ЛАНГЕ Николай Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛАНГЕ Николай Николаевич (1858-1921)
психолог, один из основоположников экспериментальной психологии в России. С 1882 работал за границей, в т.ч. в лаборатории В. Вундта в Лейпциге. С 1888 приват-доцент, затем профессор Новороссийского университета (Одесса), где создал (1896) одну из первых в стране экспериментальных психологических лабораторий. В 1903 организовал и возглавил Одесские женские педагогические курсы, преобразованные в 1905 в Высшие женские педагогические курсы. Читал там курс психологии, педагогики и др. В 1907 за отказ принять к исполнению циркуляр МНП о запрете участия служащих в деятельности "противогосударственных партий" отстранен от руководства курсами. В 1917 создал и возглавил Народный университет Одессы. Сформулировал закон перцепции, устанавливающий фазовый характер процесса восприятия. Разработал моторную теорию внимания, которое рассматривал как двигательную реакцию организма, улучшающую условия восприятия. Автор книги "Психология" (1914), которая неоднократно переиздавалась и долгое время была одним из лучших обобщающих трудов в этой области знаний. В 1911 редактировал философский отдел в энциклопедическом словаре "Гранат"; автор мн. статей.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЛАНГЕ Николай Николаевич
12 (24).3. 1858, Петербург, — 15.2.1921, Одесса], психолог, один из основоположников эксперим. психологии в России. По окончании Петерб. ун-та (1882) работал за границей, в т. ч. в лаборатории В. Вундта в Лейпциге. С 1888 приват-доцент, затем проф. Новороссийского ун-та (Одесса), где в 1896 организовал одну из первых в стране эксперим. психол. лабораторий.
В 1900—04 Л.-пред, ист.-филол. об-ва при ун-те. Организовал при об-ве пед. отдел, ставший центром науч.-метод. работы учителей нач. и ср. школы. В 1903 организовал и возглавил Одесские жен. пед. курсы, преобразованные в 1905 в Высшие жен. пед. курсы (преподавал там психологию, педагогику и др. предметы). В 1907 за отказ принять к исполнению циркуляр Мин-ва нар. просвещения о запрете участия служащих в деятельности «противогос. партий» отстранен от руководства курсами. В 1917 избран в обществ. к-т Одессы для решения вопросов реорганизации нар. образования; создал и возглавил Народный ун-т Одессы.
Сформулировал закон перцепции, устанавливающий стадиальный (фазовый) характер процесса восприятия (от обобщенного чувственного образа предмета ко все более дифференцированному). Разработал моторную теорию внимания, к-рое рассматривал как двигат. реакцию организма, улучшающую условия восприятия. В выдвижении на первый план внеш. двигат. актов обнаруживается связь психол. идей Л. с рефлекторной теорией И. М. Сеченова. Л. — сторонник генетич. взгляда на психику, в к-рой видел продукт развития жизни, прежде всего обществ. развития. В 1914 вышла кн. Л. «Психология», впоследствии неоднократно переиздававшаяся и долгое время бывшая одним из лучших обобщающих трудов по психологии.
Л. — прогрессивный педагог и видный поборник высш. жен. образования в России. Активно участвовал в движении за реформу ср. школы в России. Порочность существовавшей системы нар. образования видел в муштре и зубрежке, характерных для большинства гимназий. Выступая против жесткой регламентации работы учителя, Л. требовал от него глубоких теоретич. знаний, совершенствования методики пед. работы.
В 1911 редактировал филос. отдел в энциклопедич. словаре «Гранат» (автор статей «Вера»«Воля», «Внимание», «Душа»; «Гообс», «Гегель», «Гюйо» и др.). Соч.: Душа ребенка в первые годы жизни, СПБ, 1892; Психол. исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания, Од., 1893.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия