КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ
КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ
совокупность формально-логических, языковых, содержательно-методологических и этических требований и норм, предъявляемых к интеллектуальной деятельности человека.
Культура мышления
часть общей культуры человека; совокупность усвоенных им норм, правил и приемов обобщенного и опосредованного познания действительности, решения проблем; планирование организации и регулирования своей жизни и поведения в обществе.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Культура мышления
это характеристика мышления с точки зрения его дисциплинированности, которая являет собой результат освоения различных способов познания и последовательной опоры на каждый из его этапов, включая эмоционально-образное и теоретико-методологическое. (Власова Т Л).
Источник: Глоссарий по педагогике.
КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ
степень овладения человеком приемами, нормами и правилами умственной деятельности, выражающаяся в умении точно формулировать задачи (проблемы), выбирать оптимальные методы (пути) их решения, получать обоснованные выводы, правильно пользоваться этими выводами на практике; повышает целенаправленность, организованность, эффективность любого вида деятельности [54; 83].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ
совокупность формально-логических, языковых, содержательно-методологических и этических требований и норм, предъявляемых к интеллектуальной деятельности человека; от их усвоения и применения зависят процессы социализации личности, ее профессиональные успехи и творческие достижения. Культура может являться синонимом бытия человека в качестве разумного существа, способного рационально ставить и решать как свои жизненные, так и общественные задачи, давать адекватную оценку себе и всему окружающему. Культурному, т. е. ясному, четкому и последовательному мышлению противостоит мышление хаотичное, путаное.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Культура мышления
высокий уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности, характеризующийся достоверным восприятием текстов (устных и письменных) в соответствии с замыслом, соблюдением законов построения речевых произведений, владением средствами и формами их предъявления, а также грамотным использованием способов извлечения информации. Культура мышления есть часть коммуникативной культуры человека, ее интеллектуальная составляющая. Формирование культуры мышления проходит во всем образовательном процессе, в любой учебном предмете. Но главной задачей это является для таких дисциплин, как логика, риторика, этика, культура общения и собственно культура речи.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Культура мышления
[см. культура + мышление] – совокупность формально-логических, языковых, содержательно-методологических и этических требований и норм, предъявляемых к интеллектуальной деятельности человека (см. Интеллект). От их усвоения и применения зависят процессысоциализации личности, ее профессиональные успехи и творческие достижения. Культурному, т.е. ясному, четкому и последовательному мышлению противостоит мышление хаотичное, путаное, алогичноиррациональное. К.м. является синонимом бытия человека в качестве существа разумного, способного рационально ставить и решать как свои жизненные, так и общественные задачи, давать адекватную оценку самому себе и всему окружающему. И наоборот, иррационально-хаотичное мышление свидетельствует либо о психическом расстройстве личности, либо о ее подверженности воздействию бессознательных страстей и эмоций, либо просто об отсутствии эмоциональной культуры.
КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ
высший уровень и качество мышления человека, определяемое сознательным развитием личностью своих способов мышления, соответствующих требованиям человеческой культуры. К. м. предполагает его организацию, оптимизацию и совершенствование. Она представляет собой способность оптимального использования интеллектуальных знаний, научных достижений человечества, логическую последовательность мышления, его целенаправленность на решение актуальных проблем и задач. К. м. предполагает соединение субъектом способностей понимания, интерпретации, объяснения, доказательства (аргументации), рефлексии и диалога. Для выработки культуры мышления человеку необходима постоянная интеллектуальная работа, деятельность по преодолению стихийного, ситуативного, стереотипного способа мышления. Особым способом осуществления мыслительного процесса как культурного является рефлексия, совмещающая организацию, критику и последовательное конструирование содержания мыслительной деятельности.
Источник: Акмеологический словарь
Культура мышления
это качества мыслительных процессов, демонстрируемых человеком, вызванные сознательным или переведенным в режим автоматизма, ставшим неосознаваемым подчинением требованиям культуры, специализированной для мышления. Система подобных требований, безотносительно к тем, кто их реализует, составляет нормативную предпосылку явлений культуры мышления реальных людей. Подобные требования появляются в результате либо нормативного оформления практики мышления "эталонов-мыслителей" или наиболее выдающихся мыслителей, особенности мышления которых признаются как эталонные и приемлемые для их трансляции и воспроизведения, либо в результате изучения сущности мышления и использования сущностных представлений для построения соответствующих общих, абстрактных норм, организующих реальный мыслительный процесс. Для приобретения культуры мышления человеку необходимо либо проходить путь модификации своего первоначального мышления в рамках заимствования системы эталонов мышления, либо осуществлять адаптацию своего мышления к критериям и требованиям нормативной базы культуры мышления. Основными типами мыслительных проявлений, подвергаемыми культурной трансформации, выступают, с одной стороны, авторское рассуждение, понимание текста и мысли автора, выработка альтернативной точки зрения, осуществление арбитража противопоставленных точек зрения и организация совмещения конкурирующих проявлений в дискуссии, а, с другой стороны, процесс постановки и решения задач и проблем. Особым, синтетическим вариантом мыслительного процесса, который подвергается культурному оформлению, выступает рефлексия, совмещающая реконструкцию, критику и конструирование содержания деятельности. Высшие формы культуры мышления разрабатываются в методологии и воплощаются в игротехническом мышлении.
Источник: Методологический словарь для стратегов