются за выполнение заветов В.И. Ленина» (Пирогов, 1987, 40–41).
О девочке 8–12 лет в Шадринске в во вт. пол. 1980-х гг.: «Очень большое (как я понимаю сейчас) влияние оказала вся эта пропаганда Ленина. Это ведь даже был какой-то культ этого человека. К нему внушался страх – нельзя то делать, другое, это было какое-то летучее соединение (простят меня химики), которое было везде, всё наполняло, всё равняло, все мерило. Я помню эти большие портреты, я старалась завоевать расположение портрета смотрела на него добрыми глазами: “Дяденька, вы ведь хороший”. Эти буквари с большим портретом Ленина, эти бесчисленные классные часы и рассказы по чтению про Ленина, о Ленине. Я так думаю, что чтобы не так его бояться, я старалась быть на него похожей. Сколько раз ставили Ленина в пример, рассказывали про его ссылки, про его залив [вероятно, жизнь в Разливе – авт. словаря]. Мы даже с мамой рисовали молоком по бумаге, а потом прогревали на газу – так писал Ленин письма своим товарищам. Мне всегда хотелось, чтобы у него с Крупской была любовь, но как-то об этом не рассказывали. Очень тщательно проходили детские годы Ильича. Я понимаю сейчас, что многие вещи я стала делать, как Ленин. Нам рассказывали, что в их хорошей семье один день говорили по-английски, другой день – по-французски, третий – по-испански. Я тоже так хотела и даже завидовала ему. Потом, там описывали детство, и я до сих пор сверяю эту картинку с детством: Маленький Володя после завтрака шел гулять в сад. Для маленького мальчика всё казалось большим, даже гигантским, и он пробирался сквозь эти кусты, воображая, что он в зарослях таинственных джунглей. Я помню, что тоже ходила у бабушки в огороде, предстаявляя, что я пробираюсь в джунглях, как Володя. Даже сейчас, до момента, пока писала, мне казалось, что эта картинка – бродить зарослях – картинка детства. В юности Володя много занимался, вечерами горела лампа в его окне, комната была маленькая, узкая, он мерил шагами комнату, уча материал. Я тоже, стремясь подражать Ленину, включала настольную лампу – горел свет, и ходила по комнате, зубря материал – слово в слово по тексту. Я ещё помню, что меня радовала такая схожесть в отношении к учебе с Лениным (я пишу и мне жутко). С тех пор у меня так и осталась привычка зубрить материал, ходя по комнате. Ленин воспевался, восхвалялся за то, что он трудился по двадцать часов в сутки, много читал, много работал, любил людей, всё успевал, был такой живой универсальной машиной, которой надо подражать. Я могу ошибаться, но мне кажется, что даже пугали, мол, дядюшка Ленин все видит. Рассказывали нам, как его застрелили, какая плохая была эта женщина… Я жутко боялась Ленина, боялась вызвать его неодобрение, он одинокой фигурой мелькал в моей голове, требуя зубрёжки, чтения, подражания, труда. И ведь мы шли на субботники, нам приводили в пример, показывали картину, где Ленин на субботнике с рабочими тащит бревно. Надо трудиться на субботнике, ведь Ленин трудился. Этот Ленин был на одной линеечке с первой учительницей, отчасти с мамой, являя из себя пример и требуя тупого подражания. Это в детских букварях его лицо было добрым и улыбающимся, а на значках (пионерском, комсомольском) была ужасная, строгая, невидящая фигура в профиль, – заслужить одобрение такого невозможно. Я помню, в моей голове всегда была неувязка – и это вот тот улыбающийся здесь такой. Я не верила ему на картинке в букваре, я его еще больше боялась. Ни подняться, ни догнать, на завоевать расположение этой фигуры в профиль невозможно» (1001).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.