Контекст

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОНТЕКСТ
относительно законченный отрывок устной или письменной речи (текста), в пределах которого наиболее точно выявляется значение входящих в него слов, выражений и т.д.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

КОНТЕКСТ
(лат. contextus – тесная связь, соединение) – законченный фрагмент текста или устной речи, обеспечивающий понимание и определение смысла входящих в него слов и фраз.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Контекст
это соединение, связь, относительно законченный письменный и устный отрывок, в пределах которого наиболее точно выявляется значение отдельных, входящих в него слов, выражений и т.д.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Контекст
лат. контэкстум - тесная связь) - законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Контекст
от лат. contextus — тесная связь, соединение) — обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных, входящих в ее состав, фрагментов (слов, выражений или отрывков текста).

Источник: Исследовательская деятельность

КОНТЕКСТ
от лат. contextus — тесная связь, соединение) — законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы; отсюда выражение: «понять по контексту».

Источник: Профессиональное образование. Словарь

КОНТЕКСТ
в психолингвистике) (от лат.contextus – тесная связь, соединение) – относительно законченный отрывок устной или письменной речи (текста), в пределах которого наиболее точно выявляется значение входящих в него слов, выражений и т.д. Для отдельного высказывания, слова или словосочетания, входящих в состав целостного текста, контекстом являются другие (предшествующие или последующие) высказывания или весь текст в целом. Отсюда выражение «понять по контексту» [24, c. 63; 67, c. 173; 80, c. 232].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

КОНТЕКСТ
(от лат. contextus – тесная связь, соединение). 1. Законченный в смысловом отношении отрезок письменной речи (текста), дающий возможность точно установить значение отдельно входящих в него слов или предложений. 2. Условия употребления данной языковой единицы в речи, языковое окружение, а в широком смысле – также ситуация речевого общения. 3. Средство семантизации лексики, раскрытие значения слова через содержание всего высказывания. С этой целью должен использоваться ясный и понятный К. («сильный» семантизирующий К.), исключающий неоднозначность понимания семантизируемой единицы.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Контекст
(от латинского contextus – связь, сцепление) – первичное относительно литературного произведения «семантическое поле, в котором протекает онтологическое бытие и осуществляется рецепция художественного текста» (Ю. Борев). Поскольку для понимания художественного произведения чрезвычайно важным является осмысление факторов, обусловивших его создание, изучение литературного произведения в школе должно быть контекстным. В рамках организации и осуществления литературного образования учащихся выделяем основные виды контекста: биографический, литературоведческий, культурологический и личностно-значимый [9]. В.Г.

Источник: Методика преподавания литературы.

КОНТЕКСТ
(от лат. contextus — ‘сплетённое, сотканное, связанное воедино’) — связанность элементов некоего фрагмента текста, речи, реальности; текстуальное окружение какой-л. языковой единицы, среда, фон. Это термин теории коммуникации, семантики, лингвистического анализа. Его значимость обусловлена явлениями вариативности, многозначности, потребностью создания окказиональных значений и смыслов, выразительных эффектов. Под К. понимается либо относительно законченная в смысловом отношении часть текста, не требующая дополнительных условий для понимания, интерпретации содержания всего фрагмента и значений входящих в его состав единиц (компоненты взаимообусловливают друг друга), либо — в лингвистике — компоненты текста, необходимые для однозначного восприятия той или иной единицы текста: грамматической формы, слова, словосочетания, фразы, — индикаторы тех или иных значений. К. может быть узким, — в пределах словосочетания, предложения. Максимально широкий, макроконтекст — весь текст. По месту расположения относительно рассматриваемой единицы различают левый и правый К. Также различают собственно лингвистический (лексический, грамматический, синтаксический), вербальный и невербальный (сопровождающие речь мимика, жесты, телодвижения и пр.), экстралингвистический К., или конситуацию (обстановка, время, место, участники речевого общения, их личности, отношения, намерения, стиль общения, предмет общения и т.д.). По функциям вербальный К. может быть разрешающим, поддерживающим, погашающим, компенсирующим, интенсифицирующим, диагностирующим, контрастирующим [Торсуева 1990; Ревзина 2003].
В процессе порождения текста К. формируется в соответствии со смыслом целого и значениями отдельных элементов, а в процессе восприятия или анализа позволяет понять заданный смысл и значения составляющих. Лексический К. способен скоррегировать грамматическую семантику. Напр., слово с семантикой прошедшего времени переводит форму настоящего времени глагола-сказуемого в сферу прошедшего (так называемое историческое настоящее, используемое для экспрессивной актуализации прошлых событий): Иду я вчера по набережной и вдруг слышу выстрел.Правый К. газетного заголовка «Звезду обидели до слёз» (АиФ. 2011. № 12) однозначно свидетельствует о том, что речь пойдёт не об астрономии. Известно, что есть лексические значения, закреплённые за определённым контекстом, напр., при семантической избирательности: можно говорить о карих глазах, глазах карего цвета, но только о коричневом платье. Семантика слов, словосочетаний в К. рассматриваемой единицы, не соответствующая её типичному словарному значению, сигнализирует о стилистическом К.: нестереотипном, ненормативном употреблении. На этом строятся все приёмы переносного, окказионального, комического, языковой игры в шутках, каламбурах, анекдотах и т.д. Напр.: Муж её в этот момент, отойдя в угол, деликатно материл штаб ПВО Москвы (В. Аксёнов. Москва — ква-ква). Наши чиновники — очень порядочные люди. С деньгами, машинами, жильём у них всё в большом порядке... ( АиФ. 2011. № 33). В устной речи этой цели служит и невербальный К. Классический пример: мама трусишке — сыну с соответствующей интонацией: «Да ты у меня герой!».
К. может быть и «вертикальным», парадигматическим, т.е. объединять разные, нелинейно расположенные отрезки текста. На этом основано явление «рамочного» прочтения заголовка с тематизирующей функцией. Первоначальное восприятие может значительно, а то и вовсе не совпадать с финальным по мере продвижения информации. Чеховская «Чайка» из мира пернатых в ходе пьесы ассоциируется с людским равнодушием, лишившим жизни прекрасное существо, а в финале раненная птица становится символом жизненной драмы героини («Я — чайка...»).
Умение выстраивать К., понимание его функций в соотнесённости с нормативной семантикой единиц языка — важная составляющая коммуникативной компетенции носителя языка.
Лит.: Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования): учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Л., 1981; Богданов К.А. Антропология контекста: к истории «общепонятных понятий» в филологии // НЛО, 2010. №102; Колшанский Г.В. Контекстная семантика. М., 1986; Мыркин В.Я. Типы контекстов. Коммуникативный контекст // ФН, 1978. №1; Ревзина О.Т. Контекст // РЯЭ. М., 1997; Торсуева И.Г. Контекст // Лингвистический энциклопедический словарь. М.,1990.
А.А. Бернацкая

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
195.63 кб

Поликультурные образовательные пространства как контекст формирования ценностно-смысловой сферы школ

Ларина Т. Н., Сапожникова И. С.
Читать PDF
149.89 кб

Культурный контекст информационной парадигмы современного образования

Иванкина Л. И.
С выделением науки в непосредственную производительную силу, ставшую решающим фактором и самосохранения, и развития общества, информация приобретает особое значение, что находит свое отражение в теоретических концепциях феномена н
Читать PDF
97.29 кб

Статус педагогических работников: историко-правовой контекст проблемы

Еремина Татьяна Ивановна
Одной из задач российского законодательства в сфере образования является четкое определение прав и обязанностей учителя, создание надлежащих условий для его плодотворной деятельности, правовой и социальной защищенности.
Читать PDF
1.16 мб

Социально-экономический контекст региональной системы образования республики Алтай

Темербекова А. А.
The article presents a description of natural, climatic, environmental, socio-economic peculiarities of Altai Republic and regards their influence on forming of the educational sphere of the region.
Читать PDF
379.83 кб

Этнолингвокультурологический контекст инклюзивного образования : постановка проблемы

Гончаров Сергей Александрович, Набок Игорь Леонтьевич
Читать PDF
85.49 кб

Орнамент. Восприятие, оценка и понимание. Знаковый текст и контекст

Смоляр А. И.
Читать PDF
69.40 кб

Изменение целей педагогической деятельности: контекст связи образования и качества жизни человека

Акулова О. В.
Читать PDF
254.54 кб

Развивающая среда и социально-культурная деятельность: контекст сущностного единения педагогики и ку

Ярошенко Николай Николаевич
Читать PDF
343.26 кб

Социокультурный и образовательный контекст возникновения вопроса полового воспитания детей в дискурс

Турутина Е. С.
В статье раскрывается социокультурный контекст возникновения полового вопроса для детей в русской педагогике.
Читать PDF
353.18 кб

Новый контекст функций организационной культуры образовательного учреждения в условиях инновационной

Асадчих Лидия Евгеньевна
В настоящее время организационная культура становится важным внутренним ресурсом развития образовательного учреждения.
Читать PDF
343.45 кб

Cоциальный контекст песни как средство формирования профессиональной компетентности учителя иностран

Воробьева Екатерина Владимировна
Актуальность проблемы развития профессиональной компетентности будущих учителей, как организаторов межкультурной коммуникации, обусловливается социальным заказом, недостаточной теоретической и практической разработанностью системы
Читать PDF
1.46 мб

Социально-психологический контекст профессиональной деятельности психолога образования

Исаева Н. И.
Читать PDF
0.00 байт

Образование - управляемый контекст социализации ребенка

Майер Алексей Александрович
Читать PDF
0.00 байт

Становление профессионального качества современного педагога (международный контекст)

Колесникова Ирина Апполоновна
Читать PDF
0.00 байт

Социальные коммуникации как контекст формирования межкультурной компетентности учащегося

Головяшкина М. А.
Статья посвящена проблеме взаимосвязи социальных коммуникаций и формирования межкультурной компетентности учащегося в образовательной среде национальной школы.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Контекст биографический

    семантическое поле, которое содержит информацию о жизни и творчестве писателя, теснейшим образом связанную с изучаемым произведением, историей его создания, творческим замыслом и путями его реал
  • Контекст культурологический

    культурное семантическое поле, в рамках которого возникает и эстетическим явлением которого становится художественное произведение, которое рассматривается как на «горизонтальном» (самодостат
  • Контекст личностно-значимый

    методическое обеспечение изучения литературного произведения, которое реализуется на основе учета возрастных особенностей учащихся, уровня их литературного развития, естественных склонностей
  • Контекст литературоведческий

    семантическое поле, в котором содержаться сведения о месте литературного произведения в творческом наследии писателя (историко-литературоведческий К.), раскрывается эстетическое своеобразие пр
  • Анализ герменевтический культурного медийного контекста

    hermeneutic analysis of cultural media context) – исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитори
  • КОНТЕКСТНАЯ РЕЧЬ

    законченная в смысловом отношении речь, в которой точно установлены значения каждого слова или предложения.
  • КОНТЕКСТНО-ВАРИАТИВНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ТЕКСТА

    такое чередование форм изложения в тексте, при котором сопряжение содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной информации реализуется в последовательностях, перемежающихся в корпу
  • ТЕОРИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Теория обучения, разработанная А. А. Вербицким (1991, 1999) и предполагающая такую организацию учебного процесса в высшей школе, при которой в различных формах учебной деятельности студента проводится
  • КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    Обучение, при котором занятия по языку ориентированы на конкретный вид речевой деятельности или сферу общения (бытовую, профессиональную и др.).
  • Контекстные показы

    Баннерные показы в поисковых системах, привязанные к определенным ключевым словам или словосочетаниям, по которым потенциальные клиенты могут найти сайт преподавателя или конкретный обучающий
  • Контекстный подход

    к изучению литературного произведения в школе предусматривает его восприятие и усвоение учащимися как эстетического феномена в рамках жизни и творчества писателя (биографический К.), в рамках ли
  • КОНТЕКСТНЫМ ОБУЧЕНИЕМ

    называется обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а
  • Контекстуальная педагогика

    лат. – тесная связь) – педагогическая теория, утверждающая целостность, неделимость реальной жизни человека и его обучения и воспитания. Обучение и воспитание, согласно контекстуальной педагоги
  • КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ ДОГАДКА

    Один из видов языковой догадки, основывающийся на определении значения слов через контекст.