КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ
разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и складывающиеся с первых дней его жизни пространства организации собственного действия и опыта, обычные для ребенка способы и формы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и события с другими людьми.

Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ
разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и складывающиеся с первых дней его жизни пространства организации собственного действия и опыта. Культурные практики — это обычные для него (привычные) способы и формы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми (Н.Б.Крылова, 2000, 2002). Это — поиск и апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных познавательных и прагматических потребностей. Культурные практики — это также стихийное, автономное приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми (работа в различных командах и общественных структурах) — взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, защиты, альтруизма, эмпатии, гордости, радости, печали и т.п.
До школы культурные практики вырастают на основе, с одной стороны, взаимодействия со взрослыми, а с другой стороны, и это не менее важно для развития ребенка, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, изучения-исследования как своеобразного детского ТРИЗ). На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера. В рамках культурных практик развивается доминирующая культурная идея ребенка, часто становящаяся делом всей его последующей жизни.
К культурным практикам можно отнести исследовательские, образовательные, коммуникативные, организационные, игровые, художественные способы и формы действий, в осуществлении которых ребенок заинтересован. В этих практических процессах-пробах ребенок сам, в соответствии с собственными мотивами и индивидуальной программой образования (собственным представлением о том, что ему интересно знать и уметь), овладевает интересной для него информацией, учится учиться в непосредственной деятельности и проектировании, поскольку основная форма его обучения и самообразования — разнообразные проекты, соответствующие видам деятельности.
В чем смысл этого относительно нового понятия? Чтобы ответить, надо выяснить, существуют ли ограничения или рамки прежних понятий, есть ли какая-либо их недостаточность.
Первая рамка: основные понятие педагогики (педагогический процесс, воспитание, обучение) раскрывают основы деятельности педагога, что совершенно естественно для классно-урочной педагогики, поскольку распространено представление о ней как науке о руководстве, воспитании и обучении детей взрослыми. Все, что касается объяснения происходящего в самих детях, вписывается в общепринятое в педагогике и педагогической психологии объектное отношение к ребенку как воспитуемому и обучаемому. Однако без реального понимания внутренних ситуаций воспитания и обучения (обусловленных экзистенциальными особенностями саморазвития ребенка) качество образования будет низким.
Для объяснения того, что происходит в образовании, используют понятие «педагогический процесс». Оно раскрывает совокупность действий учителя и ученика и описывает внешне задаваемые условия влияния педагога на ребенка. Другое понятие — «образовательный процесс» — уже ближе к сути того, что делает в образовании ребенок самостоятельно. Но во многом остается скрытым, как и посредством чего он это делает, если речь идет о внутренних процессах и условиях. На этот вопрос частично отвечает педагогическая психология, однако традиционная педагогика не дает развернутого ответа, поскольку ориентирована преимущественно на описание деятельности учителя, который воздействует на ребенка, а сами действия ребенка трактуются «педагогически», т.е. как результат воли взрослого.
Вторая рамка: предметом педагогики считается педагогическая система и педагогическая деятельность. Но может ли педагогика объяснить, если она личностно ориентированная, особенности, содержание и формы деятельности ребенка, движущегося в собственном образовательном пространстве (ином, чем педагог)? Иначе придется признать, что ребенок развивается только и именно в заданной педагогической деятельности, что далеко не так. Или педагогика, признавая личностно ориентированное образование, должна расширить свой предмет и признать, что в сфере образования, помимо деятельности педагога, есть место и для суверенной деятельности ребенка? Ответ требует выхода за рамки привычного понятийного аппарата педагогики.
Третья рамка: основными понятиями педагогики, а точнее, даже дидактики, описывающими деятельность ребенка, стали «ЗУНы» и «учебная деятельность», которые определяются содержанием педагогического процесса. ЗУНы рассматриваются как усвоенные объемы информации, операций и способов выполнения заданных учебных действий. Действия ребенка почти автоматически отождествляются с педагогическим процессом, поскольку для традиционного педагога ребенок не может быть автономным субъектом по определению (ребенок — «всегда ведомый»). Появление благодаря компетентностному подходу новых понятий («компетенции» как требования-нормы и «компетентности» как сформировавшегося качества) — несомненно, шаг вперед в попытках повернуть содержание образования лицом к ребенку и высвободить пространство для понимания и организации его творчества. Но неясно, как это можно сделать в рамках стандартных учебных программ и плана, ограничивающих учебную деятельность ученика.
Фактически получается, что педагогика — это наука о стандартизированных действиях педагога и односторонней оценке ими результативности своих собственных действий. Ребенок оказывается лишним в такой «педагого-центрированной» педагогике. Он целиком вписан в целенаправленный педагогический процесс, по определению оставаясь объектом деятельности педагога, несмотря на то, что постоянно декларируется: ребенок — центр педагогического процесса. Если же ставить вопрос о том, можно ли рассматривать ребенка в качестве центра его собственной культурной практики, то в традиционной педагогике найдется немного слов для обоснованного ответа. Традиционная педагогика не готова объяснять бытие ребенка, исходя из него самого. Эти ограничения и противоречия — не что иное, как боязнь выйти за пределы известных и привычных теорий. Если мы хотим остаться на базе гуманной педагогики, то должны понять и объяснить образовательную деятельность и саморазвитие ребенка, не просто включая их в деятельность педагога.
«Культурные практики» — отражение всего диапазона действий ребенка, накопления им самостоятельного опыта повседневной жизнедеятельности, возможностей его личной инициативы, выбора, проб в создании собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм. Культурные практики — явление комплексное, включающее как способы действий и освоенные культурные нормы и образцы деятельности, так и опыт работы и суммирование личных результатов и достижений, а также опыт их презентации на разных уровнях сообщества. Конечно, культурные практики включают непосредственную учебную деятельность, которую организует учитель (учеба ребенка в школе рассматривается как одна из его возможных культурных практик). В них входят: индивидуальная образовательная деятельность по освоению индивидуальных программ, практическое участие в демократическом школьном самоуправлении, участие в социальных проектах вне школы, которые в рамках ЗУН-парадигмы не учитываются. В рамках культурной парадигмы образования в зачет идет все, что делает ребенок в школе и вне школы.
В школе к культурным практикам можно отнести как собственно учебу с использованием индивидуального стиля учебной деятельности, так и исследовательские, образовательные, коммуникативные, организационные, проектные, художественные способы и формы действий. В этих практических процессах-пробах он сам, в соответствии с собственными мотивами и индивидуальной программой образования, овладевает интересной для него информацией, учится учиться в непосредственной деятельности и проектировании, поскольку основная форма его обучения и самообразования — разнообразные проекты, соответствующие видам деятельности. Попробуем отразить эти особенности в виде таблицы (см.табл.на стр.72).
Для данного подхода принципиально важным является внимание к:
– индивидуальной организации разнообразных образовательных процессов, их суммированию и включению в жизнь сообщества;
– конструированию педагогической деятельности на основе инициативы, интересов и мотивации детей (а не просто отчужденных «стандартов»);
– проектной форме организации всех культурных практик;
– взаимодополняемости основного и дополнительного образования;
– обеспечению демократического образа жизни школьного сообщества как гаранта перехода образования от информационной к деятельностной модели организации.
Введение культурных практик в содержание образования вызвано объективной потребностью:
1) не просто расширить социальные и практические компоненты в содержании образования, а сделать основным проектный опыт учащегося;
2) придать практической культурной идентификации выпускника школы бульшее значение, чем его академической информированности;
3) преодолевать количественную систему оценивания, создавая базу для развертывания открытого качественного оценивания (общественных экспертиз), ориентированных на практические успехи и достижения школьников.
Культурные практики школьника — это продуктивный путь решения наиболее острых проблем организации современного образования, обеспечивающего индивидуализацию каждого ребенка.
Н.Б.Крылова

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
277.01 кб

Бал как культурная практика

Никитина Е. А.
В статье говорится об особенностях бальной культуры и специфике бала как культурной практики в XIX в., обобщаются материалы научных исследований по проблеме.
Читать PDF
186.52 кб

«Чудо» как культурная практика

Щавелев Сергей Павлович
В работе пересматриваются распространенные в современной гуманитарной литературе представления о чуде как онтологическом феномене. Подвергнуты критике религиозно-богословские толкования этого междисциплинарного концепта.
Читать PDF
1.11 мб

Чтение как культурная практика

Кривда Н.Ю., Осадчая Л.В.
Цель. Статья посвящена исследованию культурологического аспекта работы с текстами в европейской культуре. Проанализированы методологические подходы к пониманию понятия «практика» в философском и социологическом дискурсах.
Читать PDF
304.36 кб

МОДНОЕ ДЕФИЛЕ КАК КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА

Ошмарина А.С., Сидорчукова Л.Г.
Читать PDF
17.48 мб

Библиофильство как культурная практика

Агеева Г.М.
Читать PDF
83.71 кб

Особенности гендерных культурных практик

Большаков Валерий Павлович
Рассматриваются современные представления об особенностях гендерных культурных практик.
Читать PDF
88.75 кб

Образование как новая культурная практика

Игнатьева Оксана Валерьевна
Переход к постиндустриальному обществу связан с освоением новой образовательной парадигмы, ориентированной на формирование нового типа культурного поведения, проявляющегося в области самовыражения каждого человека, его активном уч
Читать PDF
216.25 кб

Виртуализация городских культурных практик

Лисенкова Анастасия Алексеевна
В статье говорится о современном мире дигитализации повседневности и переносе значимых явлений в плоскость виртуального пространства.
Читать PDF
103.09 кб

КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ПРАКТИКА ПОСТТУРИСТА

Лысикова Ольга Валерьевна
Рецензия на книгу: Smith M. K. Issues in Cultural Tourism Studies. London, New-York: Routeledge, 2003. 195 p.
Читать PDF
329.51 кб

Практики культурной политики: Российский опыт

Китов Юрий Валентинович, Гасанова Надежда Курамагомедовна
В статье рассматриваются особенности российской культурной поли-тики, связанные с современными тенденциями её теоретико-методологических обоснований.
Читать PDF
281.35 кб

Культурное наследие: смысловое поле и практика

Курьянова Татьяна Сергеевна
Раскрывается проблема экспликации понятия «культурное наследие». Прослеживается эволюция термина и явления в истории и в нормативно-правовой сфере. Предлагается «предельно общее» понимание культурного наследия как категории.
Читать PDF
151.55 кб

Культурные практики подготовки будущих родителей

Беляева Мария Алексеевна
В статье раскрываются содержание и функции современных культурных практик, нацеленных на формирование репродуктивной культуры будущих родителей (беременных женщин / супружеских пар).
Читать PDF
217.44 кб

Игровая культурная практика как жизнь дошкольника

Фенькина Александра Анатольевна
Рассматривается введенное сравнительно недавно в педагогику понятие «культурная практика» (и сообразно ему введенное нами понятие «игровая культурная практика») в контексте культурной парадигмы образования (ФГТ, проекта ФГОС) и ег
Читать PDF
891.51 кб

Насилие и ненасилие в эволюции культурных практик

Мюльгаупт К.Е.
В данной статье отмечается, что насилие человека над природой и другим человеком лежит в основании человеческой цивилизации. Это столь очевидно, что не нуждается даже в обосновании фактами. Сложнее дело обстоит с ненасилием.
Читать PDF
321.52 кб

Культурные практики реализации «Мягкой силы» Китая

Тарабарко Ксения Александровна, Кучинская Татьяна Николаевна
В статье предпринята попытка представить комплексный анализ практик реализации «мягкой силы культуры» КНР, направленных на внутреннюю гармонизацию китайского общества и позиционирование Китая как «могущественного культурного госуд