КУЛЬТУРА СЛУШАНИЯ (АУДИРОВАНИЯ)

Найдено 1 определение
КУЛЬТУРА СЛУШАНИЯ (АУДИРОВАНИЯ)
предполагает умение слушать (физически воспринимать звучащее слово) и слышать собеседника (сосредоточиться на том, что говорится; осмыслить звучащий текст). Установка на смысловое восприятие определяется ситуацией общения, целями и задачами той деятельности, в рамках которой осуществляется слушание. К.с. служит взаимопониманию коммуникантов.
Слушание — рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов. Результатом слушания, т.е. смысловой обработки воспринятого текста, является понимание услышанного [Тумина 2005]. К.с. предполагает стремление понимать истинное намерение говорящего, воспринимать новое, предупреждать конфликты и преодолевать барьеры общения, освобождаться от привычки перебивать других; повышать эффективность своей речевой деятельности.
Умения активного, результативного слушания, как и умения выразительной устной речи (говорения), грамотного письма, следует формировать и развивать. Так, каждый раз в процессе слушания желательно анализировать собственное психическое состояние и мыслительную деятельность; ставить перед собой цель: получить всю необходимую информацию от партнёра; использовать речевые поддержки (типа да-да, конечно, хорошо, интересно и др.); перефразировать и резюмировать основные идеи, высказанные собеседником \'7bИтак, если я верно Вас понял, Вы высказали предположение, что...) и др.
Для успешного аудирования важна психологическая установка слушающего, исключающая какую-л. предвзятость к говорящему или содержанию его речи.
Лит.: Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб., 1993; Атватер И. Я вас слушаю...Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М., 1988; Беркли-Алне М. Забытое искусство слушать. СПб., 1997; Парыгин Б.Д.Анатомия общения: учеб. пособие. СПб., 1999; Тумина Л.Е. Слышать, слушать, понимать // Педагогическая риторика: учеб. пособие под ред НА. Ипполитовой. М., 2001; Тумина Л.Е.Слушание (аудирование) // Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник. М., 2005; Тумина Л.Е. Эмпатическое слушание // Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник. М., 2005; Эган Д. Слушание: непременное условие поддерживающего поведения // Межличностное общение. СПб., 2001.
А.А. Кузнецова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.