Конспект

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОНСПЕКТ
особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста).

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Конспект
(Synopsis) одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваемого материала.

Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.

КОНСПЕКТ
(лат. conspectus обзор) связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваиваемого материала; состоит из плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

КОНСПЕКТ
(нем. Konspekt:, лат. сōnspectus – обзор, очерк) – краткое изложение или краткая запись чего-нибудь (ср. компендиум, реферат, тезис) (Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Рус. яз., 1998. – С. 349). Ж. Е. Потапова

Источник: Глоссарий современного образования.

Конспект
результат "схематизации" текста, членения на фрагменты различного объема, отбора значимых фрагментов и конструктивного соединения выбранных фрагментов (в том числе "ключевых слов") в рамках содержательного или формно-языкового умысла.

Источник: Методологический словарь для стратегов

Конспект
(от лат. konspektus – обзор) – сжатое письменное изложение печатной информации. Способствует накоплению реферативных знаний, развивает логическое мышление и совершенствует культуру речи учащихся. Используется в старшей и высшей школе. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

КОНСПЕКТ
краткое письменное изложение произведения, статьи, доклада, лекции, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснования фактами, цифрами, примерами. Конспектирование – один из способов активизации познавательной деятельности слушателей.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Конспект
сокращенная запись лекции, речи, какого-либо сочинения (научной работы) своими словами, цитатами, в виде тезисов. Творческий компонент сопровождается собственными мыслями, вопросами, сомнениями, рассуждениями. Конструктивный (генетический) метод - один из способов дедуктивного построения научных теорий. Основная задача конструктивного метода — последовательное конструирование (реально осуществляемое или возможное на основании имеющихся средств) рассматриваемых в формальной системе объектов и утверждений о них. Задание исходных объектов теории и построение новых осуществляется с помощью совокупности специальных операциональных (конструктивных) правил и определений.

Источник: Исследовательская деятельность

КОНСПЕКТ
(от лат. conspectus – обзор). Вид письменного сообщения; запись мыслей других лиц в свернутой, обобщенной форме, которая впоследствии служит базой для восстановления первонач. материала. В основе К. лежит аналитикосинтетическая переработка информации исходного текста. К. всегда меньше исходного текста, т. е. является компрессированным текстом (см. компрессия). Степень полноты К. зависит от цели автора: важные для него тексты конспектируются более подробно, а менее важные – кратко и выборочно. Конспектировать письменный текст можно цитатным способом (выписывая важные по смыслу фрагменты), способом перефразирования (передавая содержание в несколько измененном и сокращенном виде), способом переработки текста (передавая содержание своими словами). Последний способ считается наиболее трудным и наиболее полезным для развития речевой компетенции. Конспектирование устного текста происходит непосредственно во время его слушания (на лекции, на уроке), для чего требуется владение специальными навыками. В процессе конспектирования учащийся использует сокращения, как общепринятые (напр. – например), так и индивидуальные. С целью ускорения и упрощения записи применяются также математические символы и отдельные знаки стенографии.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

КОНСПЕКТ
особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста). Цель этой деятельности — выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной (для конспектирующего) информации. Письменная фиксация этой информации в форме не предназначенного для публикации вторичного текста избавляет составителя К. от необходимости повторно обращаться к первоисточнику. К. обладает признаками текста: тематическим, смысловым и структурным единством. Тематическое и смысловое единство К. выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с темой высказывания, заданной первоисточником, и с установкой пишущего (зафиксировать индивидуально важную информацию с возможным последующим восстановлением ее). В К. также вьщеляются структурно-смысловые части (в большинстве случаев даже оформленные графически), но выбор таких смысловых частей, как и их порядок, произволен. Связность не является обязательным признаком К., так как опущенные связи существуют в памяти пишущего, могут быть восстановлены при «развертывании» информации. К. классифицируют: — по объему (по степени сжатия): краткие, подробные (или раз вернутые) и смешанные. Для краткого К. отбираются лишь самыеважные положения, факты; в подробном К. фиксируются также доказательства выдвинутых положений, пояснения, иллюстративные материалы; смешанный К. предполагает совмещение того илидругого способа предъявления информации, но допускает изложение некоторых элементов первоисточника в виде пунктов плана,тезисов, схемы и т. п.; — по количеству перерабатываемых источников: монографические (составленные по одному источнику) и сводные (или обзорные, составленные по нескольким источникам на одну тему); — по степени эквивалентности первоисточнику: интегральный и селективный. Интегральный К. передает все основные положения и важнейшие смысловые связи, т. е. всю смысловую сетку первоисточника. Селективный К. включает отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражающие основных положений первоисточника. Селективный К. носит индивидуальный характер, отражает конкретные потребности составителя в той или иной информации. К. может быть составлен для личного пользования (для себя) и для других. Лит.: Кузнецова Л.М. Методика обучения иностранных учащихся конспектированию печатных текстов. — М., 1983; Павлова В.П. Обучение конспектированию. — М., 1989. В.Ю. Выборнова

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

КОНСПЕКТ
(от лат. conspectus — ‘обзор’) — вторичный речевой жанр научной сферы общения; представляет собой краткую запись другого — первичного — текста, устного (К. лекции, доклада) или письменного (К. книги, статьи).
К. не может быть точной записью текста (в отличие от стенограммы или расшифровки магнитофонной записи), он предполагает его обработку — выделение в нём текста и метатекста, главных положений и их доказательств, иллюстраций. Различение этих смысловых элементов текста автор К. отражает в его пространственной организации (поэтому, кстати, сам вид К. — показатель авторской культуры, компетентности).
Особенность К. — в совмещённости ролей: автор одновременно является адресатом конспектируемого текста и автором К. и — в будущем его же адресатом (читателем). Иначе говоря, К. пишется для самого себя, следовательно, в нём воплощается такой вид общения, как авто коммуникация.
Иногда К. публикуются — тогда их автокоммуникационная природа «зачёркивается», а известность автора конспектируемого текста делает К. документом, имеющим историческое значение. Так, напр., «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра, во многом определивший пути развития языкознания в XX веке, подготовлен к изданию не автором, а слушателями его лекций на основе их К.
Современная множительная техника и доступность её для учащейся молодежи, обилие текстов, выложенных в Интернете, делает жанр К. практически не востребованным в учебном процессе, что приводит к утрате навыков содержательного анализа изучаемых текстов. Возможно, в будущем К. окажется устаревшим жанром. Хотя К. может быть хорошим помощником в подготовке Рефератов (см.), курсовых и дипломных работ.
Иногда К. называют краткую запись содержания ещё не произнесённого текста, его программу в ходе подготовки к исполнению, напр., К. лекции, выступления. В этом значении конспект близок к такому жанру авто коммуникации, как наброски и Тезисы (см.).
Два жанра под одним названием, т.о., различаются временной перспективой: в первом случае конспектируемый текст в прошлом, во втором — в будущем. Второй случай расширяет сферу употребления жанра, включая публичные выступления не только научного, но и политического содержания.
Лит.: Вежбицка А. Метатекст в тексте // НЗЛ. Вып. 8. М., 1978; Выборнова В.Ю. Конспект; Конспектирование // Педагогическое речеведение: словарь-справочник. М., 1998; Равенский Ю.И.Тезисы и конспект // Развивайте дар слова: пособие для учащихся. М., 1982; Холодович А.А. О «Курсе общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977; Холодович А.А. О типологии речи // А.А. Холодович. Проблемы грамматической теории. Л., 1979.
Т В. Шмелёва

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.61 мб

Отречение Николая II: конспект урока истории. .

Кадыкова Ольга Мамедовна
В статье представлен конспект урока, в котором реализован деятельностный подход в обучении. Приведён пример организации развивающей учебной деятельности на историческом материале
Читать PDF
605.31 кб

Функциональный конспект как метод активизации самостоятельной работы студентов в современной концепц

Устинова Ирина Георгиевна, Подберезина Елена Ивановна
Рассмотрены современные образовательные технологии, такие как инсерт, маркировка текста, кластеры, фишбоун, концептуальная таблица, ромашка Блума, в организации самостоятельной работы студентов.
Читать PDF
2.94 мб

Память о Холокосте — путь к толерантности. Конспект уроков в 9,11 классах по истории России XX века:

Чеботарева Людмила Александровна
В статье представлен учебный модуль, состоящий из 4 уроков, посвященных памяти жертв Холокоста и формированию толерантности.
Читать PDF
472.91 кб

Предлоги — служебная часть речи. Конспект урока

Горшкова Ольга Леонидовна
Автор делится опытом организации урока русского языка в начальной школе по теме: «Предлоги служебная часть речи», в котором учитель и ученики становятся соучастниками процесса познания секретов орфографии и проникают в тайны устро
Читать PDF
507.00 кб

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ЗАЙЧАТА НА ПОЛЯНКЕ"

Соболева Наталия Станиславовна
Читать PDF
138.20 мб

Учебное пособие - «Опорный конспект» по физической географии (землеведению)

Пижанкова Елена Ивановн
В работе предложен отличающийся от традиционного способ подачи материала.
Читать PDF
9.23 мб

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Весеннее пробуждение»

Протасевич Ольга Николаевна
приведенная автором работа представляет собой ход занятия с дошкольниками, направленного на разностороннее развитие детей через ознакомление с весенними признаками.
Читать PDF
533.71 кб

Конспект занятия «Символ группы» по изобразительной деятельности в подготовительной группе

Ковко Ирина Сергеевна
Современное общество сейчас предъявляет высокие требования к подрастающему поколению.
Читать PDF
3.42 мб

Графический конспект как средство развития монологической речи у учащихся на уроках биологии

М. Валиева
Формирование монологической речи учеников в процессе обучения – одна из важных задач на сегодняшний день, автор в статье рассуждает о значении графических конспектов на уроках по биологии в развитии монологической речи учеников.
Читать PDF
452.44 кб

КЕЙС-КОНСПЕКТ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И УЧИТЕ

Деменева Надежда Николаевна, Колесова Оксана Вячеславовна
Введение. Реализация компетентностного подхода в педагогическом вузе требует разработки контрольно-измерительных средств, позволяющих определить сформированность профессиональных компетенций у будущих учителей.
Читать PDF
612.91 кб

Заметки на полях конспекта (из опыта учителя)

Максимова В. H.
Читать PDF
198.62 кб

Опорные конспекты как средство повышения качества образования

Глазунов С. А.
Читать PDF
2.76 мб

Використання опорно-логічних схем та конспектів на заняттях

C. В. Левченко
У статті наведено інформацію про використання структурно-логічних схем та опорних конспектів на заняттях біології, визначено сучасні підходи до проведення занять, наведені приклади використання структурно-логічних схем.
Читать PDF
260.93 кб

Инженерная графика: форма изложения и содержание конспекта

Гобралев Н. Н., Ильюшина Е. В.
Проанализированы особенности восприятия материала графических дисциплин студентамипервокурсниками. Предложены способы повышения эффективности его усвоения на лекциях и практических занятиях.
Читать PDF
119.66 кб

Теория оценивания образовательных объектов: тьюторская практика оценивания конспекта занятия

Молчанов Сергей Григорьевич
Статья представляет краткое описание теории оценивания образовательных объектов и фиксирует возможное ее использование для построения экспертных карт оценивания конспектов образовательных занятий в тьюторской практике.

Похожие термины:

  • ИНФОРМАТИВНЫЙ РЕФЕРАТ, РЕФЕРАТ-КОНСПЕКТ

    реферат, в котором в обобщенном виде содержатся все основные положения первичного документа, важнейшая аргументация, методика исследования, область применения. См. Индикативный реферат.
  • ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

    система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов (В.Ф. Шаталов) [58].
  • Конспект занятия

    разновидность развернутого плана, снабженного: - конспективным изложением содержания учебного материала; - решением задач; - формулировками вопросов обучающимся; - методическими схемами: указание
  • УЧЕБНЫЙ КОНСПЕКТ

    результат конспектирования; краткие записи содержания статьи, доклада, книги, лекции, включающие в сжатой форме основные положения и их обоснование.
  • КОНСПЕКТИРОВАНИЕ

    составление конспекта прочитанного научного или литературного источника.