Коррекционная педагогика

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОРРЕКЦИОННАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) ПЕДАГОГИКА
наука о воспитании и обучении детей с различными отклонениями в развитии.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Коррекционная педагогика
теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

Коррекционная педагогика
отрасль педагогики, изучающая основные виды нарушения в психофизическом развитии детей дошкольного, младшего школьного и школьного возраста; рассматривающая особенности коррекционного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии интеллекта, речи, с задержками психического и интеллектуального развития.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ПЕДАГОГИКА КОРРЕКЦИОННАЯ
(коррекция – исправление, правка) – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специальных индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Коррекционная педагогика
лат. – исправление, улучшение) – ветвь педагогического знания, изучающая вопросы теории и практики преодоления или ослабления недостатков психического, физического или умственного развития детей. Коррекционная педагогика имеет дело с аномальными детьми, способствуя исправлению их конкретных недостатков посредством специально построенной технологии коррекционно-развивающего обучения, коррекционных игр, с помощью использования медицинских и психологических средств, создания комфортности обучения. Коррекционная педагогика способствует дифференциации и индивидуализации обучения детей с проблемами.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Коррекционная педагогика
особая область педагогики, которая изучает проблемы воспитания и обучения детей с различными нарушениями в психофизическом развитии. Становление данной педагогики происходило в рамках дефектологии. Исторически первыми возникли такие направления, как сурдопедагогика, тифлопедагогикаи олигофренопедагогика.За столетия своего существования коррекционная педагогика значительно расширила область своего применения. На современном этапе она обращена не только к детям с нарушенным слухом, зрением,интеллектом, но и к детям с нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями двигательными,ранним детским аутизмом, сложными нарушениями и др.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ПЕДАГОГИКА КОРРЕКЦИОННАЯ
как научное понятие П. к. в современной педагогической науке обрела официальный статус совсем недавно (Г. Ф. Кумарина, 1988). П. к. охватывает область психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, имеющих не резко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении. Курс «Коррекционная педагогика», изучаемый в педагогических вузах, в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования, призван подготовить студентов к работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении (Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Рос. энцикл., 1993. – 608 с. – Т. 1: А–М. –1993. – С. 471–472). О. В. Мушинская

Источник: Глоссарий современного образования.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
область педагогической науки, в которой рассматриваются психофизиологические особенности развития детей с физическими и психическими недостатками, пути и средства компенсации различного рода дефектов в умственном и физическом развитии. Разрабатывает общие основы системы обучения и воспитания, социализации и адаптации детей и взрослых к жизни, их включения в производственную деятельность. В ходе развития выделились ее собственные области: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная педагогика, сурдо- и тифлотехника. Изучает проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, а также со сложными дефектами-слепота и умственная отсталость, слепоглухонемота и др.). См. КОРРЕКЦИОННЫЕ КЛАССЫ.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
(лат. сorrection – исправление, поправка и педагогика) — педагогическая наука, занимающаяся изучением особенностей психического и физического развития детей с различными отклонениями в развитии, их воспитанием, образованием и обучением.
Как целостная наука К. п. сложилась в результате развития и сближения ее отдельных отраслей, установления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании детей с различными видами нарушений. Так, в процессе развития науки выделились самостоятельные области: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, изучающие закономерности обучения и воспитания различных категорий детей (слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, умственно отсталых, детей с нарушениями речи, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, а также детей со сложными нарушениями и др.).

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

КОРРЕКЦИОННАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) ПЕДАГОГИКА
особая область педагогики, которая изучает проблемы воспитания и обучения детей с различными нарушениями в психофизическом развитии. Становление К.(с.)п. происходило в рамках дефектологии. Исторически первыми возникли такие направления К.(с.)п., как сурдопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика. За столетия своего существования К.(с.)п. значительно расширила область своего применения. На современном этапе она обращена не только к детям с нарушенным слухом, зрением, интеллектом, но и к детям с нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями двигательными, ранним детским аутизмом, сложными нарушениями и др. К.(с.)п. разрабатывает содержание, методы и организационные формы специального обучения, способные обеспечивать поступательное культурное развитие ребенка, предупреждение и коррекцию вторичных по своей природе отклонений в психическом развитии (см.Развитие психическое). К.(с.)п. направлена на выявление педагогических условий, необходимых для достижения ребенком с нарушением в развитии максимально возможного уровня психического развития, образованности и интеграции в социум. Центральной проблемой К.(с.)п. является проблема передачи ребенку с любым нарушением в развитии того социального и культурного опыта человечества, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий и "обходных путей" обучения, специфичных средств, методов педагогического воздействия. За время своего существования К.(с.)п. выработала и продолжает накапливать "обходные пути" и специфичные средства преодоления трудностей обучения детей с различной степенью выраженности нарушений в развитии и временем их появления. Например, положительный опыт сформировался в процессе обучения глухих, слабослышащих, позднооглохших детей. Достижением современной К.(с.)п. является разработка научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни) педагогического выявления детей с подозрением на снижение слуха, ранней аудиолого-педагогической диагностики, содержания, методов, форм организации комплексной медико-психолого-педагогической помощи, позволяющей добиваться качественно иного уровня психического развития детей с нарушенным слухом на ранних этапах онтогенеза, максимально возможной нормализации темпа и хода их психического развития в дошкольном и школьном возрастах. На базе достижений в сурдопедагогике раннего возраста современная К.(с.)п. интенсивно развивает научные основы системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления детей с различными нарушениями в развитии и ранней комплексной медико-психолого-педагогической помощи. Результаты и перспективы данного направления исследований свидетельствуют о начале принципиально нового этапа развития К.(с.)п., на котором становится неизбежным переосмысление сложившихся в данной области научного знания представлений о содержании, методах и формах организации воспитания и обучения детей с различными нарушениями в развитии. См. также Кащенко В.П., Олигофренопедагогика, Развитие психическое, Специальная педагогика .1

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.29 мб

ИННОВАЦИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Воронина И.И., Комарова С.Н.
В статье излагается опыт работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями по формированию коммуникативных моделей поведения и социализации через использование коммуникативной игры, реализуемой на базе реабилитационного
Читать PDF
235.13 кб

Основная часть педагогики - коррекционная педагогика

Смальченко Наталья Федоровна
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью выявления и преодоления (исправления) недостатков в развитии личности ребенка, помощи ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социуме.
Читать PDF
131.10 кб

Актуальные проблемы фонологии в коррекционной педагогике

Ларина Елена Анатольевна, Репина Зоя Алексеевна
В статье раскрываются фонологические основы подготовки детей с нарушениями речи к обучению письму и чтению.
Читать PDF
100.66 кб

Коррекционная (специальная) педагогика: развитие традиций

Кукушкина О. И.
Читать PDF
1.08 мб

Генезис и развитие коррекционного направления в педагогике

Е. Н. Михайлова
Читать PDF
480.18 кб

Открытое письмо. Коррекционная педагогика и пираты ХХI века

Читать PDF
205.13 кб

Использование компьютерных технологий в коррекционной педагогике

Маркулис С. Р., Ивлева И. В., Ляшенко С. В.
Читать PDF
148.25 кб

Воспитательный потенциал учебного курса "Коррекционная педагогика"

Пушкина Н. М.
Читать PDF
262.46 кб

Вальдорфская педагогика и дети, нуждающиеся в коррекционном обучении

Дамовска Лена
В первой половине ХХ века Рудольф Штайнер, идеологический создатель вальдорфской педагогики, представил свою философию образования полную воспитательнообучающую систему, предназначенную для дошкольного, начального и среднего образ
Читать PDF
738.47 кб

Развитие представлений о норме в философии и коррекционной педагогике

Линьков В.В.
В статье показаны различия мнений исследователей по вопросу о существенных признаках нормы индивидуального развития, выявлены затруднения в определении понятия нормы, исследованы причины этих затруднений, проанализировано явление
Читать PDF
236.62 кб

Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике

Юшина Светлана Николаевна
Актуальность проблемы использования коррекционно-развивающих игр в процессе обучения детей с нарушением интеллекта обусловлена современной ситуацией в специальном образовании, стимулирующей педагогов к разработке приёмов и методов
Читать PDF
7.61 мб

Генезнс проблемы общения умственно отсталых детей в коррекционной педагогике и психологии

Омарова Патимат Омаровна
В статье рассматривается становление проблемы общения умственно отсталых школьников в истории отечественной олигофенопедагогики и олигофренопсихологии с середины XIX в. до наших дней.
Читать PDF
63.00 кб

Реабилитационная деятельность российских библиотек в контексте развития коррекционной педагогики

Матвеева Елена Олеговна
Статья посвящена реабилитационной деятельности российский библиотек. Особенности библиотечного обслуживания читателей-инвалидов рассматриваются в контексте развития отечественной коррекционной педагогики.
Читать PDF
308.94 кб

Коррекционная педагогика на пути к освоению новых методов эффективной компенсации утраченных функций

Шеповальников Александр Николаевич
В статье приводятся сведения о новых достижениях современной нейрофизиологии, связанных с изучением пластичности мозга и возможностями использования нейропластичности для решения задач коррекционной педагогики.
Читать PDF
331.54 кб

Виртуальные инструменты формирования профессиональных компетенций в области коррекционной педагогики

И.И. Кукушкин