КОРФ Николай Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

КОРФ Николай Александрович
(2 июля 1834 г. – 13 ноября 1883 г.) – русский педагог и методист, прогрессивный деятель народного образования. Принимал активное участие в работе земства. Как председатель уездного училищного совета г. Александровска (Запорожье) (1867–1872), вложил много сил в создание и развитие сети начальных земских школ, пропагандировал опыт создания воскресных повторительных школ. Был крупным методистом начального обучения, автором методики учебной работы в однокомплектной школе (работа учителя одновременно с тремя классами), автором книги для чтения «Наш друг», получившей широкое распространение в начальной школе.
Корф Н.А. – сторонник обучения и воспитания, связанного с жизнью. Он требовал, чтобы общеобразовательные предметы знакомили ученика с окружающей природой, хозяйственной жизнью города и деревни, однако резко выступал против подмены общеобразовательных знаний ремесленной подготовкой. Понимая роль и значение профессионального образования, считал, что оно должно строиться на базе общеобразовательной школы. Корф Н.А. выступал пропагандистом трудового обучения как в начальной, так и в других типах школ, доказывал необходимость создания ремесленных мастерских при школах. Трудовое обучение он рассматривал как важное средство гармоничного развития молодого человека и как необходимое условие его подготовки к жизни.
Из архивных материалов Центрального музея ПТО РФ

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

КОРФ Николай Александрович
барон [2(14).7.1834, Харьков, — 13(25).11.1883, с. Нескучное, ныне Донецкой обл.], педагог и методист, земский деятель. По окончании Александровского лицея (1854) на гос. службе. С 1856 в отставке, в своем имении Нескучное. Активный участник земского движения: с 1867 член, а затем пред, уездного училищного совета в Алек-сандровске (ныне Запорожье). Применительно к нуждам рус. крестьянства создал тип одноклассной сел. земской школы с 3-годичным сроком обучения. Детально разработал методику ведения занятий одним учителем одновременно в 3 отделениях школы. Специально для сел. школы написал уч. книгу «Наш друг» (1871), содержавшую практич. советы и в меньшей степени общеразвивающий материал, к-рая явилась дополнением к «Родному слову» К. Д. Ушинского. К. сам устраивал школы, инспектировал их, обучал учителей, давал образцовые уроки, защищал интересы нар. школы в печати. За время деятельности К. в Александровском земстве (1867—72) и уезде было открыто ок. 100 школ. Тип сел. школы, созданной К., распространился в др. земских губерниях, в практике школы широко применялась его уч. книга. К. подчеркивал, что успех нар. школы зависит прежде всего от личности учителя. Был инициатором (1867) съездов-курсов для учителей нар. школ, организатором учительских б-к. Издаваемые К. «Отчеты Александровского уездного училищного совета» (в. 1—5) освещали организацию совета, обязанности его членов и попечителей школ, порядок открытия нар. уч-щ и их программы, планы шк. зданий и мн. др., оказывая существенную помощь учителям. Разрабатывая принципы нар. школы, указывал, что множеству нац. типов населения необходимы соответствующие типы школ. Резко критиковал Положение о начальных нар. уч-щах 1874, не предусматривавшее вариативности типов нач. школы. Требовал обучения на родном языке учащихся.
Деятельность К. вызвала враждебное отношение со стороны реакц. кругов; в 1872 на земских выборах он был забаллотирован и уехал за границу; в 1880 вернулся в Россию. В последние годы жизни энергично пропагандировал идею повторительных воскресных школ, в задачу к-рых входило закрепление знаний бывших учеников нач. школы.
Поч. ч. Петерб. пед. об-ва (1870), Моск. к-та грамотности (1871). Награжден золотой медалью Петерб. к-та грамотности (1873).
Соч.: Земский вопрос. (О нар. образовании), СПБ, 1867; Наше шк. дело. Сб. статей по училищеведению, М., 1873; Рус. нач. школа. Руководство для земских гласных и учителей сел. школ, СПБ; Как обучать грамоте ребят и взрослых. Руководство к обучению грамоте по звуковому способу, СПБ; Руководитель для воскресных повторительных школ, СПБ, 1882; Наши пед. вопросы, т. 1—2, М., 1882—86; Из пережитого. Записки, «Рус. старина», 1884, № 3—5.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Похожие термины:

  • КОРФ Николай Александрович, барон

    педагог, методист, земский деятель. Применительно к нуждам русского крестьянства создал тип одноклассной сельской земской школы с 3-годичным сроком обучения. Разработал методику ведения занятия