КУДРЯШЁВ Николай Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КУДРЯШЁВ Николай Иванович (1904-1982)
педагог, методист по литературе, д-р педагогических наук (1971), профессор (1972). С 1947 работал в НИИ СИМО АПН (с 1949 - зав. сектором обучения литературе). Разработал общую типологию уроков литературы как сочетание различных методов с учетом задач и содержания занятий, этапа обучения, конкретных особенностей литературного материала ("Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы", 1981). (Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КУДРЯШЕВ Николай Иванович
5(18). 5.1904, Казань, — 14.11.1982, Москва], педагог, методист. по лит-ре, д-р пед. наук (1971), проф. (1972). По окончании Казанского пед. ин-та (1925) преподавал там же. С 1932 учитель лит-ры в Моск. , школах, районный методист; с 1938 — в Ин-те школ Наркомпроса РСФСР, с 1947 — в НИИ СИМО АПН (с 1949 — зав. сектором обучения лит-ре). Исследовал общие проблемы лит. образования, науч. основы методики преподавания, взаимосвязи изучения отеч. лит-ры и языка. Итоговой работой К. стала кн. «Взаимосвязь методов обучения на уроках лит-ры» (1981). Нравств. и эстетич. воспитание (как гл. цель курса) К. связывал с сознат. усвоением предмета, с созданием атмосферы творческого труда на уроках, с постоянным развитием и расширением познават. интересов учащихся. Процесс обучения К. рассматривал как многостороннее и последоват. сочетание методов: творческого чтения (выразит, чтение, прослушивание записей, чтение с комментариями, беседа о непосредств. впечатлении и т. п.), определяющего нач. знакомство с текстом; эвристич. метода (аналитич. беседа, диспут, разбор произведения, отд. эпизодов и образов по вопросам и заданиям и т. п.) как необходимого этапа изучения целого лит. произведения; исследовательского метода (самостоят. работа, семинарские занятия, решение проблемных вопросов, формирование навыков продуктивной речи), направленного на становление собственной точки зрения, самостоятельности и индивидуальности языка и мышления, репродуктивного метода (рассказ о жизни и творчестве писателя, обзорная лекция и т. п.), обеспечивающего систематичность и основательность знаний, понимание единства развития лит-ры. К. разработал общую типологию уроков лит-ры как сочетание разл. методов с учетом задач и содержания занятий, этапа обучения, конкретных особенностей лит. материала.
Соч.: Об изучении языка худрж. произв. в 5 — 7 кл., М., 1951; Вопросы методики преподавания лит-ры в школе, М., 1961 (ред. и соавт.); Методика преподавания лит-ры, Ми977 (соавт.); Взаимосвязь методов обучения на уроках лит-ры, Ми981.
Лит.: Беленький Г. И., О методич.
наследии Н. И. Кудряшева, ЛШ, 1984, № 2.
Г. И. Беленький.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия