КВАЛИФИКАЦИЯ

Найдено 26 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КВАЛИФИКАЦИЯ
степень пригодности человека к какому-либо виду труда, уровень подготовленности.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Квалификация
уровень и вид профессиональной обученности, характеризующий возможности специалиста решать профессиональные задачи определенной сложности.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Квалификация
уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Источник: Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования.

Квалификация
подготовленность индивида к профессиональной деятельности; наличие у работника знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенных видов работ.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

КВАЛИФИКАЦИЯ
(ср.лат. gualis какой, какого качества) уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

КВАЛИФИКАЦИЯ
степень пригодности к какому-нибудь виду деятельности, труда, уровень подготовленности. Подтверждается дипломом или иным документом, удостоверяющим получение данным лицом определенной специальности.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Квалификация
(quails – какого качества) – степень и уровень подготовленности к какому-либо виду деятельности, труда. Квалификация определяется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет человек.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

Квалификация
степень и вид профессиональной обученности, наличие и характер общей и профессиональной компетентности и мастерства, позволяющих сделать труд производительным и творческим, определяет мобильность и конкурентоспособность работника.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Квалификация
(1) степень пригодности человека к какому-либо виду труда, уровень подготовленности; (2) – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Квалификация
(Qualification) уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.

КВАЛИФИКАЦИЯ
(от лат. qualis – какой, какого качества + facere – делать) – подготовленность индивида к профессиональной деятельности; наличие у работника знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения им определенной работы. К. работников отражается в их тарификации.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Квалификация
подтвержденная в установленном порядке и зафиксированная документально профессиональная компетентность работника, т.е. совокупность специальных, ключевых профессиональных и общих (социальных) компетенций, необходимых для выполнения определенного круга профессиональных (должностных) обязанностей.

Источник: Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке

КВАЛИФИКАЦИЯ
уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Квалификация определяется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник, и является его важнейшей социально-экономической характеристикой.

Источник: Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования

Квалификация
характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций. Квалификация – уровень подготовленности, степень пригодности к какому-либо виду труда, качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Квалификация
(а) Официальная запись (сертификат, диплом) о достижениях, обозначающая признание успешного завершения образования или обучения или удовлетворительного выполнения теста или сдачи экзамена; и/или (б) требования к индивидууму, необходимые для поступления на работу по профессии или дальнейшего продвижения в рамках профессии. Источник: Cedefop, 2003 г. Смежные термины: сертификация (умений или компетенций), компетенция, формальное обучение, умение

Источник: Terminology of vocational training policy (A multilingual glossary for an enlarged Europe). European Centre for the Development of Vocational Training (Cedefop). 2004

Квалификация
Qualification) — 1) подтвержденная способность применять знания и навыки; 2) научная степень, диплом или другие типы формальной аттестации в высшем образовании, выдаваемые соответствующим государственным органом, подтверждающим успешное завершение курса программы. Существует большое количество степеней высшего образования на разных уровнях и в разных странах (например, степень бакалавра, магистра, доктора и т. д.). Квалификация означает уровень компетентности и набор определенных знаний, навыков и умений; 3) показатель качества подготовленности специалиста к выполнению того или иного вида деятельности, который определяется, как правило, образованием.

Источник: Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования

Квалификация
мера освоения профессии или специальности, характеризуемая по степени готовности ее носителя к выполнению задач определенного уровня сложности. В более широком употреблении термин обозначает готовность субъекта к успешному разрешению проблем и выполнению задач, сопряженных с тем или иным видом деятельности, и в этом смысле близок по значению к терминам «компетентность» и «грамотность». Постановка вопроса о квалификации человека (профессиональной, жизненной, социальной, академической) имеет в виду ранжированную оценку его способности к деятельности того или иного уровня сложности, тем самым позволяя говорить о ступенях квалификационного роста. (http://ru.wikipedia.org)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

Квалификация
Квалификация (от лат. qualis — какой по качеству и facio — делаю), 1) степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоении работнику в зависимости от его К. того или иного тарифного разряда). Показателем К. работника, помимо разряда, может быть также категория или диплом, наличие звания и ученой степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя). 2) Характеристика определенного вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности, точности и ответственности.

Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий

КВАЛИФИКАЦИЯ
от лат. qualis — какой, какого качества и facere — делать) — подготовленность индивида к профессиональной деятельности; наличие у работника знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоение работнику тарифного разряда/класса в зависимости от его квалификации, сложности работы, точности и ответственности исполнителя). В то же время существует точка зрения, что квалификация не отражает изменений, нарастающих в современном производстве, являясь слишком общим, теоретическим понятием. Ее ядро (технические и профессиональные знания и умения) имеет свойство быстро устаревать. Предлагается термин «квалификация» заменить на «компетентность», более гибкое и прагматичное понятие, стержень которого — личностные качества работника (см. Компетентность).

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Квалификация
(Qualification) 1) подтвержденная способность применять знания и навыки; 2) научная степень, диплом или другие типы формальной аттестации в высшем образовании, выдаваемые соответствующим государственным органом, подтверждающим успешное завершение курса программы. Существует большое количество степеней высшего образования на разных уровнях и в разных странах (например, степень бакалавра, магистра, доктора и т.д.). Квалификация означает уровень компетентности и набор определенных знаний, навыков и умений; 3) показатель качества подготовленности специалиста к выполнению того или иного вида деятельности, который определяется, как правило, образованием (Азарьева В.В., Горленко О.А., Григорьев В.М., Круглов В.И., Прокопов Н.И., Соболев В.С., Степанов И.В., Степанов С.А., Шапошников С.О., Ященко В.В. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования. СПб., 2006. С. 18).

Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.

КВАЛИФИКАЦИЯ
(нем. Qualifikation, фр. qualification) – установление степени подготовки, годности к какому-н. виду труда; профессия, специальность; 1) квалификация высшего образования: любая степень, диплом или иной документ, выданный компетентным органом и свидетельствующий об успешном завершении образовательной программы;
2.) квалификация, предоставляющая ее владельцу доступ к высшему образованию: выданный компетентным органом диплом или иной документ, свидетельствующий об успешном завершении образовательной программы и предоставляющий владельцу квалификации право быть соискателем на получение высшего образования; 3) общий термин, который относится к огромному количеству различных квалификаций высшего образования разных уровней и в разных странах (Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Рус. яз., 1998. – С. 315; Болонський процес: модель структури додатка до диплома: — К.: Вид-во Європ. ун-ту, 2004. – С. 50.). Ж. Е. Потапова, А. А. Гайков

Источник: Глоссарий современного образования.

Квалификация
(от лат. quails — качество) — 1) определение качества чего-либо, оценка чего-либо; 2) уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда; качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности. К. указывается в дипломе высшего или среднего специального заведения, а также в удостоверениях различных курсов и трудовых книжках работающих; 3) характеристика определенного вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности, точности и ответственности. В Российской Федерации квалификация работы обычно определяется разрядом, к которому данный вид работы отнесен тарифно-квалификационным справочником. Определение К. работ важно при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников. Квалификация инженерно-технических работ и работ, выполняемых служащими и другими лицами, не занятыми непосредственно на производстве, определяется требованиями, предъявляемыми к занимаемой должности.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

КВАЛИФИКАЦИЯ
официальный результат оценивания и признания, полученный когда уполномоченная организация установила, что выпускник достиг определенных результатов обучения (компетентностей) в соответствии со стандартами высшего образования. Этот результат подтверждается соответствующим документом (степень, диплом, сертификат или другое свидетельство) о высшем образовании. Согласно Международной стандартной классификации профессий, квалификация – это способность выполнять задачи и обязанности определенного вида деятельности. Она определяется уровнем и специализацией образования (формальная, неформальная, информальная). Относительно провайдера квалификаций они делятся на академические / образовательные (предоставляются на основе образовательных стандартов) и профессиональные (предоставляются преимущественно работодателями или совместно с ними на основе профессиональных стандартов, разработанных в сфере труда). В Лиссабонской конвенции о признании квалификации высшего образования в европейском регионе (1997 г.), направленной на сопоставление, сравнение и установление эквивалентности документов о высшем образовании разных стран, под квалификацией понимается также степень, звание, диплом или другое свидетельство, выданное компетентным органом и удостоверяющее успешное окончание соответствующей программы высшего образования. (Національний освітній глосарій: вища освіта / уклад.: В. М. Захарченко, С. А. Калашнікова [та ін.] ; за ред. В. Г. Кременя. – 2-е вид., перероб. і доп. – Київ : Плеяди, 2014. – С. 27). Л. И. Комир

Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017

КВАЛИФИКАЦИЯ
(лат. qualis – качество) – 1) Определение качества чего-либо, оценка чего-либо. 2) Уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда; качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности. Квалификация указывается в дипломе высшего или среднего специального учебного заведения, а также в удостоверениях различных курсов и трудовых книжках работающих. 3) Характеристика определенного вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности, точности и ответственности. В Российской Федерации квалификация работы обычно определяется разрядом, к которому данный вид работы отнесен тарифно-квалификационным справочником. Определение квалификации работ важно при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников. Квалификация инженерно-технических работ и работ, выполняемых служащими и другими лицами, не занятыми непосредственно на производстве, определяется требованиями, предъявляемыми к занимаемой должности. 4) Характеристика предмета, явления, отнесение его к какой-либо категории, группе (например, квалификация управленческого решения). Существенными признаками квалификации работника являются: уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений); диапазон и широта знаний и умений; способность выполнять специальные задания; способность рационально организовывать и планировать свою работу; способность использовать знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда). Различают ступени и уровни квалификации. Ступень квалификации – этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного профессионального образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования. Уровень квалификации – ступень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоении работнику в зависимости от его квалификации того или иного тарифного разряда (класса)). Присвоение тарифного разряда (класса) свидетельствует о подготовленности работника к выполнению данного круга работ. В Российской Федерации квалификация работников, как правило, устанавливается специальной квалификационной комиссией в соответствии с требованиями тарифно-квалификационных справочников. Показателем квалификации работника помимо разряда может быть категория или диплом, наличие звания или ученой степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя). В Российской Федерации на предприятиях, в учреждениях и организациях создана система подготовки и повышения квалификации рабочих и служащих, где они приобретают новые профессии или совершенствуют свои знания по имеющимся профессиям и специальностям.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

КВАЛИФИКАЦИЯ
(от лат. qualis – качество).
1. Определение качества чего-либо, оценка чего-либо.
2. Уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда; качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности. К. указывается в дипломе, выдаваемом высшим или средним специальным учебным заведением, а также в удостоверениях различных курсов и трудовых книжках работающих.
К. работников отражается в их тарификации (присвоение работнику тарифного разряда (класса) в зависимости от его квалификации, сложности работы, точности и ответственности исполнителя). Существенными признаками К. (компетентности) являются уровень, определяемый комбинацией следующих критериев:уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений); диапазон и широта знаний и умений;
способность выполнять специальные задания;
способность рационально организовывать и планировать свою работу;
способность использовать знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда).
Различают ступени К. и уровни К.
Ступень К. – этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного профессионального образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования.
Уровень К. – ступень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени К.
К. работников отражается в их тарификации (присвоении работнику в зависимости от его К. того или иного тарифного разряда (класса)). Присвоение тарифного разряда (класса) свидетельствует о подготовленности работника к выполнению данного круга работ. В РФ К. работников, как правило, устанавливается специальной квалификационной комиссией в соответствии с требованиями тарифно-квалификационных справочников. Показателем К. работника, помимо разряда, может быть также категория или диплом, наличие звания или ученой степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя). В РФ на предприятиях, в учреждениях и организациях создана система подготовки и повышения квалификации рабочих и служащих, где рабочие и служащие приобретают новые профессии или повышают свои знания по имеющимся профессиям и специальностям.
3. Характеристика определенного вида работы, устанавливаемой в зависимости от ее сложности, точности и ответственности. В РФ К. работы обычно определяется разрядом, к которому данный вид работы отнесен тарифно-квалификационным справочником. Определение К. работ важно при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников.
К. инженерно-технических работ и работ, выполняемых служащими и другими лицами, не занятыми непосредственно на производстве, определяется требованиями, предъявляемыми к занимаемой должности.
4. Характеристика предмета, явления, отнесением его к какой-либо категории, группе, например, К. управленческого решения.
С.Я. Батышев, Л.Ф. Бибик

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

КВАЛИФИКАЦИЯ
от лат. qualis- какой по качеству и facio — делаю), уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. К. определяется объемом теоретич. знаний и практич. навыков, к-рыми владеет работник, и является его важнейшей социально-экон. характеристикой.
К. отражает степень развития личности в важнейшей сфере жизнедеятельности — в труде и определяет его социальный статус. Экон. значимость К. проявляется в том, что сложный труд более квалифициров. работника создает в единицу времени продукт большей стоимости.
Теоретич. знания, соответствующие определенному уровню К., включают как общеобразовательные (являются основой для послешкольной подготовки в любом виде деятельности), так и специальные, объем к-рых зависит от формы и продолжительности соответствующих занятий. Подготовка рабочих кадров осуществляется в уч. заведениях системы проф.-тех. образования и непосредственно на про-из-ве; дипломированных специалистов — в высш. и ср. спец. уч. заведениях; науч. кадров — в аспирантуре и докторантуре.
Практич. навыки осваиваются в ходе выполнения соответствующих работ путем их многократного повторения, в результате чего вырабатывается прочный ди-намич. стереотип. Первоначальные навыки формируются в ходе обучения, выработка устойчивых проф. навыков зависит от опыта работ в том или ином виде проф. деятельности и обычно характеризуется стажем работы по профессии.
Характер К. определяется соотношением между ее элементами (знаниями и навыками) и зависит от уровня развития техники, технологии, организации труда и произ-ва, т.е. на отд. этапах развития общества и произ-ва наполняется конкретным содержанием.
Скорость освоения К. зависит от соответствия характера и содержания выполняемых работ склонностям, способностям и психофизкол. особенностям человека, поэтому для достижения высокого уровня К. большое значение имеет обоснованный выбор профессии, к-рому способствует организация профессиональной ориентации.
Показателем К. рабочего является квалификац. разряд (класс, категория), к-рый присваивается ему по конкретной профессии в соответствии с требованиями тарифно-квалификац. характеристик этой профессии.
Как правило, после прохождения курса по утвержденной программе в проф. уч. заведениях либо непосредственно на произ-ве лица, обучающиеся профессии, выполняют квалификац. пробные работы, затем сдают квалификац. экзамены по теоретич. курсу. Сдавшим выпускные квалификац. экзамены решением квалификац. комиссии присваивается соответствующая К. (разряд, класс, категория) по профессии.
К. служащих определяется прежде всего уровнем полученного спец. образования (удостоверяется дипломом об окончании соответствующего уч. заведения), а также опытом работы в конкретном виде деятельности. Эти показатели используются при установлении квалификац. требований к работнику, выполняющему определенные должностные обязанности. В квалификац. характеристиках должностей руководителей, специалистов и др. служащих уровень квалификационных требований определен сложностью работ, входящих в должностные обязанности. Индивидуальные различия в К. специалистов учитываются путем внутридолж-ностного квалификац. категорирования на основе аттестации и т. п. процедур. Квалификац. требования нуждаются в регулярной актуализации для отражения динамики специальностей и стимулирования качества и гибкости проф. подготовки.
Рост квалификац. уровня характеризует производительные силы страны, является предпосылкой дальнейшего социально-экон. и науч.-техн. развития, поэтому используются различные меры по его стимулированию, создаются условия для освоения работниками более высокой К.
К материальным стимулам относятся более высокая оплата за труд, требующий большей К., что заложено в основу тарифной системы, применение надбавок к тарифным ставкам и окладам за проф. мастерство, премирование за достижение производств. показателей, к-рое зависит от К.
К моральным стимулам относятся возможность выполнения более интересных, содержательных работ, более высокая степень самостоятельности и творчества в труде, более полная самореализация личности в проф. деятельности, разл. формы офиц. признания высокого авторитета работника в определенной сфере.
В целях создания условий для проф. совершенствования, роста проф. мастерства развивается система повышения квалификации. Повышение К. кадров является элементом, органически входящим в систему непрерывного образования наряду с подготовкой и переподготовкой при обеспечении необходимой преемственности и взаимосвязи между этими этапами проф. образования. Н. П. Сорокина.
Проблема К. приобретает особое значение в условиях совр. этапа науч.-техн. революции, к-рый характеризуется инновационным развитием экономики, наукоемким типом произ-ва, быстрыми структурными изменениями и приоритетом качеств, показателей труда и продукции над количественными. Инновационный характер развития ставит творческую личность с ее талантом и проф. компетенцией в центр совр. произ-ва. Высокий уровень К. кадров превращается в важнейшее условие успешного освоения новых технологий и завоевания достойных позиций на мировом рынке товаров и услуг.
Увеличение роли К. в экон. развитии нашло отражение в «человеческого капитала теории», разработанной амер. экономистами еще в 60-х гг. 20 в. Как капитал в ней рассматривается запас знаний, навыков и способностей, приобретающий экономический смысл и стимулирующий рост производит, силы человека. Это капитал постольку, поскольку овладение им требует Значит. затрат труда и материальных ресурсов, но эти затраты приносят владельцу более высокий доход.
По мере возрастания роли К. в экономике увеличивается значение в развитии общества квалификац. структуры, т.е. распределения самодеят. населения по уровню К. Квалификац. структура во многом предопределяет возможности адаптации разл. социальных слоев к тем инновационным процессам, к-рые происходят в экономике. Эта адаптация связана со значительными трудностями для занятых с низким уровнем К. в связи с изменением структуры спроса на рынке труда: увеличением вакансий для высококвали-фициров. кадров и сокращением спроса на работников низкой К. С этим явлением связана разработка теории двух рынков труда в амер. социологии (авторы П. Де-рингер и М. Пиоре). Согласно этой концепции, в условиях науч.-техн. революции единый прежде рынок рабочей силы распался на изолированные друг от друга рынки: квалифициров. кадров, восприимчивых к новым технологиям, и неквалифицированной рабочей силы, возможности использования которой сужаются.
M ин-во тру да США разработало 6-балльную систему оценки уровня К. по объему теоретич. знаний и практич. навыков, необходимых для занятия определенных рабочих мест. Согласно этой системе, К. вспомогат. рабочих оценивается в среднем в 1,3 балла, водителей транспорта — 2,2, квалифициров. рабочих — 2,5, техников — 4,1, менеджеров — 4,4, инженеров — 5,1, ученых-естественников —5,7 балла. Уровень требований, предъявляемых к квалификац. структуре рабочей силы, быстро возрастает. Это видно из сопоставления квалификац. требований на существовавших в США в сер. 80-х гг. рабочих местах и на вновь создаваемых:
Наряду с существ, сдвигами в квалификац. структуре важные изменения происходят в самом содержании К. Эти изменения неоднозначны, т. к. в произ-ве многое зависит не только от его техн. уровня, но и от форм организации труда. В условиях рутинного произ-ва микропроцессорная техника позволяет ограничить функции человека шаблонными операциями и превратить его в придаток информац. системы. Известно высказывание лауреата Нобелевской пр. В. Леонтьева (США) о том, что человек перестает быть самым важным фактором произ-ва, если его задачи ограничиваются простым следованием инструкциям.
В условиях инновац. процесса, характерного для экономики совр. промыш-ленно развитых стран, компьютерная техника превратилась в мощное средство расширения аналитич. способностей человека и обогащения творческого содержания его труда. Интенсивный процесс разработки, освоения произ-ва новых видов товаров и услуг, новых технологий, основанных на тесной связи науки и произ-ва, невозможен без развития таких качеств личности, как инициатива, умение логически мыслить и принимать решения, находить и использовать информацию, способность к обучению. В промышленно развитых странах под непосредств. влиянием науч.-техн. революции сложилась новая концепция К. Ее осн. черты: поливалентность (многопрофильность), высокий уровень общей и техн. культуры, динамизм. Концепция поливалентной К. была принята Комиссией по проф. образованию Общего рынка в 1970.
Совр. технологии, прежде всего системы гибкой автоматизации, требуют объединения трудовых функций, связанных с обслуживанием автоматич. систем. В этих условиях принцип «один человек — одна специальность», характерный для системы механизированного и конвейерного произ-ва, оказывается неэффективным. Поливалентная К., основанная на расширении профиля и совмещении специальностей, позволяет повышать производительность труда за счет сокращения персонала и одновременно увеличивать творческую заинтересованность работников и их ответственность за качество продукции. На этом базируются совр. концепции «обогащения труда» и «гуманизации труда».
Важной особенностью совр. К. является и то, что зап. эксперты называют ее интеллектуализацией. Совр. технологии не могут быть реализованы без высокого уровня общей и техн. культуры персонала, обеспечивающего точность выполнения техн. правил, понимание всего тех-нол. процесса и своего места в нем, быстроту реакции и правильность принятия решения. Важным элементом техн. культуры становится социальная ответственность, в т. ч. и за предотвращение аварий, способных привести к человеческим жертвам и экологич. бедствиям.
Характерной чертой совр. К. является ее динамизм. Приобретенная К. больше не может рассматриваться как некий стабильный набор проф. знаний и навыков, они должны динамично обновляться по мере развития новых технологий. Согласно исследованиям зап. экспертов, объем проф. знаний инженера должен обновляться каждые 5 лет на 50%. Отсюда вытекает актуальность проблемы обучения в продолжении всей проф. карьеры.
В промышленно развитых странах идут интенсивные поиски путей решения этой проблемы, нашедшие реализацию в концепции непрерывного образования. Она официально принята ЮНЕСКО и рядом региональных междунар. организаций как основа решения совр. проблем подготовки кадров и модель системы образования в будущем. Законы о непрерывном образовании приняты в 1971 во Франции, в 1975 в Швеции, в 1976 в США.
Совр. концепция К. вносит существ, изменения в сферу подготовки и переподготовки кадров. Эти сферы характеризуются: творческим подходом к процессу обучения, в основе к-рого не просто обеспечение учащихся определенной информацией, а развитие творческих способностей, умение познавать новое и применять его на практике; междисциплинарным принципом разработки уч. программ и периодическим их обновлением; тесной связью уч. процесса с участием в практич. работе по освоению и разработке новых технологий.
Реализация указанных изменений потребовала теснейшей кооперации уч. заведений с пром. предприятиями и Н.-и. ин-тами, повышения роли обратных связей между произ-вом и уч. заведениями, усиления контроля произ-ва за качеством подготовки кадров и значимостью дипломов и сертификатов об образовании.
Процессы интернационализации мирового рынка и интеграции экономики про-мышленно развитых стран актуализируют проблему междунар. стандартизации уровней К., включая идентификацию дипломов и сертификатов. Такая идентификация необходима для предотвращения дискриминации иностр. рабочей силы и создает условия для свободного рынка труда. В странах, входящих в opr-цию Европейского Сообщества, в 1991 предусмотрена идентификация дипломов высш. школы в связи с намеченным на 1992 экон. объединением этих стран.
Проблема К. особенно остра для Рос. Федерации. Несмотря на высокий уровень К. рабочих и специалистов в отдельных авангардных в техн. отношении сферах, для экономики в целом требуется Значит. повышение уровня проф. компетенции работников. Низкая К. работников — серьезное препятствие на пути науч.-техн. и социально-экон. развития страны. В условиях господства адм.-командной системы, мало восприимчивой к науч.-техн. прогрессу, престиж человека определялся не столько его проф. компетенцией, сколько положением в иерархич. системе. Отсюда общая недооценка квалифициров. труда в обществе — несоразмерно низкая оплата труда специалистов по сравнению со ср. уровнем заработной платы в стране, преувеличение формального элемента в подготовке кадров (главное-диплом).
Переход к рыночной экономике с конкуренцией как гл. движущей силой произ-ва дает предприятиям и отраслям произ-ва реальный стимул к науч.-техн. развитию, позволит повысить социальный престиж К., раскрепостить творческие возможности работников.
Лит.: Иванов Н. П., Науч.-техн. революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма, М., 1971; его ж е, Науч.-техн. революция и проблемы структуры рабочей силы. (По мат-лам развитых капиталистич. стран), М., 1978; Буш-марин И. В., Развитые капиталистич. страны. Использование трудовых ресурсов, М., 1975; Капелюшников Р. И., Совр. бурж. концепции формирования рабочей силы. (Критич. анализ), М. 1981; Гурьева Л. С., Заргаров В. А., С к о—6 с е в К. М., Профессионал и специалист: руководитель в совр. организационных условиях, под ред. Л. С. Гурьевой, Томск, 1989; Тенденции и перспективы развития социальной инфраструктуры, под ред. С. С. Шаталина, М., 1989; Левин Г. M., P а м б с р-гер Р. У., Образование, труд и занятость в развитых странах, «Перспективы», 1990, № 2; В с с k с r G. S., Human capital. A theo-retical and empirical analysis, with special reference to education, N. Y.
H. П. Иванов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
443.69 кб

Квалификация рабочих кадров и закономерности ее повышения

Власов Евгений Анатольевич
Раскрываются сущностные характеристики повышения квалификации рабочих как педагогического феномена.
Читать PDF
83.56 кб

Автор учебника Высшая квалификация преподавателя

Гитис Л. Х.
Читать PDF
411.48 кб

Компетентность, компетенция, квалификация основные направления современных исследований

Ильязова М. Д.
Читать PDF
110.54 кб

Социальная квалификация выпускников

Хридина Н.
Читать PDF
557.82 кб

Профессиональная квалификация как основа профессиональной деятельности будущего специалиста

Подповетная Ю. В.
В статье обосновывается подход, при котором профессиональная квалификация является основанием профессиональной деятельности будущего специалиста; рассматриваются характеристики профессиональной деятельности специалистов и соотнесе
Читать PDF
653.57 кб

Потенциал специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», квалификация

Дуисеева Алина Романовна
В данном исследовании делается попытка осуществить анализ некоторых принципиально новых явлений и тенденций, которые ярко проявляют себя на рынке труда в социально-экономических условиях информационного общества современной России
Читать PDF
204.90 кб

Социальная квалификация выпускников в контексте непрерывного образования

Хридина Нина Николаевна
Читать PDF
1.77 мб

Педагогическая квалификация преподавателей при практическом обучении как фактор повышения качества п

Квагинидзе Валентин Суликоевич
Рассматриваются вопросы совершенствования образовательного стандарта по специальностям направления «Горное дело».
Читать PDF
226.60 кб

Учебно-методические комплексы и дополнительная квалификация «Преподаватель» специальности 010100 мат

Шоркина Людмила Вячеславовна, Мерлина Надежда Ивановна
Читать PDF
166.37 кб

Квалификация и эффективное трудоустройство как фактор конкурентоспособности экономики

Иваньковский Сергей Львович
Рассмотрены вопросы подготовки трудовых ресурсов национальной экономики и проблемы трудоустройства в современных условиях.
Читать PDF
271.04 кб

ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социальная работа», квалификация магистр: проблемы и перспективы

Гуслякова Людмила Герасимовна
В статье ставятся актуальные вопросы подготовки магистров социальной работы, выявляются особенности стандартов ВПО третьего поколения.
Читать PDF
403.73 кб

Профессионализм и профессиональная квалификация инженера атомной отрасли

Акопян Ольга Владимировна, Ананьина Елена Вениаминовна
В атомной отрасли с принятием программ инновационного развития возникает необходимость количественного и качественного решения кадрового вопроса, одним из инструментов которого является система подготовки инженерных кадров атомной
Читать PDF
412.34 кб

К вопросу о формировании компетенций по направлению подготовки 030900 - Юриспруденция (квалификация

Смирнов Дмитрий Анатольевич, Струсь Константин Александрович
В работе рассматривается значение компетентностного подхода в подготовке обучающихся. Предлагается механизм по формированию компетенции с участием работодателей для обучающихся в магистратуре.
Читать PDF
146.43 кб

Квалификация учителя иностранного языка и дипломная работа по лингвистике: преодолимое противоречие

Макеева Светлана Олеговна
Представлена аргументация в пользу выбора и разработки единой комплексной темы студенческих исследований в области лингвистики; предлагается круг тем, приемлемых для студенческих научных работ в рамках педагогического дискурса и п
Читать PDF
0.00 байт

Квалификация специалистов -неиспользуемый ресурс обеспечения безопасности дорожного движения

Кравченко П.А.
Мощный квалификационный ресурс специалистов способен быть фундаментальным средством преодоления кризисных явлений, но не используется в государственной системе обеспечения безопасности дорожного движения.

Похожие термины: