ЛАВРЕНТЬЕВ Михаил Алексеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛАВРЕНТЬЕВ Михаил Алексеевич (1900-1980)
математик и механик, организатор науки и образования, академик (1946) и вице-президент (1957-75) АН СССР, академик АН УССР (1939). Один из организаторов Московского физико-технического института (1951). Инициатор создания Сибирского отделения АН СССР (первый председатель - 1957-75) и Новосибирского научного центра, частью которого стал университет (осн. в 1959). Л. - инициатор проведения всесибирских школьных физико-математических олимпиад (с 1962), создания первой в СССР физико-математической школы-интерната (1963, при Новосибирском университете). Л. отстаивал необходимость раннего выявления способностей школьников и дифференцированного обучения. В статьях значительное внимание уделял формированию нравственной позиции ученого, требовательности к себе, гражданской честности. Автор вузовских учебников. Член мн. иностранных научных академий и обществ. В 1980 АН СССР учредила золотую медаль и премию имени Л.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЛАВРЕНТЬЕВ Михаил Алексеевич
6(19).11Л900, Казань, — 15.10.1980, Москва], математик и механик, организатор науки и образования, акад. (1946) и вице-през. (1957—75) АН СССР, акад. АН УССР (1939). В 1922 окончил физ.-мат. ф-т МГУ. С 1921 преподавал (с 1929 проф.) в вузах Казани, Москвы, Киева. Один из организаторов Моск. физ.-техн. ин-та (1951), где был накоплен Значит. опыт интеграции совр. науки и образования. Инициатор создания Сиб. отделения АН СССР (первый пред. — 1957—75) и Новосиб. науч. центра, частью к-рого стал ун-т (осн. в 1959). Здесь под руководством Л. в сферу школьного, вузовского и послевузовского образования широко включились науч. работники академич. НИИ; в интересах подготовки специалистов использовались их лаборатории. Л. — инициатор проведения всесибирских шк. физ.-мат. олимпиад (с 1962), создания первой в СССР физ.-мат. школы-интерната (1963, при Новосиб. ун-те).
Л. отстаивал необходимость раннего выявления способностей школьников и дифференциров. обучения. Обучение по способностям и интересам рассматривал как фактор повышения уровня образования в стране. В олимпиадах и специа-лизиров. школах-интернатах видел часть. системы активного отбора талантливой молодежи и предоставления ей возможностей для творческого роста. Особой задачей школ-интернатов считал создание благоприятных условий образования для талантливых детей из отдаленных от науч. центров населенных пунктов (в Новосиб. школе они составляли св. половины учащихся). Для развития творческой самостоятельности учащихся Л. предлагал широко применять нестандартные задачи с практич. содержанием. В статьях и беседах с молодежью Значит. внимание уделял формированию нравств. позиции ученого, требовательности к себе, гражд. честности. Создал ряд новых направлений в нек-рых отраслях математики и механики. Автор вузовских учебников. Чл. многих иностр. науч. академий и об-в. В 1980 АН СССР учредила золотую медаль и премию им. Л.
Соч.: Наука. Технический прогресс. Кадры, Новосиб., 1980; Опыты жизни. 50 лет в науке, в кн.: Советские ученые. Очерки и воспоминания, М., 1982.
Лит.: Богаче в А., Лаврентьевская школа, Новосиб., 1988. Н. А. Притвиц.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия