КРУПСКАЯ Надежда Константиновна

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна
(1869–1939) – государственный и партийный деятель, теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования, доктор педагогических наук (1936), Почетный член Академии наук СССР (1931). Родилась в Петербурге. Окончила женскую гимназию княгини А. А. Оболенской с Золотой медалью и педагогический класс при ней. Участвовала в создании системы народного просвещения и разработке основополагающих документов: «Положения о единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы» (1917–1920), руководила деятельностью научнопедагогической секции ГУСа. До 1917 г. активно сотрудничала в журнале «Свободное воспитание и свободная школа». К. принадлежит множество статей по проблемам самоуправления, воспитательной роли среды, социальному воспитанию.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Надежда Константиновна Крупская
1869 - 1939) профессиональный революционер, жена В. И. Ленина. После гимназии и педкласса училась (недолго) на Бестужевских курсах, работала учительницей в воскресной школе для рабочих. После революции один из руководителей новой системы образования. С 1929г. - заместитель наркома просвещения, председатель научно-педагогической секции ГУСа, руководила Главполитпросветом, организовывала педсъезды, конференции. В молодости увлекалась идеями свободного воспитания, до революции издала серьезный труд «Народное образование и демократия» (о корнях трудовой школы), где высоко оценила американское образование. После недолгого периода радикализма (сделать школу трудкоммуной) отмела крайности («надо и учиться и трудиться»). Подчеркивала роль школы как центра воспитательной работы с населением. Всегда оставалась верным марксистом, отстаивала коммунистическую «единственно правильную» идеологию в школе, классовые интересы ставила выше общечеловеческих. Но проявила себя как порядочный человек: в 20-х поддерживала Блонского, Шацкого, Иорданского, обвиненных в мелкобуржуазности; боролась против антисемитизма среди педагогов. С 30-х годов ее постепенно отодвигали от руководства образованием. Умерла на следующий день после 70-летия, есть версия, что была отравлена.

Источник: История образования и педагогической мысли

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна
1869 — 1939) — советский политический деятель, педагог и организатор образования. Основные работы: «Народное образование и демократия», «Женщина-работница», «К вопросу о свободной школе», «К вопросу о целях школы», «Письма пионерам», «Школа и пионердвижение» и др. Дала анализ мировому пед. наследию с позиций марксистской идеологии. Цель воспитания видела в подготовке всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека-коллективиста с коммунистической идеологией и моралью, атеиста, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Разрабатывала вопросы самоуправления школьников. Теоретик политехнического и трудового воспитания и образования в системе коммунистического воспитания. Организатор, теоретик и методист дошкольного воспитания и пионерского движения. «Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы» — основа деятельности вожатых с пионерами. Статьи К. по вопросам преподавания отдельных учебных предметов в школе, по организации самообразования школьников интересны и полезны и в настоящее время. Профессию учителя считала не только почетной, но и одной из «наиболее захватывающих». В своих работах особенно много внимания уделяла сельскому учителю как проводнику новых идей в деревне. Воспитание в советской школе, по ее мнению, не могло отрываться от семьи.

Источник: Педагогический словарь

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869-1939)
государственный и партийный деятель, теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования, д-р педагогических наук (1936), поч. член АН СССР (1931). Жена В.И. Ленина. В эмиграции (с 1901) изучала вопросы образования в России, Великобритании, Германии, США, Франции и Швейцарии. В работе "Народное образование и демократия" (1917) впервые прокомментировала взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на педагогику, показала исторические корни трудовой школы и нового подхода к трудовому воспитанию учащихся. С ноября 1917 работала в Наркомпросе, заместитель наркома, председатель Главполитпросвета (1920-30) и научно-педагогической секции ГУСа (1921-31), которая стала теоретическим центром советской школы и педагогики. Участвовала в разработке основополагающих документов: "Положения об единой трудовой школе РСФСР" и "Основных принципов единой трудовой школы РСФСР" (1918), в педагогических съездах и совещаниях. Редактировала журнал "На путях к новой школе" (1922-33). Возглавляла Общество педагогов-марксистов (1931-35). Привлекла к научной деятельности педагогов П.П. Блонского, Н.Н. Иорданского, Н.В. Чехова, С.Т. Шацкого и др. К. подчеркивала роль школы как центра воспитательной работы с населением и определяла воспитание как планомерное воздействие на подрастающее поколение с целью формирования гражданина. Одним из важных направлений деятельности К. была разработка теоретических основ пионерской организации (ряд организационных и методических положений она заимствовала из опыта скаутизма). С именем К. также связано становление теории и практики дошкольного воспитания, образования взрослых, подготовки учительских кадров, политехнического образования и др. Мировоззрению К. было свойственно превышение значения классового подхода и переоценки роли труда в образовании. В 30-е гг. К. пыталась противостоять установлению административно-командной системы, усилению классовой борьбы, выступала против гонений на детей "врагов народа", но была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы, продолжала пропагандировать ленинское наследие.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна
(14 [26] февраля 1869 г. – 27 февраля 1939 г.), государственный и общественный деятель, организатор и теоретик советской школы и профессионального образования, доктор педагогических наук (1936). Работала ввечерне-воскресной школе для рабочих РТО (1891–1896). С 1901 г. в эмиграции, где изучала проблемы теории и истории образования и педагогической мысли. Выступала со статьями в педагогических журналах. В 1917 г. подготовила обобщающий труд «Народное образование и демократия», в котором с классовых позиций проследила исторические истоки и тенденции развития трудовой школы и профессионального образования. В предложенных ею пунктах проекта программы РСДРП по народному образованию (1917) отстаивались идеи охраны детского труда и ученичества, выдвигались требования демократизации образования, но вместе с тем проявилась недооценка низшего профессионального образования в конкретно-исторических условиях России.
После революции в 1918 г. Крупская Н.К. вошла в состав комиссии по профессиональной школе, выступила за государственный характер профессиональной подготовки и создание единого центра под эгидой Наркомпроса, поставила вопрос о реорганизации системы детского труда и ученичества. Как руководитель внешкольного отдела Наркомпроса содействовала организации внешкольного профессионального образования, созданию школ-клубов для рабочих-подростков. В 20-е гг. Крупская Н.К. выступала на съездах и совещаниях и в печати по вопросам подготовки квалифицированных рабочих. Она способствовала становлению системы профессионального образования в СССР, предложив многотипную профессиональную школу, учитывающую различные уровни подготовки молодежи и сочетающую общее и профессиональное образование. Особой поддержкой Крупской пользовались школы ФЗУ как «классовые школы пролетариата». Она способствовала открытию различных форм дополнительного рабочего образования (профкурсов и др.).
Позиции Крупской Н.К. выражали официальный курс коммунистической партии и Советского государства в области профтехобразования. Опираясь на идеологию и теорию марксизма, общемировую теорию и практику трудовой и профессиональной школы и ученичества, Крупская Н.К. сформулировала основные положения социалистической концепции профессионального образования: единство экономических, социальных и образовательно-воспитательных функций профессионального образования, его ориентация на потребности «завтрашнего дня»; связь подготовки рабочих с изменяющимися политическими и хозяйственными задачами республики; взаимосвязи профшколы с производством и реорганизация фабрично-заводского ученичества; государственный характер и централизация управления подготовкой рабочих; соединение специальной и общетехнической подготовки рабочих и по-литехническая направленность профессионального образования; единство и преемственность общего и профессионального образования; приоритетность школьных и развитие внешкольных форм производственной подготовки и переподготовки взрослых рабочих и др. Она рассматривала профессиональное образование как составную часть общей системы образования, а не просто как канал воспроизводства квалифицированной рабочей силы.
Несомненен гуманистический и демократический характер этих положений. Вместе с тем Крупская Н.К. в духе времени в числе приоритетов ставила требования огосударствления профессионального образования, идейно-поли-тического, классово- пролетарского воспитания будущих рабочих, воспитания «рабочих-ленинцев», обладающих революционным сознанием, что объективно вело к неоправданной политизации подготовки специалистов, противопоставляло пролетариат другим социальным группам общества, ущемляло их право на профессию и образование. Она остро полемизировала с теми, кто, на ее взгляд, отступал от марксистско-ленинских принципов подготовки рабочих кадров (см. Монотехнизм; Гастев). Воззрения Крупской Н.К. сыграли важную роль в становлении теории и практики профессионально-технического образования в СССР.
Соч.: Пед. соч. Т. 1–11. – М., 1957–1963; Пед. соч. Т. 1–6. – М., 1978–1980.
Лит.: Педагогическая деятельность и взгляды Н.К. Крупской / Под ред. Н.К. Гончарова. – М., 1969; Осовский Е.Г. Роль Н.К. Крупской в строительстве социалистической профессиональной школы. – М., 1967.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна
14(26).2.1869, Петербург, — 27.2.1939, Москва], гос. и парт, деятель, теоретик и организатор сов. педагогики и системы нар. образования, д-р пед. наук (1936), поч. ч. АН СССР (1931). Окончила жен. гимназию кн. A. A. Оболенской с золотой медалью (1886), а затем пед. класс при ней. Поступила на Бестужевские курсы (1889), к-рые оставила через полгода. Проработала 5 лет в Смоленской воск-ресно-вечерней школе для рабочих в Петербурге. В 1901 написала статьи «Обществ. сторона пед. вопросов» и «Школа и жизнь».
По окончании ссылки (1901) уехала за границу. В эмиграции изучала заруб. и отеч. лит-ру по вопросам теории и истории педагогики, пед. психологии, организации и состояния нар. образования в России, Великобритании, Германии, США, Франции, Швейцарии и опыт уч. заведений. Выступала со статьями (1909—17) в пед. журналах «Свободное воспитание и свободная школа», «Русская школа», «Просвещение». В обобщающей работе «Нар. образование и демократия» (изданной в 1917 и в течение 10 лет остававшейся единственным сов. пособием по истории школы и педагогики, написанным с марксистских позиций) впервые прокомментировала взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на педагогику, показала ист. корни трудовой школы и совр. подходы к трудовому воспитанию учащихся, высоко оценила амер. систему образования и пед. идеи нем. социал-демократов. Однако в анализе К. деятельности Г. Кершенштейнера и нек-рых др. педагогов проявилась гипертрофия значения классового подхода, были проигнорированы позитивные пед. процессы в России 1913—17.
После возвращения в Россию (апр. 1917) занималась созданием организации пролетарской молодежи, составила проект Устава союза рабочей молодежи.
С нояб. 1917 работала в Наркомпросе; была зам. наркома, пред. Главполитпро-света (1920—30), пред, науч.-пед. секции ГУСа (1921—31).
В 1917—20 участвовала в создании системы нар. просвещения и разработке основополагающих док-тов: «Положения о единой трудовой школе РСФСР» и «Основных принципов единой трудовой школы» (1918). Отстаивала идеи отеч. педагогов о демократизации управления нар. образованием (выборность учителей, передача дела просвещения органам самоуправления) и предложила создать Советы по нар. образованию для привлечения общественности к делу нар. образования. По мнению К., последоват. демократизация должна вести к гуманизации шк. жизни, ориентации на интересы и потребности общества и личности, к полному раскрепощению школы. Она отказалась от принципа «автономии школы» и развивала идею школы как гос.-обществ. учреждения, считая, что воспитание и развитие личности должно направляться гос-вом при самом активном участии трудящихся. В условиях Гражд. войны эти требования не были реализованы.
В 20-е гг. К. привлекла к науч. деятельности педагогов П. П. Б донского, Н. Н. Иорданского, Н. В. Чехова, С. Т. Шацкого и др. Созданная под ее руководством науч.-пед. секция ГУСа стала теоретич. центром сов. школы и педагогики.
К. особо подчеркивала роль школы как центра воспитат. работы с населением по повышению его общей культуры. Она определяла воспитание как планомерное воздействие на подрастающее поколение с целью формирования гражданина. Не отрицая важную роль свободного проявления личностью своей индивидуальности, считала, что личностное начало призвано отражать в себе принципы и нормы обществ. устройства.
Под общим руководством К. коллективом науч.-пед. секции ГУСа были разработаны программы, позволившие сов. школе уже к нач. 30-х гг. обеспечить широкий обществ.-полит. кругозор и общее развитие учащихся. Шк. образование рассматривалось как единая система знаний, умений и навыков, тесно связанных с потребностями социально-полит. и культурного развития страны. При активном участии К. были проведены в 20-х — нач. 30-х гг. многочисл. пед. съезды, конференции, совещания. Редактировала пед. журн. «На путях к новой школе» (1922- 1933), публиковалась в «Нар. просвещении», «Нар. учителе», «Внешкольнике» и др. изданиях. В 1931—35 возглавляла Об-во педагогов-марксистов. Выступления К. отличались принципиальной постановкой вопроса, популярностью и доходчивостью. Статьи К., посвященные взглядам В. И. Ленина на просвещение, положили начало пед. лениниане.
Изучая проблемы шк. образования на рубеже 20—30-х гг., в политехнизме видела целостную систему, включающую в себя изучение науч. основ произ-ва, организацию труда, выработку умений и навыков работы с орудиями труда и воспитание черт и качеств, соответствующих потребностям индустриального производства.
С особым вниманием К. относилась к разработке теоретич. основ деятельности дет. и юношеских орг-ций. В брошюре «РКСМ ибойскаутизм» (1922) показала позитивные стороны методики скаути-нга и возможности ее использования дет. коммунистич. группами. В 1-й пол. 20-х гг. определила важнейшие принципы построения пионерской орг-ции: пионеры, проявляя себя в творчестве, общественно полезном труде, в обществ. активности, стремятся изменить жизнь к лучшему; атмосфера романтики, игры стимулирует эмоциональную сферу их деятельности.
С К. связано становление теории и практики дошк. воспитания. Семью рассматривала как первичную ячейку общества, воспитывающую будущих граждан. К важным пед. принципам образования взрослых К. относила единство и взаимосвязь воспитат. влияний, выражавшиеся в систематичности, непрерывности, планомерности, всесторонности развития; взаимодействие всех средств воспитат. воздействия.
В подготовке учителя К. считала основным связь пед. теории и практики, ориентацию на политехн. обучение и трудовое воспитание учащихся.
Мировоззрению К. в 20-е гг. были свойственны переоценка роли труда в образовании, превышение значения классовых интересов над демократическими и общечеловеческими в оценке пед. явлений, нетерпимость к пед. инакомыслию и расхождению с марксистской идеологией. В нач. 30-х гг. К. пыталась противодействовать адм.-командной системе, бороться с разжиганием классовой борьбы в уч. заведениях, выступала против исключения из школ детей, родители к-рых были репрессированы. В 1-й пол. 30-х гг. руководство партии начало кампанию по вытеснению К. из Наркомпроса. К. была вынуждена ограничиться разработкой вопросов библиотечного дела. Во 2-й пол. 30-х гг. продолжала пропагандировать ленинское наследие в области нар. образования как противовес сталинизму. Обращалась с письмами в ЦК партии (1936- 1939), в к-рых выступала против ослабления трудового воспитания и общественно полезной работы учащихся. Пед. наследие К. не изучено в полной мере.
Соч.: Пед. соч., т. 1—11, М., 1957—63; Пед. соч., т. 1—6, М., 1978—80.
Лит.: Руднева Е. И., Пед. система Н. К. Крупской, М., 1968; Пед. взгляды и деятельность Н. К. Крупской, под ред. Н. К. Гончаровой, М., 1969; Л и т в и н о в С. А., Н. К. Крупская. Жизнь, деятельность, пед. идеи, К., 1970; О Н. Крупской. Воспоминания, очерки, статьи современников, М., 1988; Н. К. Крупская. Библиография трудов и лит-ры о жизни и деятельности, [кн. 1—2], М., 1969—73. М. В. Богуславский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия