ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
(лат. laborare работать) один из видов самостоятельной работы и исследования обучающихся с целью закрепления и углубления теоретических знаний развития навыков самостоятельного экспериментирования.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
лабораторные работы, один из видов самостоятельной практической и исследовательской работы учащихся в средней общеобразовательной, специальной и высшей школе с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Лабораторные занятия (работы)
вид занятий, проводимых под руководством преподавателей в специально оборудованных лабораториях, на лабораторных установках и образцах материальной части вооружения и боевой техники. На каждое лабораторное занятие обычно выносится одна лабораторная работа, посвященная исследованию какого-либо одного физического явления, устройства, системы. Поэтому лабораторные занятия часто называют лабораторными работами.

Источник: Военная педагогика

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
лабораторные работы – один из видов самостоятельной практической работы учащихся в средней общеобразовательной, специальной и высшей школе с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования. Включают подготовку необходимых для опыта (эксперимента) приборов, оборудования, реактивов и др., составление схемы-плана опыта, его проведение и описание. Широко применяются в процессе преподавания естественнонаучных и технических дисциплин. На Л.з. учащиеся не только овладевают знаниями, но и приобретают умения и навыки, необходимые им в последующей познавательной и трудовой деятельности и служащие основой конструкторской, рационализаторской и опытнической работы. Л.з. способствуют формированию у учащихся убеждений в познаваемости природы, в наличии в ней причинно-следственных связей.
Для каждой учебной дисциплины устанавливается наиболее рациональное соотношение между теоретическим курсом и Л.з. В вузах и техникумах Российской Федерации на Л.з., как правило, отводится 10–30% всего учебного времени, предусмотренного для изучения данной учебной дисциплины; по отдельным предметам (химия, физика, биология и др.) – до 60–70%. Л.з., как правило, завершаются сдачей зачета по всему циклу лабораторных работ.
При фронтальных Л.з. все учащиеся производят одновременно одну и ту же работу. Задания выполняются в процессе изучения соответствующей темы и составляют с ней одно целое. В зависимости от выбранной методики изучения учебного материала фронтальные Л.з. могут предшествовать его изложению, проводиться в процессе его изложения или завершать изучение вопроса. В школе они занимают часть урока (10–20 мин) или весь урок, в среднем специальном учебном заведении и вузе – отдельное занятие. При фронтальной лабораторной работе проводится устный (реже письменный) инструктаж. План проведения лабораторной работы составляется учащимися под руководством преподавателя. Определяется цель работы, порядок ее выполнения, необходимое оборудование. Большой педагогический эффект достигается при проведении лабораторных работ исследовательского характера, когда задача ставится в проблемном плане: учащийся выдвигает гипотезу и ищет ее подтверждения предоставленными ему техническими средствами и материалами.
Качество выполнения лабораторных работ учитывается на основе наблюдения учителя за работой ученика и проверки его отчета. Л.з. проводятся в специально оборудованных учебных кабинетах.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
лабораторные работы, один из видов самостоят. практич. работы и исследования учащихся в ср. общеобразоват., спец. и высш. школе с целью углубления и закрепления теоретич. знаний, развития навыков самостоят. экспериментирования. Включают подготовку необходимых для опыта (эксперимента) приборов, оборудования, реактивов и др., составление схемы-плана опыта, его проведение и описание. Широко применяются в процессе преподавания естеств.-науч. и техн. дисциплин. На Л. з. учащиеся не только овладевают знаниями, но и приобретают умения и навыки, необходимые им в последующей познават. и трудовой деятельности и служащие основой конструкторской, рационализаторской и опытнич. работы. Л. з. способствуют формированию у учащихся убеждений в познаваемости природы, в наличии в ней причинно-следств. связей.
Для каждой уч. дисциплины устанавливается наиб. рациональное соотношение между теоретич. курсом и Л. з. В вузах и техникумах Рос. Федерации на Л. з., как правило, отводится 10- 30% всего уч. времени, предусмотренного для изучения данной уч. дисциплины; по отд. предметам (химия, физика, биология и др.) — до 60—70%. Л. з., как правило, завершаются сдачей зачета по всему циклу лабораторных работ.
При фронтальных Л. з. все учащиеся производят одновременно одну и ту же работу. Задания выполняются в процессе изучения соответствующей темы и составляют с ней одно целое. В зависимости от выбранной методики изучения уч. материала фронтальные Л. з. могут предшествовать его изложению, проводиться в процессе его изложения или завершать изучение вопроса. В школе они занимают часть урока (10—20 мин) или весь урок, в ср. спец. уч. заведении и вузе — отд. занятие. При фронтальной лабораторной работе проводится устный (реже письменный) инструктаж. План проведения лабораторной работы составляется учащимися под руководством преподавателя. Определяется цель работы, порядок ее выполнения, необходимое оборудование. Большой пед. эффект достигается при проведении лабораторных работ исследоват. характера, когда задача ставится в проблемном плане: учащийся выдвигает гипотезу и ищет ее подтверждения предоставленными ему техн. средствами и материалами.
Практикумы по физике, химии, астрономии, математике, биологии, географии проводятся при завершении крупных разделов курса, имеют преим. повторительный и обобщающий характер и рассчитаны на большую самостоятельность учащихся, чем фронтальные Л. з. Качество выполнения лабораторных работ учитывается на основе наблюдения учителя за работой ученика и проверки его отчета. Л. з. проводятся в специально оборудованных уч. кабинетах.
Лит: Физ. эксперимент в школе, т. 1 — 6, М. 1934—41; Натали В. Ф., Классные практич. работы по зоологии в средней школе, ч. 1 — 2. Ми953—54; Медовая А. П., Макарова К. Г., Лабораторные работы по ботанике в средней школе, Л1957; Цветков Л. А., Эксперимент по органич. химии в ср, школе, М.; Полосин В. С., Школьный эксперимент по неорганич. химии, М. 1959; Буров В. А., Кабанов С. Ф., Свиридов В. И., Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6 — 7 кл. ср. школы, М. 1981; Практикум по физике в ср. школе, под ред. А. А. Покровского, Ми9822.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
255.27 кб

Совершенствование лабораторных занятий в высшей школе

Газзалов Г.Г.
В статье определены пути совершенствования лабораторных работ.
Читать PDF
2.13 мб

Методические особенности лекционных и лабораторных занятий

М.Л.Двойнин, Л.В.Лебедева
Читать PDF
277.33 кб

Применение программного обеспечения на лабораторных занятиях

Корнев К. П., Шушарина Н. Н.
Рассматриваются проблемы, связанные с усовершенствованием методики проведения работ в рамках лабораторного практикума с целью повышения исследовательской активности и компьютерной грамотности студентов.
Читать PDF
534.07 кб

Опыт проведения лабораторных занятий по специальным дисциплинам

Аржанов Валерий Андреевич, Одинец Александр Ильич, Пшеничникова Вера Владимировна
Обсуждаются варианты проведения лабораторных занятий с помощью программ моделирования элементов цифровой техники и узлов цифровой обработки сигналов, таких как внутреннее кодирование в системе цифрового телевидения стандарта DVB-T
Читать PDF
318.48 кб

Клинические и лабораторные критерии отбора детей для занятий спортом

Каллаур Е. Г.
По результатам клинических, гематологических биохимических, молекулярно генетических исследований разработаны критерии отбора детей, ранее часто болевших острыми респираторными инфекциями, для занятий спортом.
Читать PDF
110.26 кб

Развитие исследовательских умений на лабораторно-практических занятиях

Кошелева Дарья Владимировна
Статья посвящена проблеме развития и формирования исследовательских умений, ориентированных на исследовательскую деятельность учащихся, на лабораторно-практических занятиях.
Читать PDF
753.49 кб

Задачи при подготовке к лабораторным занятиям по физике в педагогическом вузе

Ермакова Елена Владимировна
В статье рассматривается применение задач при проведении лабораторных занятий по физике в вузе
Читать PDF
730.95 кб

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В КУРСЕ БИОЛОГИИ РАЗДЕЛА "РАСТЕНИЯ"

Монгуш Ольга Сагановна
В статье выделяются и описываются характерные особенности проведения лабораторных занятий по школьному курсу биологии путем включения работы с определителями для активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности,
Читать PDF
355.09 кб

Особливості використання дидактичних матеріалів на лабораторних заняттях з інформатики

Катерина Барціховська
Читать PDF
158.96 кб

Применение интерактивных методов в проведении лабораторных занятий по физиологии растений

Ковбаса Николай Петрович
В статье приводится характеристика пассивной, активной и интерактивной методик проведения занятий со студентами, их преимущества и недостатки.
Читать PDF
426.73 кб

О структурировании лабораторно-практических занятий при изучении дисциплин программирования

Афонин Виктор Васильевич, Федосин Сергей Алексеевич
В статье рассматривается методология проведения лабораторно-практических занятий по программированию для инженерных направлений и профилей. Приводятся примеры программирования на языке С в Microsoft Visual Studio и в MATLAB.
Читать PDF
742.44 кб

Организация лабораторных занятий в формировании учебно-познавательной деятельности учащихся

Баходирова Гулноз Камаловна, Омарова Маржона Асилбековна
В статье вкратце раскрывается сущность организации учебного процесса, в частности организация лабораторных занятий, для формирования учебно-познавательной деятельности.
Читать PDF
1.12 мб

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ НА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО КУРСУ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ермакова Елена Владимировна
В статье рассматриваются возможности применения экспериментальных задач в процессе обучения физике, приводятся примеры экспериментальных задач, которые могут быть использованы в процессе обучения физике, в частности на лабораторны
Читать PDF
214.62 кб

Лабораторно-практическая форма проведения занятий по курсу химии как новая технология обучения

Ильченко И. А., Плуготаренко Ф. И.
Читать PDF
83.11 кб

Организация лабораторных занятий по дисциплине «Социальные аспекты информатизации образования»

Павлова А.Е.
В статье описываются методические аспекты организации лабораторных занятий для магистров высших учебных учреждений по дисциплине «Социальные аспекты информатизации образования».

Похожие термины:

  • ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ РАБОТЫ

    один из видов самостоятельной практической работы, проводимой учащимися с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.
  • ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ, ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

    один из видов самостоятельной практической работы, проводимой учащимися в средней общеобразовательной, специальной и высшей школе с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развити