КОНФОРМИЗМ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Конформизм
стремление человека приспособиться к социальным нормам, чтобы быть таким, как другие.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

КОНФОРМИЗМ
приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения [24, c. 64; 91, c. 276].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

КОНФОРМИЗМ
податливость человека групповому влиянию, изменение своего поведения, установок в соответствии с позицией большинства, ранее не разделявшейся.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

КОНФОРМИЗМ
от лат. Подобный, сходный) – приспособленчество, принятие мнения большинства, отсутствие собственной позиции: в данном случае личность подчиняется коллективу.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Конформизм
(от лат. сonformis – подобный) – тенденция личности изменять свои убеждения, ценностные установки и поступки под влиянием общения, коллектива или иной точки зрения.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Конформизм
отпозднелат. conformis - подобный, сообразный) - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

КОНФОРМИЗМ
1) приспособленчество, некритическое принятие существующего порядка вещей, норм, ценностей, привычек, мнений и т.д., отсутствие собственной позиции; 2) учение англиканской церкви, признающее главу государства главой церкви.
Конформность социальная — тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей так, чтобы оно соответствовало мнению окружающих.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

КОНФОРМИЗМ
некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам, пассивное принятие существующего порядка в обществе и государстве, отсутствие собственного мнения. Конформизм создает социально-психологическую основу для авторитаризма и тоталитаризма, которые стремятся подчинить всех граждан единым установкам и пропагандистским клише.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Конформизм
понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. К. означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритичное следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, авторитет, традиции, псевдотрадиции и др.). Командиру подразделения необходимо учитывать, что конформизм способствует развитию в воинском коллективе круговой поруки.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

КОНФОРМИЗМ
(от лат. conformis – подобный, единообразный) – тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей так, чтобы оно соответствовало мнению окружающих, стремление приспособить свое поведение к их требованиям.
* Нонконформизм (от англ, nonconformists) – инакомыслие, отказ личности от подчинения коллективу, стремление навязать ему свою волю; стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем (синоним – негативизм).

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

КОНФОРМИЗМ
конформные реакции) (от лат. conformis — подобный, сообразный) — податливость человека групповому влиянию, изменение своего поведения, установок в соответствии с позицией большинства, ранее не разделявшейся. К. зависит от личностных качеств индивида, его самооценки, самоуважения, интеллекта, может усиливаться в стрессовых ситуациях. У детей К. развит в большей степени, чем у взрослых, у женщин — сильнее, чем у мужчин. Конформность бывает внутренней, личной, и внешней, выражающейся в демонстративном согласии с группой по разным вопросам. Противоположным понятием является самостоятельность, независимость человека от мнения других. Особой разновидностью той же зависимости от группы является негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.

Источник: Педагогический словарь

КОНФОРМИЗМ
от лат. conformis - подобный) — тенденция личности изменять свои убеждения, ценностные установки и поступки под влиянием группы, в которую человек включен. В психоло- гии склонность к К. (конформность) рассматривается как специфическая личностная черта, в большей или меньшей степени присущая каждому человеку. В первые годы своей жизни ребенок неизбежно проявляет конформность, усваивая от старших правила поведения, оценки тех или иных событий. Психологической основой конформности является высокая внушаемость ребенка, непроизвольное подражание, "заражение". Когда в периоды кризисов развития ребенок протестует против требований родителей, в этом проявляется тенденция, противоположная К., - нонконформизм. Проявления К. и нонконформизма в дошкольном и младшем школьном возрасте часто сменяют друг друга. Поэтому родителям и воспитателям следует избегать поспешных выводов об особенностях формирующегося характера ребенка. Подростковый возраст, как правило, сопровождается характерным кризисом отношений с окружающими: к семейной группе (прежде всего, к родителям) подросток проявляет нонконформизм, а к группе сверстников - К. Воспитание человека с активной жизненной позицией требует развития у ребенка способности к сознательному принятию или отвержению требований группы на основе их сопоставления с моральными нормами и общественными ценностями. При этом независимость не исключает солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе сознательного согласия с ней.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КОНФОРМИЗМ
от лат. conformis — подобный, сообразный), тенденция личности изменять свои убеждения, ценностные установки и поступки под влиянием группы, в к-рую человек включен. В психологии склонность к К. — конформность — рассматривается как специфич. личностная черта, в большей или меньшей степени присущая каждому человеку.
Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформность. Первая представляет собой демонстративное Подчинение навязываемому группой мнению с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц; вторая — действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутр. принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собств. точка зрения. Внутр. конформность, как правило, сопровождается внешней, к-рая, напротив, не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами. При всех различиях обе формы близки в том, что служат специфич. способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Особой разновидностью той же зависимости является нонконформизм — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой утверждать противоположную точку зрения.
Начало исследованиям К. было положено в 50-х гг. 20 в. работами амер. психолога С. Аша, изучавшего влияние группового давления на принятие человеком решений, противоречащих объективно воспринимаемой им информации. Было установлено, что в зависимости от обстоятельств каждый человек обнаруживает ту или иную степень конформности.
К. нередко становится доминирующим стилем жизни, когда человек утрачивает способность к инициативе и самостоятельности суждений во всем многообразии жизненных обстоятельств. Рус. психиатр П. Б. Ганнушкин («Клиника психопатий», 1933, опубл. в Избр. тр., 1964), опираясь на разработанную им классификацию характеров, был склонен объяснять К. принадлежностью человека к определенному типу личности, при этом он прямо связывал конформность с низким интеллектом. Дальнейшие исследования во многом опровергли его гипотезу; напр., было установлено, что человек, принадлежащий, по Ганнушкину, к т. н. конформному типу, может хорошо учиться, в т. ч. и в вузе, а при определенных условиях — успешно выполнять сложные виды проф. деятельности, т.е. между конформностью и уровнем интеллекта существенной взаимосвязи нет. Очевидно, склонность к К. закрепляется и усиливается под влиянием окружающей человека социальной среды, и особенно в результате неадекватных пед. воздействий.
В первые годы своей жизни ребенок неизбежно проявляет конформность, усваивает от старших правила поведения, оценки тех или иных событий. Психол. основой конформности является высокая внушаемость ребенка, непроизвольное подражание, «заражение». Когда в периоды кризисов развития (см. Кризисы возрастные) ребенок протестует против требований родителей, в этом проявляется тенденция, противоположная К., — нонконформизм. Проявления К. и нонконформизма в дошк. и мл. шк. возрасте часто сменяют друг друга. Поэтому родителям и воспитателям следует избегать поспешных выводов об особенностях формирующегося характера ребенка.
Подростковый возраст, как правило, сопровождается характерным кризисом отношений с окружающими: к семейной группе (прежде всего к родителям) подросток проявляет нонконформизм, а к группе сверстников — К. Подростки не склонны менять микросреду сверстников, в к-рой они освоились. Нередко решающим фактором в выборе уч. заведения становится предпочтение товарищей. Одной из самых тяжелых психич. травм, к-рая, по-видимому, для них существует, является изгнание подростка из привычной группы сверстников.
Авторитарные методы борьбы с подростковым К., как правило, неэффективны. Напр., запрет встречаться со сверстниками только усиливает нежелат. тенденции поведения. С другой стороны, повышенный К., подверженность влиянию других в сочетании с включенностью в группу подростков с противоправными интересами (пьянство и наркомания, беспорядочные сексуальные отношения, воровство, спекуляция и т. п.) может привести к катастрофич. последствиям. Нежелательные, антиобществ. проявления К. можно и нужно преодолевать прежде всего за счет профилактики — сисТематич. поощрения в семье (начиная со ст. дошк. возраста) сознательно аргументированной убежденности в правильности своих поступков, оценок, интересов и предпочтений в форме подчеркнутого уважения к мнению всех членов семьи.
Воспитание человека с активной жизненной позицией требует развития у ребенка способности к сознат. принятию или отвержению требований группы на основе их сопоставления с моральными нормами и обществ. ценностями. При этом независимость не исключает солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе сознат. согласия с ней.
Лит. — Иванов В. Г., Коллективизм или конформизм?, Л., 1980; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Петровского, М., 1987.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
582.10 кб

Ребенок - конформист: как так получилось?

Костева Любовь Алексеевна, Деревянкина Анна Александровна
В статье рассматривается понятие конформизма среди детей. Анализируются поступки и предпосылки.

Похожие термины:

  • КОНФОРМИЗМ ЛИЧНОСТИ В МИКРОГРУППЕ

    полное (значительное) приспособление личности к динамике процессов, происходящих в микрогруппе, ее деформация в соответствии с микроклиматом.
  • КОНФОРМИСТ

    (от лат. conformist – согласный) – приспособленец, пассивно принимающий существующий порядок.