Конспект
КОНСПЕКТ
особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста).
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Конспект
(Synopsis) одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваемого материала.
Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.
КОНСПЕКТ
(лат. conspectus обзор) связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваиваемого материала; состоит из плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
КОНСПЕКТ
(нем. Konspekt:, лат. сōnspectus – обзор, очерк) – краткое изложение или краткая запись чего-нибудь (ср. компендиум, реферат, тезис) (Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Рус. яз., 1998. – С. 349). Ж. Е. Потапова
Источник: Глоссарий современного образования.
Конспект
результат "схематизации" текста, членения на фрагменты различного объема, отбора значимых фрагментов и конструктивного соединения выбранных фрагментов (в том числе "ключевых слов") в рамках содержательного или формно-языкового умысла.
Источник: Методологический словарь для стратегов
Конспект
(от лат. konspektus – обзор) – сжатое письменное изложение печатной информации. Способствует накоплению реферативных знаний, развивает логическое мышление и совершенствует культуру речи учащихся. Используется в старшей и высшей школе. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
КОНСПЕКТ
краткое письменное изложение произведения, статьи, доклада, лекции, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснования фактами, цифрами, примерами. Конспектирование – один из способов активизации познавательной деятельности слушателей.
Конспект
сокращенная запись лекции, речи, какого-либо сочинения (научной работы) своими словами, цитатами, в виде тезисов. Творческий компонент сопровождается собственными мыслями, вопросами, сомнениями, рассуждениями. Конструктивный (генетический) метод - один из способов дедуктивного построения научных теорий. Основная задача конструктивного метода — последовательное конструирование (реально осуществляемое или возможное на основании имеющихся средств) рассматриваемых в формальной системе объектов и утверждений о них. Задание исходных объектов теории и построение новых осуществляется с помощью совокупности специальных операциональных (конструктивных) правил и определений.
Источник: Исследовательская деятельность
КОНСПЕКТ
(от лат. conspectus – обзор). Вид письменного сообщения; запись мыслей других лиц в свернутой, обобщенной форме, которая впоследствии служит базой для восстановления первонач. материала. В основе К. лежит аналитикосинтетическая переработка информации исходного текста. К. всегда меньше исходного текста, т. е. является компрессированным текстом (см. компрессия). Степень полноты К. зависит от цели автора: важные для него тексты конспектируются более подробно, а менее важные – кратко и выборочно. Конспектировать письменный текст можно цитатным способом (выписывая важные по смыслу фрагменты), способом перефразирования (передавая содержание в несколько измененном и сокращенном виде), способом переработки текста (передавая содержание своими словами). Последний способ считается наиболее трудным и наиболее полезным для развития речевой компетенции. Конспектирование устного текста происходит непосредственно во время его слушания (на лекции, на уроке), для чего требуется владение специальными навыками. В процессе конспектирования учащийся использует сокращения, как общепринятые (напр. – например), так и индивидуальные. С целью ускорения и упрощения записи применяются также математические символы и отдельные знаки стенографии.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
КОНСПЕКТ
особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста). Цель этой деятельности — выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной (для конспектирующего) информации. Письменная фиксация этой информации в форме не предназначенного для публикации вторичного текста избавляет составителя К. от необходимости повторно обращаться к первоисточнику. К. обладает признаками текста: тематическим, смысловым и структурным единством. Тематическое и смысловое единство К. выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с темой высказывания, заданной первоисточником, и с установкой пишущего (зафиксировать индивидуально важную информацию с возможным последующим восстановлением ее). В К. также вьщеляются структурно-смысловые части (в большинстве случаев даже оформленные графически), но выбор таких смысловых частей, как и их порядок, произволен. Связность не является обязательным признаком К., так как опущенные связи существуют в памяти пишущего, могут быть восстановлены при «развертывании» информации. К. классифицируют: — по объему (по степени сжатия): краткие, подробные (или раз вернутые) и смешанные. Для краткого К. отбираются лишь самыеважные положения, факты; в подробном К. фиксируются также доказательства выдвинутых положений, пояснения, иллюстративные материалы; смешанный К. предполагает совмещение того илидругого способа предъявления информации, но допускает изложение некоторых элементов первоисточника в виде пунктов плана,тезисов, схемы и т. п.; — по количеству перерабатываемых источников: монографические (составленные по одному источнику) и сводные (или обзорные, составленные по нескольким источникам на одну тему); — по степени эквивалентности первоисточнику: интегральный и селективный. Интегральный К. передает все основные положения и важнейшие смысловые связи, т. е. всю смысловую сетку первоисточника. Селективный К. включает отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражающие основных положений первоисточника. Селективный К. носит индивидуальный характер, отражает конкретные потребности составителя в той или иной информации. К. может быть составлен для личного пользования (для себя) и для других. Лит.: Кузнецова Л.М. Методика обучения иностранных учащихся конспектированию печатных текстов. — М., 1983; Павлова В.П. Обучение конспектированию. — М., 1989. В.Ю. Выборнова
КОНСПЕКТ
(от лат. conspectus — ‘обзор’) — вторичный речевой жанр научной сферы общения; представляет собой краткую запись другого — первичного — текста, устного (К. лекции, доклада) или письменного (К. книги, статьи).
К. не может быть точной записью текста (в отличие от стенограммы или расшифровки магнитофонной записи), он предполагает его обработку — выделение в нём текста и метатекста, главных положений и их доказательств, иллюстраций. Различение этих смысловых элементов текста автор К. отражает в его пространственной организации (поэтому, кстати, сам вид К. — показатель авторской культуры, компетентности).
Особенность К. — в совмещённости ролей: автор одновременно является адресатом конспектируемого текста и автором К. и — в будущем его же адресатом (читателем). Иначе говоря, К. пишется для самого себя, следовательно, в нём воплощается такой вид общения, как авто коммуникация.
Иногда К. публикуются — тогда их автокоммуникационная природа «зачёркивается», а известность автора конспектируемого текста делает К. документом, имеющим историческое значение. Так, напр., «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра, во многом определивший пути развития языкознания в XX веке, подготовлен к изданию не автором, а слушателями его лекций на основе их К.
Современная множительная техника и доступность её для учащейся молодежи, обилие текстов, выложенных в Интернете, делает жанр К. практически не востребованным в учебном процессе, что приводит к утрате навыков содержательного анализа изучаемых текстов. Возможно, в будущем К. окажется устаревшим жанром. Хотя К. может быть хорошим помощником в подготовке Рефератов (см.), курсовых и дипломных работ.
Иногда К. называют краткую запись содержания ещё не произнесённого текста, его программу в ходе подготовки к исполнению, напр., К. лекции, выступления. В этом значении конспект близок к такому жанру авто коммуникации, как наброски и Тезисы (см.).
Два жанра под одним названием, т.о., различаются временной перспективой: в первом случае конспектируемый текст в прошлом, во втором — в будущем. Второй случай расширяет сферу употребления жанра, включая публичные выступления не только научного, но и политического содержания.
Лит.: Вежбицка А. Метатекст в тексте // НЗЛ. Вып. 8. М., 1978; Выборнова В.Ю. Конспект; Конспектирование // Педагогическое речеведение: словарь-справочник. М., 1998; Равенский Ю.И.Тезисы и конспект // Развивайте дар слова: пособие для учащихся. М., 1982; Холодович А.А. О «Курсе общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977; Холодович А.А. О типологии речи // А.А. Холодович. Проблемы грамматической теории. Л., 1979.
Т В. Шмелёва
К. не может быть точной записью текста (в отличие от стенограммы или расшифровки магнитофонной записи), он предполагает его обработку — выделение в нём текста и метатекста, главных положений и их доказательств, иллюстраций. Различение этих смысловых элементов текста автор К. отражает в его пространственной организации (поэтому, кстати, сам вид К. — показатель авторской культуры, компетентности).
Особенность К. — в совмещённости ролей: автор одновременно является адресатом конспектируемого текста и автором К. и — в будущем его же адресатом (читателем). Иначе говоря, К. пишется для самого себя, следовательно, в нём воплощается такой вид общения, как авто коммуникация.
Иногда К. публикуются — тогда их автокоммуникационная природа «зачёркивается», а известность автора конспектируемого текста делает К. документом, имеющим историческое значение. Так, напр., «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра, во многом определивший пути развития языкознания в XX веке, подготовлен к изданию не автором, а слушателями его лекций на основе их К.
Современная множительная техника и доступность её для учащейся молодежи, обилие текстов, выложенных в Интернете, делает жанр К. практически не востребованным в учебном процессе, что приводит к утрате навыков содержательного анализа изучаемых текстов. Возможно, в будущем К. окажется устаревшим жанром. Хотя К. может быть хорошим помощником в подготовке Рефератов (см.), курсовых и дипломных работ.
Иногда К. называют краткую запись содержания ещё не произнесённого текста, его программу в ходе подготовки к исполнению, напр., К. лекции, выступления. В этом значении конспект близок к такому жанру авто коммуникации, как наброски и Тезисы (см.).
Два жанра под одним названием, т.о., различаются временной перспективой: в первом случае конспектируемый текст в прошлом, во втором — в будущем. Второй случай расширяет сферу употребления жанра, включая публичные выступления не только научного, но и политического содержания.
Лит.: Вежбицка А. Метатекст в тексте // НЗЛ. Вып. 8. М., 1978; Выборнова В.Ю. Конспект; Конспектирование // Педагогическое речеведение: словарь-справочник. М., 1998; Равенский Ю.И.Тезисы и конспект // Развивайте дар слова: пособие для учащихся. М., 1982; Холодович А.А. О «Курсе общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977; Холодович А.А. О типологии речи // А.А. Холодович. Проблемы грамматической теории. Л., 1979.
Т В. Шмелёва
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.