Лень

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Лень
психическое явление: отсутствие желания делать что-либо, требующее волевого усилия, и главное – переживание удовольствия от безделья. Л. необходимо отличать от апатии и сознательного отказа от работы.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Лень
ст.слав. – вялый) – отрицательное нравственное качество личности, выражающееся в нежелании трудиться (умственно и физически), действовать по совершенствованию себя и своего окружения, в стремлении к легкому и упрощенному времяпрепровождению и безделью. В человеке нет стремления, ему неохота ничего серьезного и полезного делать. Лень (леность) относится к числу самых губительных человеческих качеств. Она останавливает любые разумные действия и желания, оставляет неудовлетворенными мечты, желания и духовные потребности. Лень ведет к разрушению человеческой эволюции и, в конечном итоге, к разрушению личности. Народная мудрость отметила леность как мать всех пороков, синонимом слова «лентяй» было слово «гультяй». Много хлопот лень доставляет школьному обучению, но в детях она преодолевается педагогическими средствами.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЛЕНЬ
порок, характеризующийся уклонением человека от к.-л. усилий (духовных или телесных), необходимых для достижения целей. Ленивый человек полностью отдается тем видам препровождения времени, которые не требуют активизации воли. Желанным со- стоянием для ленивца является праздность, приносящая ему специфическое наслаждение. Опасность этого порока состоит в ущербе, который он наносит окружающим, внося в жизнь общества элементы паразитизма, ограничивая способность его членов содействовать благу ближних. Одновременно Л. разрушительна для нравственности самого ее носителя, поскольку парализует его волю, заставляет предпочитать получение удовольствий исполнению нравственного долга, если, конечно, достижение их само не требует волевых усилий и длительной систематической деятельности. Стоики (представители этического учения - стоицизма) придавали Л. статус порока. В католицизме Л. относилась к семи смертным грехам. В средневековой мысли сформировались две концепции Л.: как порока духовного и всеобъемлющего и как порока частного, связанного с естественной телесной тягой человека к отдыху. Последнее толкование близко к современному пониманию Л. В протестантской нравоучительной литературе Л. - самый тяжкий грех. В новоевропейском понимании Л. связана с секуляризацией потребности в труде и обязанности трудиться.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря