ЛЕНГНИК Фридрих Вильгельмович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛЕНГНИК Фридрих Вильгельмович (1873-1936)
государственный деятель, организатор профессионального образования в РСФСР. Был арестован по делу петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", в 1898-1901 находился в ссылке. В 1917- 1919 член Государственной комиссии по просвещению, Комиссии по реформе профессиональной школы. Член коллегии Наркомпроса РСФСР. Отстаивал необходимость создания профшколы нового типа, ликвидации ремесленных школ и ученичества, связи профессионального образования с общим. На 1-м Всерос. съезде по просвещению (1918) выступил за широкое развитие внешкольного профессионального образования, против ведомственности и разобщенности руководства им. Один из организаторов Государственного комитета по профессиональному образованию (декабрь 1918 - март 1919), входил в его состав. С апреля 1919 возглавлял Секцию профессионально-технического образования при Наркомпросе. Соавтор декларации "О задачах профессионально-технического образования в России" (1919).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЛЕНГНИК Фридрих Вильгельмович
12(24).1.1873, Гробиня Курляндской губ., ныне в Лиепайском р-не Латвии, — 29.11.1936, Москва], гос. деятель, организатор проф. образования в РСФСР. Чл. РСДРП с 1893. В 1896 окончил Петерб. технол. ин-т. Был арестован по делу Петерб. «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», в 1898—1901 находился в ссылке. Участник Окт. революции в Петрограде. После 1917 работал в Наркомпросе, ВСНХ, Наркомвнеш-торге, НК РКИ и др.
В 1917—19 чл. Гос. комиссии по просвещению, Комиссии по реформе проф. школы, зав. отделом реформы проф. образования; зав. отделом организации произ-ва ВСНХ. Чл. коллегии Нарком-проса РСФСР. Отстаивал необходимость создания профшколы нового типа, ликвидации ремесл. школ и ученичества, связи проф. образования с общим. Участвовал в разработке положений программы РКП(б) по нар. образованию, связанных с проф. образованием.
На 1-м Всерос. съезде по просвещению (2 сент. 1918) выступил за широкое развитие внешк. проф. образования, против ведомственности и разобщенности руководства им. Один из инициаторов создания первого межведомств, органа — Гос. комитета по проф. образованию (дек. 1918 — март 1919), входил в его состав. С апр. 1919 возглавлял Секцию проф.-тех. образования при Наркомпросе. Соавтор декларации «О задачах проф.-тех. образования в России» (апр. 1919). Чл. коллегии Главпрофобра (1920—21). Чл. комиссии по реформе высш. техн. школы (1920). Сторонник монотехн. образования, предлагал подходить к общему образованию па основе профессионального, учитывая экон. условия конкретного региона.
В 30-х гг. работал в науч. и науч.-пед. учреждениях (Ин-те философии, Ин-те техники, Коммунистич. академии и др.), участвовал в работе Об-ва педагогов-марксистов и др.
Соч.; О постановке внешкольного проф. образования, «Нар. просвещение», 1918, № 4—5; О задачах проф.-тех. образования в России, там же, 1919, N 11 — 12.
Лит.: Муравьев А., Ф. В. Ленгник, Л., 1966; К ейр и м — М ар к у с М. Б., Гос. руководство культурой. Строительство Наркомпроса (Нояб. 1917 — сер. 1918), М., 1980. Е. Г. Осовскай.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия