КРАЕВСКИЙ Володар Викторович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КРАЕВСКИЙ Володар Викторович (р. 1926)
д-р педагогических наук (1978), профессор (1986), действительный член РАО (1993; член-корреспондент с 1982; Отделение философии образования и теоретической педагогики; с 1993 академик-секретарь).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КРАЕВСКИЙ Володар Викторович
р. 23.7.1926, Самара), педагог, акад. РАО (1993, ч.-к. АПН СССР с 1982), д-р пед. наук (1978), проф. (1986). В 1950 окончил Куйбышевский пед. ин-т. С 1948 на науч.-пед. работе. В 1958—62 ред. журн. «Иностр. язык в школе», в J962—66 — в изд-ве «Просвещение». С 1966 в НИИ ОП АПН (с 1970 зав. лабораторией), с 1993 акад.-секретарь Отделения философии образования и теоретич. педагогики РАО. Труды в области методологии и теории педагогики, дидактики, методики преподавания иностр. языков в ср. школе. Разработал концепцию связи пед. науки и практики, методол. рефлексии в науч. и уч. работе, соотношения педагогики с др. науками; описал систему методол. характеристик пед. исследования и его логику. В трудах по дидактике наметил состав, функции, структуру, методол. условия науч. обоснования обучения, к-рое представил как способ реализации опережающей функции науки по отношению к пед. практике. Рассматривая содержание общего ср. образования как модель требований общества к образованию, раскрыл методол. основы построения и гл. проблемы его теории, определил принципы и уровни его формирования: уровень общего теоретич. представления, учебного предмета, уч. материала, процесса обучения и структуры личности. Предложил общепед. и дидактич. характеристики целостного уч.-воспитат. процесса и принципы его построения.
Соч.: Внеклассная работа по иностр. языкам в школах-интернатах, Ми964 (соавт.); Проблемы науч. обоснования обучения, М., 1977; Соотношение пед. науки и пед. практики, М., 1977; Теоретич. основы содержания общего ср. образования, М., 1983 (соред. и соавт.); Теоретич. основы процесса обучения в сов. школе, М., 1989 (соред. и соавт.).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

КРАЕВСКИЙ Володар Викторович
родился 23 июня 1926 г. в г. Самаре. В 1950 г. окончил Куйбышевский пединститут. Доктор педагогических наук с 1978 г., профессор с 1986 г. 1948–1954 гг. – учитель, инспектор-методист; 1958–1966 гг. – редактор издательства «Просвещение»; 1966–1984 гг. – научный сотрудник, зав. лабораторией общих проблем дидактики НИИ общей педагогики АПН СССР; 1984–1993 гг. – зав. кафедрой педагогики Института переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров АПН СССР (РАО); с 1993 г. по настоящее время – академик- секретарь Отделения философии и теоретической педагогики Российской академии образования.
Научно-организационная деятельность Краевского В.В. в течение многих лет была направлена на объединение усилий педагогов-исследователей в решении проблем методологии педагогики, дидактики, теоретических и практических задач дополнительного педагогического образования.
Краевский В.В. разработал концепцию методологии педагогики как системы знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также системы деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных исследований. Обосновал системное представление о связи педагогической науки и практики, в котором главными структурными элементами выступают педагогические закономерности и принципы, о методологической рефлексии в научной и учебной работе, о соотношении педагогики с другими науками. Раскрыл специфику методологических характеристик педагогического исследования и выявил его логику.
Главными составляющими созданной Краевским В.В. концепции формирования педагогической теории являются: общие характеристики теоретического знания в его специфике по отношению к другим видам педагогического знания; определение научного статуса педагогики среди других наук, в том или ином отношении изучающих образование; условия, которые следует соблюдать при формировании педагогической теории, выступающие как основания такого формирования; способы целенаправленного формирования теоретического знания в контексте педагогического исследования и оценки его качества.
Рассматривая содержание общего среднего образования как модель требований общества к образованию и как содержательную сторону процесса становления личности в контексте обучения, раскрыл методологические основы построения и главные проблемы его теории. Им определены принципы и уровни формирования содержания образования: уровень общего теоретического представления, учебного предмета, учебного материала, процесса обучения, структуры личности. Предложены характеристики целостного учебно- воспитательного процесса и принципы его построения.
Осмысление проблем, возникающих в ходе этой работы, привело к разработке Краевским В.В. общетеоретических и нормативных оснований повышения квалификации научно- педагогических кадров. Среди них – выделенные им функции, которые реализует преподаватель-исследователь по отношению к педагогической науке, выступающей как методическая опора в его практической деятельности, как область исследований и как объект преобразования в учебном курсе.Как руководитель комплексной исследовательской программы отделения философии образования и теоретической педагогики Краевский В.В. координирует работу ученых, занимающихся фундаментальными исследованиями в этой области по концептуальному и проектировочному освоению различных аспектов и разделов образования.
Краевским В.В. опубликовано в нашей стране и за рубежом более 200 научных работ по вопросам педагогики.
Соч.: Проблемы научного обоснования обучения. – М., 1977; Теоретические основы содержания общего среднего образования (соредактор и соавтор). – М., 1983; Теоретические основы процесса обучения в советской школе (соредактор и соавтор). – М., 1989; Методология педагогического исследования. – Самара, 1994; Повышение квалификации педагога – что это значит сегодня. – Бийск, 1996; Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? – Волгоград, 1996.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.