КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
Коррекционно-развивающее обучение
форма дифференциации образования в общеобразовательной школе для оказания помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школьной жизни. Наиболее эффективно реализуется при создании специальных классов, входящих в систему специальных (коррекционных) образовательных учреждений, относящихся к VII виду, – для детей с разными формами задержки психического развития. Коррекционно-развивающее обучение обеспечивает взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социальнотрудового направлений педагогической деятельности.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
ОБУЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ
форма дифференциации образования в общеобразовательной школе для оказания помощи детям с трудностями в обучении и адаптации в школьной жизни. Наиболее эффективно реализуется при создании специальных классов О. к.-р., входящих в систему специальных (коррекционных) образовательных учреждений, относящихся к VII виду, – для детей с разными формами психического развития (см. школы коррекционные). О. к.-р. обеспечивает взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений педагогической деятельности (см. Коррекционно-воспитательная работа, Педагогика коррекционная) (Педагогический энциклопедический словарь. – М., [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Dictionary.fio.ru). В. И. Галака
Источник: Глоссарий современного образования.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ (КРО)
форма дифференциации образования в общеобразовательной школе для оказания помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школьной жизни. Наиболее эффективно реализуется при создании специальных классов КРО, входящих в систему специальных (коррекционных) образовательных учреждений, относящихся к VII виду, - для детей с разными формами задержки психического развития (ЗПР). КРО обеспечивает взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений педагогической деятельности. В процессе КРО специалисты психолого-медико-педагогического консилиума школьного ведут динамическое наблюдение за достижениями каждого ребенка, что позволяет решать вопрос о переводе учащихся из классов КРО на массовые формы обучения после окончания 1-2-го классов или начальной школы. Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана. Вводятся дополнительные предметы (ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика и др.), которые обеспечивают максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повышают двигательную активность, корригируют эмоциональный тонус, формируют осн. этапы учебной деятельности (в т.ч. ориентировочный, самоконтроля и самооценки), улучшают мотивацию познавательной деятельности. Фронтальное КРО, осуществляемое учителем на уроках, позволяет обеспечить усвоение учебного материала на уровне образовательного стандарта начальной школы. Проверка и оценка работы учащихся проводится по вариативным программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VII вида) и классов КРО (1996, 2000). Коррекционные занятия могут иметь как общеразвивающие цели (повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики), так и предметную направленность (подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов и др.). Значительное место занимают также логопедические занятия для детей с нарушениями речи (см.Логопедия). Взаимодействие дошкольных и школьных образовательных учреждений, Психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), центров психолого-социальной помощи и других позволяет без увеличения сроков пребывания ребенка в школе выбирать оптимальный путь для его обучения и коррекции нарушений развития. Решающую роль имеет раннее выявление, диагностика и профилактика возникновения школьных проблем. (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 128-129) См. также Коррекция,Логопедия, Специальные (коррекционные) образовательные учреждения .29
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
восстановление пробелов в общеличностном и интеллектуальном развитии обучаемых и обеспечение необходимых предпосылок для их профессионального становления.
Особенности К.-р.о. в следующем. Осуществляется синтез процессов коррекции, развития, социального формирования и адаптации. Коррекция предполагает систему педагогических, психологических и медицинских мер, направленных на устранение отклонений в психическом и общеличностном развитии. В процессе коррекции происходит изменение негативных установок и мотивации на позитивные, пассивной позиции в деятельности – на активную, а также снимается тревожность, неуверенность, закомплексованность. В ходе коррекции происходит компенсация временно утраченных резервов личности и функций, т.е. восстановление, перестройка или замещение. Их несформированность тормозит профессиональное и общеличностное становление.
Факторами продуктивности К.р.о. являются: прогнозируемый результат, гуманистический характер коммуникации, активные формы взаимодействия участников образовательного процесса, а также продуктивные технологии отбора содержания учебного материала и организации деятельности обучаемых. Преподаватели прогнозируют качественный результат. Он трехуровневый: стратегический, локальный и оперативный (конкретный). Стратегический результат прогнозируется преподавательским составом как структура личности выпускника, в которую включается четыре компонента: профессиональная направленность личности, нравственная устойчивость, готовность к профессиональному творчеству и готовность к профессиональному саморазвитию после окончания учебного заведения. Локальный результат – часть стратегического, который формирует предпосылки для движения к основному результату (включая кооррекцию личности) на материале конкретной изучаемой дисциплины. Оперативный (конкретный) результат прогнозируется преподавателем на материале изучения одной крупной темы. Структурой оперативного (конкретного) результата является достижение: а) психологических новообразований (в мышлении, памяти, внимании, воображении, мотивации, установках и т.д.), б) системы профессиональных знаний (компетентности), навыков и умений, в) изменения позиции в деятельности (с пассивной на активную) и психического состояния (преодоление неуверенности). К этому результату преподаватель стремится в работе с каждым обучаемым.
В основе К.-р.о. лежит идея целостности, проявляющаяся в целостности образовательной системы, которая под воздействием продуктивных факторов становится саморазвивающейся. В ситуацию коррекции и развития ставятся одновременно и преподаватель, и обучаемые. При этом все начинается с самокоррекции и саморазвития преподавателя, который снимает с себя стереотипы традиционной системы профессиональной подготовки под влиянием внутреннего противоречия, которое возникает между необходимостью решать появившиеся более сложные задачи в профессиональной подготовке и отсутствием возможности это сделать традиционной системой обучения. В результате преподаватель ощущает внутренний конфликт, вследствие которого происходит дезориентация в традиционных подходах к профессиональному обучению, снимаются стереотипы, и он начинает искать продуктивные пути решения акмеологических задач. В процессе самокоррекции гуманизируются главные дидактические отношения «преподаватель – обучаемые». Педагог интенсивно развивает в себе эмпатические качества и коммуникативные способности, чутье на психическое состояние обучаемых, пытается поставить себя на их место, чтобы понять их проблемы.
Целостность продуктивной педагогической системы в условиях К.-р.о. выражена также в системе специфических принципов, на которых оно строится (кроме известных дидактических принципов). К ним относятся: принцип экологической (лечебной) направленности обучения (снимающий тревогу и сохраняющий психическое здоровье), принцип опережающего обучения, принцип природосообразности, принцип преемственности в обучении и развитии, принцип интенсификации обучения, принцип дифференцированного подхода. Эти принципы взаимосвязаны и выражают требования к осуществлению общего и профессионального развития с учетом коррекции, компенсации и социальной адаптации личности обучаемого. В этих принципах выражены следующие функции К.-р.о.: образовательная, развивающая, воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая и адаптационная.В основе технологии К.-р.о. лежит решение преподавателем разных типов акмеологических задач, связанных с проблемами обучаемых.
Можно выделить три класса этих задач: мотивационно-ценностные (через решение которых преподаватель усиливает профессиональную направленность личности обучаемых и приобщает их к гуманистическим ценностям); пропедевтические или развивающие (помогающие преподавателю предупредить возможность отставания в общем и профессиональном развитии обучаемых) и коррекционные (решение которых направлено на преодоление пробелов и проблем в профессиональном обучении и развитии молодых специалистов).
Вершина профессионализма преподавателя в К.-р.о. характеризуется инновационным характером профессиональной деятельности, продуктивным (качественным) результатом в профессиональной подготовке учащихся и духовным влиянием его личности на обучаемых.
Лит.: Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. – СПб., 1995; Тарасова В.Н. Методологические основы повышения качества образовательного процесса / В кн.: «Акмеология». Материалы научной сессии. – СПб., 1997; Коржова Е.Ю. Психология адаптации педагогов к профессиональной деятельности. – СПб., 1996; Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. – М., 1996.
В.Н. Тарасова
Особенности К.-р.о. в следующем. Осуществляется синтез процессов коррекции, развития, социального формирования и адаптации. Коррекция предполагает систему педагогических, психологических и медицинских мер, направленных на устранение отклонений в психическом и общеличностном развитии. В процессе коррекции происходит изменение негативных установок и мотивации на позитивные, пассивной позиции в деятельности – на активную, а также снимается тревожность, неуверенность, закомплексованность. В ходе коррекции происходит компенсация временно утраченных резервов личности и функций, т.е. восстановление, перестройка или замещение. Их несформированность тормозит профессиональное и общеличностное становление.
Факторами продуктивности К.р.о. являются: прогнозируемый результат, гуманистический характер коммуникации, активные формы взаимодействия участников образовательного процесса, а также продуктивные технологии отбора содержания учебного материала и организации деятельности обучаемых. Преподаватели прогнозируют качественный результат. Он трехуровневый: стратегический, локальный и оперативный (конкретный). Стратегический результат прогнозируется преподавательским составом как структура личности выпускника, в которую включается четыре компонента: профессиональная направленность личности, нравственная устойчивость, готовность к профессиональному творчеству и готовность к профессиональному саморазвитию после окончания учебного заведения. Локальный результат – часть стратегического, который формирует предпосылки для движения к основному результату (включая кооррекцию личности) на материале конкретной изучаемой дисциплины. Оперативный (конкретный) результат прогнозируется преподавателем на материале изучения одной крупной темы. Структурой оперативного (конкретного) результата является достижение: а) психологических новообразований (в мышлении, памяти, внимании, воображении, мотивации, установках и т.д.), б) системы профессиональных знаний (компетентности), навыков и умений, в) изменения позиции в деятельности (с пассивной на активную) и психического состояния (преодоление неуверенности). К этому результату преподаватель стремится в работе с каждым обучаемым.
В основе К.-р.о. лежит идея целостности, проявляющаяся в целостности образовательной системы, которая под воздействием продуктивных факторов становится саморазвивающейся. В ситуацию коррекции и развития ставятся одновременно и преподаватель, и обучаемые. При этом все начинается с самокоррекции и саморазвития преподавателя, который снимает с себя стереотипы традиционной системы профессиональной подготовки под влиянием внутреннего противоречия, которое возникает между необходимостью решать появившиеся более сложные задачи в профессиональной подготовке и отсутствием возможности это сделать традиционной системой обучения. В результате преподаватель ощущает внутренний конфликт, вследствие которого происходит дезориентация в традиционных подходах к профессиональному обучению, снимаются стереотипы, и он начинает искать продуктивные пути решения акмеологических задач. В процессе самокоррекции гуманизируются главные дидактические отношения «преподаватель – обучаемые». Педагог интенсивно развивает в себе эмпатические качества и коммуникативные способности, чутье на психическое состояние обучаемых, пытается поставить себя на их место, чтобы понять их проблемы.
Целостность продуктивной педагогической системы в условиях К.-р.о. выражена также в системе специфических принципов, на которых оно строится (кроме известных дидактических принципов). К ним относятся: принцип экологической (лечебной) направленности обучения (снимающий тревогу и сохраняющий психическое здоровье), принцип опережающего обучения, принцип природосообразности, принцип преемственности в обучении и развитии, принцип интенсификации обучения, принцип дифференцированного подхода. Эти принципы взаимосвязаны и выражают требования к осуществлению общего и профессионального развития с учетом коррекции, компенсации и социальной адаптации личности обучаемого. В этих принципах выражены следующие функции К.-р.о.: образовательная, развивающая, воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая и адаптационная.В основе технологии К.-р.о. лежит решение преподавателем разных типов акмеологических задач, связанных с проблемами обучаемых.
Можно выделить три класса этих задач: мотивационно-ценностные (через решение которых преподаватель усиливает профессиональную направленность личности обучаемых и приобщает их к гуманистическим ценностям); пропедевтические или развивающие (помогающие преподавателю предупредить возможность отставания в общем и профессиональном развитии обучаемых) и коррекционные (решение которых направлено на преодоление пробелов и проблем в профессиональном обучении и развитии молодых специалистов).
Вершина профессионализма преподавателя в К.-р.о. характеризуется инновационным характером профессиональной деятельности, продуктивным (качественным) результатом в профессиональной подготовке учащихся и духовным влиянием его личности на обучаемых.
Лит.: Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. – СПб., 1995; Тарасова В.Н. Методологические основы повышения качества образовательного процесса / В кн.: «Акмеология». Материалы научной сессии. – СПб., 1997; Коржова Е.Ю. Психология адаптации педагогов к профессиональной деятельности. – СПб., 1996; Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. – М., 1996.
В.Н. Тарасова
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.